Беседа : " Я и моя семья"
план-конспект занятия (4 класс)
Беседа : «Я и моя семья».
Цель: воспитание у детей чувства любви и доброты к окружающим людям, чувство защищенности, желание быть внимательными и заботливыми друг к другу.
Задачи: - Образовательные:
- Дать детям представление: детский дом – наша семья.
- Расширять и закреплять представления о взаимоотно-
шениях в доме и в семье.
- Развивающие:
- Упражнять детей в умении составлять творческие рассказы
( о жизни в детском доме и его сотрудниках).
- Формировать умение вести коо рдинированный диалог между педагогом и ребенком, быть доброжелательными и корректными собеседниками.
- Развивать умение развернуто оценивать изображения, созданные, как самим ребенком, так и его сверстниками, соблюдая уважительное отношение к работам товарищей.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к своему детскому дому.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Материал: Большой стол, фотографии сотрудников детского дома, стенд для размещения рисунков, мольберт.
Предварительная работа:
1. Беседы о детском доме, о друзьях, о родственниках, которые поддерживают связь с детьми, о праздниках и традициях, о доброте.
2. Продуктивная деятельность: аппликация «Моя комната
3. Дидактические игры: «Хозяюшка», «Чудесный мешочек», «Давайте познакомимся».
4. Чтение художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_bes_semya.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа : «Я и моя семья».
Цель: воспитание у детей чувства любви и доброты к окружающим людям, чувство защищенности, желание быть внимательными и заботливыми друг к другу.
Задачи: - Образовательные:
- Дать детям представление: детский дом – наша семья.
- Расширять и закреплять представления о взаимоотно-
шениях в доме и в семье.
- Развивающие:
- Упражнять детей в умении составлять творческие рассказы
( о жизни в детском доме и его сотрудниках).
- Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, быть доброжелательными и корректными собеседниками.
- Развивать умение развернуто оценивать изображения, созданные, как самим ребенком, так и его сверстниками, соблюдая уважительное отношение к работам товарищей.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к своему детскому дому.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Материал: Большой стол, фотографии сотрудников детского дома, стенд для размещения рисунков, мольберт.
Предварительная работа:
1. Беседы о детском доме, о друзьях, о родственниках, которые поддерживают связь с детьми, о праздниках и традициях, о доброте.
2. Продуктивная деятельность: аппликация «Моя комната
3. Дидактические игры: «Хозяюшка», «Чудесный мешочек», «Давайте познакомимся».
4. Чтение художественной литературы.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети вы живете в детском доме, и уже знаете, что у нас есть свои правила, свои традиции, без которых нам было бы трудно. Я приглашаю вас за наш стол, где мы поговорим с вами о наших традициях в детском доме, поделимся впечатлениями, опытом, советами. (Дети усаживаются за один большой стол).
Воспитатель: Всем удобно? Ведь когда мы сидим за столом, мы видим каждого собеседника.
А сейчас я предлагаю послушать отрывок из стихотворения, которое написали выпускницы одгого из детских домов - Виктория Кочурова и Алла Цаплина, а прочтет его Коля Черентаев (чтение стихотворения ребенком).
…Попали в детский дом мы не случайно:
Жизнь наша очень трудная была.
У каждого есть маленькая тайна
И горе, но «печаль моя светла».
По дому постоянно мы скучали:
Каким бы ни был, а родной наш дом.
Так трудно к детскому мы дому привыкали,
Не знали, что семью мы здесь найдем….
Воспитатель: Дети, вы догадались, о чем мы будем говорить? (дети: о семье, о детском доме, о друзьях).
На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются.
А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость.
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
– Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своем друге? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением
Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная,
Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
Беседуем о доброте друг к другу. Ребята, а что значит быть добрым?
/Дети высказывают свое мнение, воспитатель обобщает, делает вывод/. Это значит заботиться, беречь, помогать товарищам и взрослым, делать приятное, никого не обижать, не ссориться, хорошо трудиться, жить в мире и согласии.
Словесная игра: «Маленький – ласковый - взрослый».
/Дети стоят в кругу, взявшись за руки/. Воспитатель предлагает назвать свое имя по заданной схеме. Например: Вова - Вовочка - Владимир. Влад– Владик – Владислав,Коля-Коленька-Николай.
Дети, а еще поговорим о взрослых, которые работают здесь. Можно сказать, что воспитатели – ваши вторые мамы. Почему? (Ответы детей). Конечно же, они заботятся о вас, берегут и любят, волнуются за вас, во всем помогают.
Сейчас я покажу вам фотографии работников детского дома. А вы сами выберете себе любую фотографию и расскажите об этом человеке, составив небольшой рассказ: как зовут? кем работает? как заботиться о вас? чем понравился вам? Или какую-нибудь интересную историю об этом человеке.
/Дети рассматривают фотографии и выбирают себе по одной: директор детского дома, врач, медсестра, повар, воспитатели, руководители кружков, учителя/
Рассказы детей. /Воспитатель поощряет, подсказывает детали, побуждает к монологу/.
Воспитатель: дети, как приятно слышать от вас такие хорошие слова о работниках детского дома. Мы узнали много интересного и полезного из ваших рассказов. Молодцы! Спасибо. Но не только они заботятся о вас, но и многие другие. Все эти люди стараются сделать лучше вашу жизнь. И вы знаете, что если вы заболели – вас будут лечить внимательные медицинские работники, если у вас возникли трудности – всегда придут на помощь воспитатели или другие сотрудники детского дома. /Воспитатель собирает фотографии/.
Проблемная ситуация: Дети, а можем ли мы назвать нашу группу семьей? Почему? А детский дом?
После небольшого диспута дети приходят к выводу, что наша группа - это маленькая семья, а детский дом – большая семья.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, кого можно назвать близкими родственниками? (ответы детей: сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя). Правильно. Почти у всех у вас есть близкие родственники, которые поддерживают с вами связь. И это здорово. Хоть вы очень редко с ними видитесь – но это тоже ваша семья. Я знаю, что вы сильно скучаете по ним и с нетерпением ждете с ними встречи. А когда эта встреча наступает, вы рассказываете им о своей жизни, дарите рисунки или поделки, сделанные своими руками.
- А кто живет в ваших семьях?
(Мальчики рассказывают кто что помнит о своих родителях, бабушках и т.д)
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физкультминутка.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Беседа по пословицам .
- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Сердце матери лучше солнца согреет.
- А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)
А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»
Плакат «Портрет семьи».
Дети давайте и мы сделаем в своей группе панно из портретов нашей маленькой семьи. /Воспитатель предлагает приклеить портрет друга, или свой портрет, или кого – нибудь из взрослых. Дети укрепляют их на стенде/.
Воспитатель: Мы много узнали о семье, о дружбе, о доброте. А еще нашу комнату украшает панно с вашими портретами. Молодцы!
Заключение:
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)
- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)
- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)
Давайте будем делать добро людям, радоваться жизни и тому, что у нас есть наша дружная СЕМЬЯ!
Использованы материалы из следующих источников:
- И Пинтосевич «Действуй! 10 заповедей успеха».
- Л. Д. Столяренко "Основы психологии"
- Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. Сазонов В. – 2005. - № 6
- Педагогическая техника учителя. – 2005. - № 6 Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"
Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....
Беседа с детьми "Счастливая семья"
Цель занятия: определить вместе с детьми, какую семью можно назвать счастливой; и что могут сделать дети, чтобы их семья была счастливой. В итоге занятия дети вместе с учителем изготавливают модель "С...
Беседа с детьми "Счастливая семья"
Цель занятия: определить вместе с детьми, какую семью можно назвать счастливой; и что могут сделать дети, чтобы их семья была счастливой. В итоге занятия дети вместе с учителем изготавливают модель "С...
Проект "Моя семья" Беседа: "Семья - 7Я".
Проект "Моя семья"Беседа: "Семья - 7Я"....
Беседа о «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказке « Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.
В беседе производится разбор и сравнение сказки «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказки « Белоснежка и семь гномов»в игровой форме.Цели: ...
Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»
Беседа для родителей приёмной семьи:«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»...
Познавательная беседа «Этикет взаимоотношений в семье»
Познавательная беседа «Этикет взаимоотношений в семье»...
- Мне нравится (1)