Россия- Родина моя
план-конспект урока
Формирование понятия о любви к Родине, как одной из главных нравственных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_rossiya.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Россия – Родина моя»
Цель: формировать понятие о любви к Родине как одной из главных нравственных ценностей.
Задачи
Обучающие:
- формировать понятие родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
- закрепить знания детей о государственных символах России;
Развивающие:
- развивать мышление, коммуникативные качества личности;
- развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
- развивать самостоятельность, ответственность;
- развивать навыки познавательной, творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
- воспитывать любовь к родителям, близким.
Оборудование: презентация «Россия – Родина моя», плакаты.
Музыка: аудиозапись песни «С чего начинается Родина», аудиозапись Гимна России.
Ход занятия
- Орг. момент
Учитель: Ребята послушайте отрывок из песни “С чего начинается родина?”
С чего начинается родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
– С чего начинается Родина?
2.Постановка цели занятия
Учитель: Ребята, вы, наверное, уже поняли какая тема нашего сегодняшнего занятия.
Ответы детей
Учитель: Сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие России - нашей Родине. Поговорим о том, почему мы Россию называем Родиной, почему мы её любим, почему мы ее должны любить и беречь. Слайд 1
2.Работа по теме занятия
Учитель: Эпиграфами к нашему мероприятию станут слова великого русского писателя И.С.Тургенева: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись" и слова древнеримского философа Сенеки о том, что "Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя". Слайд № 2
Россия – наша Родина. Почему мы зовём её Отечеством?
Ответы детей: Потому что здесь жили наши отцы и деды
Учитель: Почему мы называем её Родиной?
Ответы детей: Потому что мы здесь родились
Учитель: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.
У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы - милая Франция, а мы, русские - Матушка Россия.
Слайд № 3.
Учитель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
С. Комратова
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Учитель: Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова.
У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя Родина, свои корни.
Учитель: Что такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет; дом, где он родился; березку у дома; место, где жили его предки? Наверно, все это и есть Родина.
Учитель: Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ.
Ребята, а какой вы видите свою Родину? За что вы ее любите?
Ответы детей
Учитель: Как мы должны относиться к нашей родине?
Ответы учеников: любить, охранять, беречь и так далее.
Учитель: Правильно, охранять, беречь, любить. Что же значит – любить родину? Посмотрите на доску: здесь сказано о том, какие поступки можно совершать по отношению к своему родному краю. Прочитайте, подумайте, какие из этих поступков указывают на то, что человек не любит свою родину.
Беречь природу
Рвать, портить государственный флаг и герб
Знать историю края
Не интересоваться историей своего рода, страны
Разумно использовать природные богатства,
Ломать заборы, разбрасывать мусор,
Уважительно относиться к людям,
Грубить окружающим,
Сохранять традиции предков
Бездумно расточать полезные ископаемые
Благоустраивать место жительства
Безжалостно истреблять животных и растения
Ребята называют, какие поступки указывают на то, что человек не любит свою родину, а учитель удаляет листочки с названиями этих поступков с доски.
Учитель: А теперь давайте вслух прочитаем, что значит любить родину.
Беречь природу
Знать историю края
Разумно использовать природные богатства
Уважительно относиться к людям,
Сохранять традиции предков
Благоустраивать место жительства
Учитель:
-Ребята, а вы знаете, что означает слово "Родина"?
Ответы учащихся.
Учитель: - Правильно, (Слайд № 4) Родина - это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация).
Откуда же произошло само слово "Родина"? ( Слайд №5) Слово это произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Слов с корнем "род" много (Слайд №6):
- родить - произвести на свет потомство;
- родители - отец и мать, у которых рождаются дети;
- родня - родственники;
- родословная - перечень поколений одного рода.
Люди гордятся своей родословной, изучают.
Учитель:
У каждого из нас есть большая родня - наши предки, которые и защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия! (Слайд №7, 8). Беспредельная любовь к Родине, к народу, к человеку - вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. Они любили Россию, поэтому победили врагов страны. Они завещали нам беречь и защищать Родину. Давайте, ребята, мы прислушаемся к их словам и будем беречь нашу Родину - Россию.
Учитель: - А сейчас конкурс пословиц и поговорок. Пословицы - это тоже наше наследие, это мудрость народная. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь. Вспомним пословицы о Родине! (Слайды № 9,10,11,12,13) Я начинаю, а вы заканчиваете.
Родимая сторона - мать: а чужая –( мачеха).
Жить - Родине... (служить).
Береги землю родимую, как... (мать любимую).
Родина-мать, умей... (за нее постоять).
Родина - всем : (матерям мать).
Учитель: - Наша Родина всегда гордилась своими церквями, храмами. Белокаменные, старинные в обрамлении зелени они кажутся жемчужинами на зеленом бархате. Церкви были разные: однокупольные, пятикупольные или со множеством глав. Храмовое многоголовье - вот еще одна гордость России! Слайд № 14.
Учитель: - Церкви в России ставили на высоком, открытом месте, чтобы они были отовсюду видны. Звон колоколов должен быть слышен как можно дальше.
Учитель: - Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
- Ребята, а знаете ли вы, чем одно государство отличается от другого?
Ответы детей.
Учитель: - Правильно, государства различаются языками, на которых разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. А какие основные символы государства?
Ответы детей.
Учитель:- Вы правильно ответили, основные символы это - герб, флаг, гимн.
Учитель: На гербе нашего государства изображен двуглавый золотой орел. Слайд № 15
Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, символ власти, могущества, мудрости. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III - великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь - это герб Российской Федерации. Внутри российского герба - герб Москвы. На нем, на красном фоне, изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Герб это - эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Слайд № 16. Трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами - Российский флаг. Появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это Государственный флаг Российской Федерации.
Что же символизируют цвета Российского флага? Есть разные версии. По одной это - единство земли, моря и неба. По другой - содружество трех славянских народов. По третьей - белый цвет символизирует веру, чистоту, синий - небо, благородство, верность, красный - героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, красный -любовь.
Слайд № 17 Третий символ нашего государства - Гимн Российской Федерации. Слова гимна сочинил С. В. Михалков, музыка А. В. Александрова. Гимн был утвержден президентом 30 декабря 2000 года. В новый век Россия вступила с новым гимном, давайте его послушаем, но не забывайте, что гимн нужно слушать стоя.
(Звучит гимн (один куплет))
Учитель: Россия - эта великая, могучая, красивая держава. Она всю свою многовековую историю терпела и нашествия, и войны, и погромы, и пожары, и страдания. Но она выходила из всех испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени.
Россия великая и красивая страна. Такой страны нет больше в мире. Нет в других странах красивой русской зимы, красавиц берез, птиц, которые поют сладостные песни, больших лесов, бескрайних полей: Всё это - наша с вами Родина, это Россия. Слайды № 18,19,20
3.Физминутка
- Как живешь?
- Вот так!
(Показать большой палец)
- Как идешь?
- Вот так!
( Ходьба на месте)
- Как бежишь?
- Вот так!
( Бег на месте)
- Ночью спишь?
- Вот так!
( Руки «лодочкой» под щеки)
- Как берешь?
- Вот так!
- Как даешь?
- Вот так!
- Как шалишь!
- Вот так!
( Надуть щеки и стукнуть по ним)
- Как грозишь?
- Вот так!
4. Продолжение работы над темой урока
Учитель: Кто знает, какие народы проживают в России?
Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.
Учитель: А чем народы отличаются друг от друга?
Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Учитель: Россия древняя страна. У нее богатая история. Народная память хранит имена удивительных, талантливых людей, прославивших свою страну. Давайте вспомним имена великих россиян. Посмотрите на экран – кого вы видите на этих картинах? (на экран проецируются портреты, ученики называют имена: Петр I, М. Ломоносов, А.Суворов, М Кутузов, А.Пушкин, Л. Толстой, Ю.Гагарин )
Слайды 21-27
Учитель: Все мы с вами родом из огромной страны, имя которой - Россия. Но у каждого из нас есть малая Родина - место, где мы родились, и большая Родина - Отечество. Нашей малой Родиной является город Смоленск.
Слайд № 28
Учитель: Здесь вы родились, живете, здесь живут ваши родители и друзья. Посмотрите на экран. Какие достопримечательности вы видите на фотографиях? (Собор, Крепостная стена, памятник войне 1812 года, памятник Твардовский и Теркин, памятник М.И. Глинке). Слайды 29-33
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом – где он родился. Родина начинается на пороге нашего дома.
Давайте построим свой дом счастья. Мы будем строить свой дом по кирпичику.
(Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку со словами) любовь, дружба, красота, тепло, нежность, доброта, ласка, ответственность, справедливость, радость ,здоровье ,трудолюбие, уют, доверие ,веселье, простота, смелость , честность, взаимопонимание, требовательность, уважение.
Учитель: Вот мы и построили дом, в котором каждый может быть счастлив!
Ребята, как называют человека, который любит свою родину и совершает полезные дела во имя её процветания?
Ответ: Патриот
Учитель: Да, такого человека называют патриотом, а чувство любви к родине – патриотизмом
Слайд 34
Учитель: А хотите узнать, вы – патриоты своей Родины? Для этого мы проведём с вами викторину на знание настоящего, истории и традиций нашей Родины. Дайте её полное название
Слайд 35
Викторина.
- Кто сейчас является президентом нашей Родины (Путин В.В..)
- Назовите столицу нашей Родины? (г. Москва)
- Как называются граждане России? (Россияне)
- На каком языке говорят россияне? (На русском)
- Кто выбирал президента? ( Народ)
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
- Кто автор слов Российского гимна?(С.Михалков)
- Как зовут космонавта, который первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
- В каких частях света расположена Россия? (Европа, Азия)
- Назовите города, которые вы знаете. (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Волгоград, Вологда, Казань, Екатеринбург и т.д.)
- Какие крупные реки протекают по территории нашей Родины? (Волга, Днепр, Лена, Енисей и т.д.)
- Какие главные праздники отмечают в нашей стране? ( Новый Год, День Защитников отечества, 8 марта, День Победы, День Рождения России (12 июня))
- Русский праздник проводов зимы – это? (Масленица)
- Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- Какое дерево считают символом России? (Березу)
- Какими природными богатствами славится наша Россия? (Золото, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, каменный и бурый уголь, нефть, газ, лес)
- Какие животные живут на территории России?(медведи, волки, лисы, зайцы, белки, лоси, кабаны)
Учитель: - Молодцы! Я рада, что вы так много знаете о нашей России, то есть о нашей с вами родине.
Каждый человек, живущий в Росси должен знать её историю и родной язык, беречь и любить её природу. Любите Родину, берегите её, и, если надо будет, помогите ей.
5. Итоги занятия
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
Вспомните, о чём мы сегодня говорили.
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунки на тему “Моя Родина - Россия” и украсить ими классный уголок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - родина моя
Конспект классного часа для учащихся 1 класса...
Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»
Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Викторина "Русь-Россия-Родина моя"
Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...
Россия,Родина моя.
Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...