Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
материал

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_nrav._vospitannosti_po_m.i._shilovoy.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА М.И.Шиловой

для определения уровня духовно-нравственного воспитания

и развития обучающихся

Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся.

Отражает пять основных показателей нравственной воспитанности обучающихся:

  1. Отношение к обществу, патриотизм
  2. Отношение к умственному труду
  3. Отношение к физическому труду
  4. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
  5. Саморегуляция личности (самодисциплина)

     По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе (группе) и предусмотреть целенаправленную работу как с классом (группой) в целом, так и с отдельными обучающимися. Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностика уровней проявления воспитанности обучающихся

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством старших;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны старших;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса (группы) и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свое учебное заведение, участвует в делах класса (группы);
1 - в делах класса(группы) участвует при побуждении;
0 - в делах класса (группы) не участвует, гордости за свое учебное заведение не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе (группе), учебном заведении и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе (группе), учебном заведении, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе (группе), в учебном заведении, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;                                                                                           2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

 

Результаты 1А класса в 2019 году

Вертикальная шкала показывает количество учеников в процентах, горизонтальная – уровни воспитанности.

Результаты 2А класса в 2020 году

Результаты 3В в 2021-2022 учебном году

Результаты 4В в 2022-2023 учебном году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой.

Отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника....

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Данная методика отражает 5 основных показателей нравственной воспитанности: 1) отношение к обществу, патриотизм; 2) отношение к умственному труду; 3) отношение к физическому труду; 4) отношение к людя...

Диагностика уровня воспитанности по методике Н. Шиловой . 1 класс

Диагностика уровня воспитанности по методике Н. М. Шиловой.Показатели: самообладание и сила воли, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательност...

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой

Изучение нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой...

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Карта воспитанности 2А класса 2019  год, 3А класса за 2020-2021 учеб. год,1Г класса за 2022-2023 учеб. год, 2Г класса за 2023-2024 учеб. год...

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Карта воспитанности 1Б класса -2021-2022уч.г., 2Б -2022-2023уч.г, 1Б (новый набор) - 2023-2024уч.г....