Формирование УУД учащихся во внеурочной деятельности.
статья
Выступление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД учащихся
во внеурочной деятельности
СЛАЙД 1. Самое прекрасное зрелище на свете — это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни
после того, как ее показали ему.
Конфуций
СЛАЙД 2. Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
СЛАЙД 3. В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Поставленная школьной реформой задача обновления системы образования приводит к необходимости по-новому взглянуть на место и роль внеурочной деятельности в современных условиях.
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают детские общественные организации. В новом ХХI веке в условиях реализации Конвенции о правах ребенка и начавшегося Всемирного движения в интересах детей, дети способны стать партнерами, союзниками взрослого общества, а не только объектом его воздействия.
СЛАЙД 4. Одной из моделей такого сотрудничества является деятельность школьной детской общественной организации (далее ДОО) «Сердца отважных». Благодаря ДОО познание ребенком самого себя, т.е. его самоопределение начинается уже с первой ступени (1-4 классы) образования. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
В условиях современной жизни, существующая система дополнительного образования, физкультуры и спорта не способна охватить свободное время всех детей и подростков. Многие существующие формы дополнительного образования направлены на работу с детьми способными и одаренными в каком-либо виде деятельности. Осуществление воспитания в детской школьной общественной организации дает большие возможности для развития социальных качеств личности, навыков и умений организаторской деятельности, дополняя существующие институты воспитания и образования, и создавая такую воспитательную среду, где может проявиться и самоутвердиться ребенок с любыми потенциальными способностями и склонностями в области спорта, творчества, развития профессиональных навыков.
Современность предъявляет особые требования к человеку. Сегодня нужна открытая, неконфликтная, творческая, компетентная личность, умеющая работать в команде. Ведь объединяясь, дети приносят в общую «копилку» свои знания, опыт, открытия, они приобщаются к общественной жизни, проходят школу гражданского возмужания и ответственности, здесь же формируется их мировоззрение. Практика свидетельствует, что социализация личности идет успешнее в процессе общественной деятельности в объединении, чем вне ее.
СЛАЙД 5. Таким образом, актуальность данной модели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной детской общественной организации обусловливается:
- необходимостью подрастающего поколения в проявлении инициативы и самодеятельности, посильного и реального участия в жизни общества;
- стремлением к взрослости и утверждения себя в значимой для общества деятельности;
- формированием личности человека в результате долгого процесса его деятельности и отношений с другими людьми. Группируясь в различные компании, команды и т. п.,
дети, таким образом, объединяют свой опыт и свои возможности в игре, учебе, труде и другой деятельности. Стремление к объединению – естественная потребность детей.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы МОУ «ОШ». Особое внимание в федеральных стандартах акцентируется на приобретении детьми УУД, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащихся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
СЛАЙД 6. Цель модели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной детской общественной организации:
- становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся;
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи модели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в условиях реализации ФГОС через деятельность школьной детской общественной организации:
- развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность;
- становление и проявление индивидуальности;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;
- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
- обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
- метапредметные результаты – освоенные учащимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
То есть УУД – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности, а также обеспечение целостности содержания образования.
СЛАЙД 7. Заинтересованность нашей школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. На этапе развития личности ребёнка, когда еще не накоплен социальный и культурный опыт, основной целью деятельности детской общественной организации, является создание максимально широкого поля деятельности для реализации его идей, замыслов, стремлений и творческих инициатив. Это наилучшее время для формирования его взглядов на жизнь, лучшее время для формирования самостоятельного, целостного, полноценного члена общества, гражданина своей страны.
Членов организации объединяет стремление сделать жизнь интереснее, желание научиться слышать, понимать друг друга и действовать вместе, потребность знать больше, чем знают. В процессе реализации программы учащиеся участвуют в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, социальных, экологических, нравственных, правовых, трудовых и т. д.
Программа детской общественной организации предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации, так как концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
- принцип личностного подхода — признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- принцип деятельного подхода — находясь в детской организации, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью — общественно-полезной, самодеятельной, творческой; участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
- принцип вариативности — разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);
- принцип средового подхода — включает различные варианты взаимодействия детской организации со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования).
