"Не бывать в России смуты. День народного единства."
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)

Калгина Любовь Александровна

Информационный час для учеников начальной школы. Беседа проводится накануне праздника "День народного единства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ne_byvat_v_rossii_smuty.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СМУТНОЕ ВРЕМЯ. БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ РОССИИ.

Слайд 2

Проблемы Московского государства → задерживает экономическое развитие → озлобляет и ожесточает народные массы 1. Ведение войн →приводит к потере кормильцев в семьях → приводит к голоду в семьях → приводит к разрушению городов и селений → ослабляет государство 2. Раздробленность →ослабление мощи государства на малые княжества ­ →нападение воинственных соседей государства Как можно решить эти проблемы? Необходимо объединить народы

Слайд 3

Царь Федор, сын Ивана Грозного Борис Годунов Царевич Дмитрий Иванович (1582-1591) Царствование Ивана Грозного сильно ослабило Россию. Царь не оставил наследника, который мог бы справиться с управлением России в это сложное время. Старший сын Иван был в припадке гнева убит царем. Другой сын, Федор, занявший престол после смерти отца, мечтал стать монахом и мало интересовался государственными делами. Фактически вместо него правил его родственник, умный и волевой боярин Борис Годунов. Самый младший сын Ивана Грозного — Дмитрий — погиб при невыясненных обстоятельствах, но народная молва обвинила в его гибели Бориса Годунова.

Слайд 4

В 1598 году после смерти бездетного царя Федора династия Рюриковичей, правившая Россией более семи веков, пресеклась. Земский собор избрал Годунова на царство. Началось его правление успешно, но несколько страшных неурожайных лет сильно ослабили власть Годунова. В народе стали считать его неправедным, ненастоящим царем, хотя он прилагал все усилия, чтобы накормить голодных. Достаточно было только искры, чтобы в России разгорелся пожар народной смуты.

Слайд 5

В начале 17 века в Польше объявился человек, который назвался «чудесно спасшимся» царевичем Димитрием. Но это был не Дмитрий, а беглый монах Григорий Отрепьев. Поэтому его называют Лжедмитрием. Собрав войско, Лжедмитрий пошел в поход на Москву. В его войско входили отряды польских воинов и недовольных Годуновым русских дворян. Но армия Годунова разбила разношерстное русско-польское войско Лжедмитрия. На этом портрете 18 века изображен Лжедмитрий. Он в латах, потому что воевал за право быть царем. Рядом с ним корона русских царей, которую он хотел бы водрузить себе на голову. На картине он назван «Дмитрий — император Московии». И только неожиданная смерть Годунова спасла самозванца.

Слайд 6

Москва открыла ему свои ворота, и Лжедмитрий стал царем. Но правил он всего год. Бояре недовольные тем, что главными советниками Лжедмитрия стали приехавшие вместе с ним поляки, организовали заговор. Лжедмитрий был убит, а царем был назван боярин Василий Шуйский, хитрый интриган, но слабый правитель. Народ не считал его законным царем. Объявились новые самозванцы, которые называли себя именами различных «чудесно спасшихся» русских царей. И каждый из них со своим войском разорял и грабил русские земли.

Слайд 7

Этой ситуацией воспользовались иноземные враги России — поляки и шведы. Польское войско заняло значительные территории и с помощью части бояр захватило Москву. Шведы тем временем захватили Новгородские земли. Встал вопрос о существовании независимого Русского государства. Многие русские люди считали, что иноземцев и самозванцев нужно изгнать из пределов Руси. В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение, каждый русский человек должен был отдать пятую часть имущества на его создание. Возглавили ополчение горожанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. У стен столицы разгорелось сражение. Несколько дней шли жаркие бои. Подкрепление не помогло осажденным полякам. Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон Кремля. Подходившее подкрепление было остановлено и разбито под Волоколамском.

Слайд 8

В 1612 году народная армия заняла Москву. Через два года собрался Земский собор, на котором новым царем был избран 16-летний Михаил Романов. Картина А. Кившенко «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство». Царь был избран всенародным голосованием на Земском соборе в 1613 году. В работе Собора принимали участие не только бояре, дворяне и духовенство — высшие сословия, но и посадские люди, казаки и крестьяне

Слайд 9

В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому

Слайд 10

Ивану Сусанину, погубившему отряд поляков в зимнем лесу, поставлен памятник в городе Костроме, а композитором Михаилом Глинкой о его подвиге написана знаменитая опера «Жизнь за царя».

Слайд 11

Как развивалось государство после освобождения от польских и шведских захватчиков ? Московское →восстановление хозяйства государство →строительство городов, церквей, монастырей к концу XVII в. →освоение Сибири → крестьянская война

Слайд 12

Золотое Кольцо Город Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра

Слайд 13

Переяславль-Залесский Памятник Юрию Долгорукому в Переяславле-Залесском. Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор (1157).

Слайд 14

Ростовский кремль Ростов

Слайд 15

Ярославль Церковь Иоанна Предтечи

Слайд 16

Музей деревянного зодчества Суздаль

Слайд 17

Золотые ворота Троицкая церковь Дмитриевский собор Успенский собор Владимир

Слайд 18

Покровск ий собор в Москве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября-день народного единства

Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства....

Классный час «День народного единства – государственный праздник России».

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за судьбу Родины....

презентация к классному часу «День народного единства – государственный праздник России».

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за судьбу Родины....

Классный час на тему "День народного единства– государственный праздник России"

v  Данный классный час направлен на  формирование  чувства  гражданственности и патриотизма; ответственности  за судьбу Родины; датёт общее представление об истории возникнове...

Классный час "День воинской славы России — День народного единства"

Сегодня мы поведём разговор о главном государственном празднике России – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА....

Единый классный час на тему: «День народного единства – государственный праздник России»

: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за судьбу Родины....