Помни о других - ты не один на свете
план-конспект занятия (4 класс)

Савкова Оксана Юрьевна

Материал представленного занятия способствует расширению знаний воспитанников о правилах общения с окружающими; позволяет закрепить понятия: друг, дружба, товарищ, помощь, обида, забота, плохие и хорошие поступки, родители, уважение к родителям; воспитывает уважение к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomni_o_drugih_-_ty_ne_odin_na_svete.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района

«Помни о других – ты не один на свете»

(беседа)

        Подготовила:                                                                                                                               воспитатель                                                                                                                              Савкова О.Ю.

Задачи: расширить и дополнить знания воспитанников о правилах общения с окружающими; закрепить понятия: друг, дружба, товарищ, помощь, обида, забота, плохие и хорошие поступки, родители, уважение к родителям; воспитывать уважение к окружающим.

Ход занятия:

Слайд №1 «Ты живешь на свете не один, а среди людей,

поэтому твои поступки могут радовать

или огорчать окружающих и тебя самого».

- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение - от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «невоспитанный человек, некультурный человек».

Слайд № 2Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

В делах и играх мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится.

Обсуждение понятий «друг», «дружба», «товарищ», «помощь», «обида», «забота»:

Слайд №3

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают, вместе учатся. Товарищи - это люди, которые все вместе делают общее дело.

Помощь – действия, направленные на помощь кому-либо.

Обида – чувство, вызванное всем, что причиняет боль (когда мы обижаемся на кого-либо).

Забота – активность (наши действия), направленные на достижение блага.

Игра «Хорошо или плохо»

Записаны слова, характеризующие качества человека: зависть, ябедничество, терпение, сочувствие, жадность, доброта, обидчивость, честность, грубость, верность

Воспитанникам предлагается хлопать в ладоши, если поступок хороший.

Послушайте рассказ «Навестила» В.Осеева.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

-Пойди и узнай, что с ней: может она заболела, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

-Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе...

-Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щеку. - А мне надо бы полоскание...

-Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше. А еще мне помогала грелка, горячая-горячая.

Валя оживилась и закивала головой:

-Да, да, грелка... Муся, у нас на кухне стоит чайник...

-Это не он шумит! Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и побежала к окну.

-Так и есть - дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом просунув в дверь голову, крикнула:

-Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

-Ну что? что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Мусю девочки.

-Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. - И она ничего не говорила! А помогает только грелка и полоскание.

Правильно ли вела себя Муся у Вали? (Конечно, не правильно. Она ни в чем не помогла своей больной подруге.)


А как надо было? (Что Валя просила, говорила, надо было помочь: дать горячую грелку, подать раствор для полоскания, тем более, что у нее тоже был такой же флюс.)

Слайд № 4 Вывод: будь сам настоящим другом и у тебя будет много друзей!

Тот, кто хочет дружить, должен этому научиться. И начинать нужно с самого себя.

Слайд №5 Прочитаем правило. (В школе веди себя так, чтобы учителям было легко вести уроки. Не мешай заниматься другим и сам хорошенько учись - это принесет пользу тебе и порадует старших.)

-Всегда ли вы ведете себя так, чтобы учителям было легко вести уроки? (Ответы детей.)

-Да, в нашем классе есть такие ребята, которые мешают учителям вести уроки. Мешают заниматься другим и сами плохо учатся. Фамилии называть, я думаю, не будем, а эти ребята исправят свое поведение.

- А как нужно вести себя дома? (Ответы детей.)

Слайд №6  Воспитанники читают и обсуждают правила поведения в семье:

  1. Будь ласков с родителями, приветлив со всеми, кто заботится о тебе дома, помогая им.
  2. Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь, что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших.
  3. Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреждай, что можешь задержаться в школе или где-нибудь еще.
  4. Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.
  5. Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.
  6. Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.

Послушайте рассказ «Мама». Написал Н. Воробьев.

Накрывая утром на стол, мама сказала:

-Что-то не хочется есть. Завтракай тут сам.

И ушла на работу.

А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поеживаясь, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:

-Холодно как... Не протопить ли еще?

-Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги. - Только сперва обедать давай.

Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню.

Обедал Павлик один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами.

Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла не двигаясь, словно в забытьи. Потом тихо проговорила:

-Нездоровится. - И зябко повела плечами. - Прилечь, что ли?

-Приляг, - машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.

Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.

Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил ее просьбу.

От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.

Наутро мама на работу не пошла. Она все кашляла и сердилась на себя.

-Вот угораздило не вовремя расклеиться, - ворчала она. - Конец месяца, отчет... Напутают все там без меня...

Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому.

У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле.

Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящичек. Мужчина кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павлика.

Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

-Тише, тише, пожалуйста, - услышал Павлик голос соседки Нины Петровны.

Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за ее спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.

-Павлуша пришел? - тихонько произнесла мама. - Накормите его.

-Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю, как же... - прошептала Нина Петровна и уже совсем другим, суровым тоном сказала Павлику: - Идём!

Павлику стало нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:

-Ты с ума сошёл? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню!

И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

-Мама выздоровеет? - спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.

-Может, и выздоровеет?, - помедлив, обронила соседка.

Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму: «Балуете вы Павлушку, барином растет. Для него дров принести - физкультура, а вы все сами...»

А Павлику говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет...»

Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей прямо в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:

-Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

-Чего это ты, как галчонок, рот открываешь? - насмешливо заметила Нина Петровна. - Небось сегодня не то чтоб врача вызвать, воды матери не подал!..

Павлик стоял и молчал, опустил голову, готовый вот-вот зареветь.

Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примеряюще:

-Поди поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула.

Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

-Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама...

Павлик хотел сказать, что теперь он будет все делать сам, но почувствовав, что от слез ему не удержаться.

-Да ты ешь. Чего вскочил?

Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.

Каким показан Павлик в начале рассказа? (Грубым, невнимательным к маме, никогда ей ни в чем не помогал, не заботился о ней, не берег ее отдых. Это хорошо, что мальчик любит читать, но если мама о чем-то попросит его, то делал нехотя, с шумом, сердился на маму, что она его о чем-нибудь просит.)

Какое правило он забыл? (Будь ласков с родителями, приветлив со всеми, кто заботится о тебе дома, помогая им. Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь, что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших. Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.)

-Что заставило Павлика задуматься над своим поведением? (Болезнь мамы, подсказка соседки Нины Петровны о том, что он не бережет маму, что мама заболела, а он даже ей воды не подал, а побежал на улицу кататься на коньках.)

Мама так тебя любит, что стремится все заботы и хлопоты взять на себя.

Но если ты незаметно выполнишь вместо нее работу по дому, разделишь с ней, ее заботы - какой подлинной радостью будет для нее твоя помощь! Как будет она счастлива, что у нее такой внимательный сын, такая заботливая дочка!

-Начни хотя бы с малого. Не позволяй ей тащить тяжелую сумку, а понеси часть покупок. Когда она приходит домой, помоги ей снять пальто, подай домашние туфли. Если она уронит ножницы, наперсток, платок подними и подай. Старайся почаще помогать ей по хозяйству. Научись стирать свои вещи, штопать чулки подшивать воротничок.

И скажу по секрету: бывают случаи, когда не стоит ее слушаться.

Не удивляйся, это, в самом деле так.

Нет отвратительнее зрелища, когда в автобусе или троллейбусе здоровый мальчишка или краснощекая девочка сидит, развалившись на «детском месте», а усталая мама стоит рядом да еще держит тяжелую сумку с покупками.

Мама не очень виновата. Для нее ребенок всегда остается маленьким и слабым, и ей хочется устроить его получше.

Но хороший сын или добрая девочка обязаны в таких случаях проявить характер и усадить маму, как бы она ни возражала.

Никогда не станет благородным человеком тот, кто не умел любить и беречь самого дорогого - свою маму.

Слайд №7 Помните, что вы не одни в этом мире.
Не отгораживайтесь стенами. Ищите помощь, и вы ее найдете. Будьте готовы принять помощь, если вам ее предлагают, и будьте готовы сами помочь в трудную минуту.

Правила общения

  • уважай мнение других;
  • поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;
  • если хочешь, чтобы у тебя было много друзей никогда не обманывай;
  • будь сам настоящим другом;
  • не обижай и не обижайся;
  • не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
  • не ябедничай;
  • будь внимательным.

Слайд №8 Вывод: то, что нравится нам, далеко не всегда может понравиться другим, поэтому, прежде чем что-то совершить, необходимо подумать о реакции окружающих.

Слайд №9 –Вернемся к теме нашего занятия. Было оно значимо для вас? Что в своем поведении мы решили пересмотреть, что изменить? Над чем задумались? (Ответы учащихся)

- Занятие окончено, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о культуре поведения "Помни о других"

О выполнении элементарныхъ правил культурного поведения. Показать детям что соблюдение правил культурного поведения делает отношения людей необременительными, приятными....

Занятие "Помни о других - ты не один на свете" (курс "Азбука нравственности")

В данной разработке представлен материал курса "Азбука нравственности" для обучающихся подготовительных - 4 классов. Занятие по данному курсу в 4 классе "Помни о других - ты не один на свете", из разд...

Презентация к внеклассному мероприятию "Помни о других - ты не один на свете"

Презентация подготовлена к внеклассному мероприятию под названием "Помни о других - ты не один на свете"...

Внеклассное занятие "Помни о других - ты не один на свете"

Занятие направлено на формирование нравственных качеств личности младшего школьника....

Внеурочное интегрированное занятие «Думай о других – ты не один на свете»

Целью занятия является экологическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.Углубление экологических знаний обучающихся;- развитие познавательного интереса к природе;- развитие интереса к чтению, ...

Внеурочное занятие для 2 класса на тему: "Помни о других - ты не один на свете".

Цель: создать условия для формирования у учащихся понимания важности совершения добрых поступков, формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловл...

Внеклассное мероприятие: "Помни о других - ты не один на свете"

Цель данного мероприятия - это создание условий для формирования у обучающихся понимания важности совершения добрых поступков, формирование основ морали - осознанной необходимости определённого поведе...