СЛАЙД 8. Чтобы жизнь организации была не просто интересной, но и развивающей, деятельность детской организации предполагает:
- овладение знаниями по определенному направлению;
- приобретение умений и навыков по определенному направлению;
- общественно-значимые акции и дела по определенному направлению.
Основными направлениями деятельности школьной организации «Алые паруса» являются:
- Спортивно-оздоровительное:
- экскурсии, подвижные игры;
- беседы, игры, викторины по охране здоровья;
- спортивные прогулки и флешмобы.
- работа оздоровительного лагеря дневного пребывания во время каникул;
- выпуск газет, информационных бюллетеней;
- игры по станциям здоровья;
- традиционные дела: «Веселые старты», День здоровья, спортивные соревнования «Рыцари России», Школьные Олимпийские игры и др.
- Общекультурное:
- организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- тематические беседы, викторины, игры;
- ролевые игры;
- импровизация сценок, спектаклей;
- традиционные дела: участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, инсценирование сказок, конкурсы чтецов.
- Общеинтеллектуальное:
- библиотечные уроки;
- конкурсы, экскурсии, фестивали, викторины, деловые и ролевые игры;
- интеллектуальный конкурс «Умники и умницы»;
- участие в научно-исследовательских конференциях.
- традиционные дела: предметные недели и олимпиады, акция «Помоги библиотеке», интеллектуальный марафон и др.
- Духовно-нравственное и патриотическое:
- выставки рисунков и поделок;
- оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
- традиционные дела: встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, игра «Зарница», операция «Забота».
- Социально-значимая деятельность:
- субботники;
- проведение акций на уровне школы, детских садов;
- социальные проекты;
- традиционные дела: праздник «День птиц», операция «Птичий домик», акция «Живи, Земля!», фотоконкурсы, декада по озеленению, акция «Школа – наш дом, будь хозяином в нем» и др.
СЛАЙД 9. Практическая значимость предлагаемой модели организации внеурочной деятельности состоит в том, что:
- кураторами ДОО была разработана программа деятельности, направленная на активизацию воспитательного потенциала учащихся;
- предлагаемая модель организации внеурочной деятельности является эффективной с точки зрения воспитательного потенциала, поскольку здесь органично сочетаются возможности учебной деятельности, внеучебной деятельности ДОО, социальных проб и практик;
- разработаны методические материалы для педагогов, учащихся: анкеты, листы в портфолио «Достижения юнги», сценарии мероприятий по четвертям; листы достижений (УУД) по каждому классу ;
- полученные результаты помогут сориентировать педагогов 5-х классов на дифференцированный подход к вовлечению детей в детские общественные объединения на уровне среднего общего образования;
- разработана технология взаимодействия с родителями (законными представителями), представителями различных общественных организаций, учреждениями дополнительного образования детей, позволяющая объединить в рамках учреждения детей, родителей и разных специалистов;
- в представленной модели организации внеурочной деятельности главным является то, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Данная модель организации внеурочной деятельности позволяет заинтересовать ребёнка занятиями (делами) после уроков, что даёт возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования;
• данная модель в условиях любого образовательного учреждения (может использоваться даже внутри одного класса) позволяет обеспечить воспитание социальной активности и участие в позитивно направленной деятельности;
- предлагаемая модель может быть использована специалистами, работающими в общеобразовательных учреждениях любого типа и вида.
Детская общественная организация объединила, сплотила, увлекла ребят своей деятельностью. Дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свое мнение, свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, мы, педагоги, лишь управляем этим процессом, направляем на верный путь и предоставляем материал для размышления, обсуждения. А 100%-ое вовлечение младших школьников в социально-значимые дела является благодатной почвой для становления Человека-Гражданина.
СЛАЙД 10. Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых в процессе проводимых мероприятий организации позволяет раскрыть талант ребенка, развивать его интеллект, формировать нравственные чувства, гуманные отношения, ценностные ориентиры на здоровье, потребность творить добро, создавать красоту. В ситуации сотрудничества и насыщенной творческой деятельности формируется социальной опыт ребенка - базис его личностной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность
Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценн...
формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...
Организация деятельности учащихся во внеурочной деятельности.
Опыт работы в группах во внеурочной деятельности, формирование экипажей в 1 классе. Блиц викторина, как форма групповой работы....
Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...
Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...
Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.
У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди...
« Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности».
Рекомендации по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность...