Классный час посвященный 75 ВОВ
классный час (3 класс)
Большие маленькие герои. Животные во время Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_sinichkina_v.s.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила
Учитель начальных классов
Синичкина Виктория Сергеевна
МБОУ СОШ №6
Классный час в 3 классе, посвященный 75 Великой Отечественной войне.
Тема: «Большие маленькие герои. Животные во время Великой Отечественной войны»
Цели
1. Показать особую значимость отношений животных и человека в военное время.
2. Воспитание чувства гордости за победу советского народа в Великой Отечественной войне.
3. Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
Задачи
1. Рассказать учащимся о роли животных на войне.
2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.
3. Познакомить учащихся с « профессиями» на войне.
Ход классного часа:
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2. Актуализация темы. 3.Работа по теме. Формирование новых знаний и умений Открытие нового знания Физминутка. Закрепление Подведение итогов Рефлексия | Начало: Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет, Тем всё сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю. Сегодня здесь собрались мы, Чтоб вспомнить годы той войны, Что ворвалась в наш мирный город, Который нам с тобою дорог! - Здравствуйте, ребята! Как вы уже, наверное, поняли, сегодня мы будем говорить о войне. Ребята, что такое война? -Ребята, давайте вспомним ,в какое время года началась Великая Отечественная война? -Сколько лет продлилась война? -В какое время года Великая Отечественная война закончилась? -Может кто-то вспомнит точные даты начала и окончания ВОВ? Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. Как никогда была важна дружба, преданность и взаимопомощь. Подвиг советского народа и союзников трудно переоценить. Мало кто знает, что в то время, бок о бок, с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие: звери и птицы. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасли тысячи человеческих жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы. Сегодня мы поговорим о животных, участвовавших в войне. Тема нашего классного часа «Большие маленькие герои. Животные во время Великой Отечественной войны» (Слайд 2) -Ребята, как вы думаете, а какие животные помогали людям на войне? Об использовании животных на войне известно ещё из глубокой древности. Самыми первыми, кто участвовал в человеческих битвах, были пчелы. (слайд 3) Доисторические люди подбрасывали в пещеры ульи, чтобы выманить оттуда противника. А древние римляне одержали победу в одном из морских сражений с помощью змей: они закидали корабли противника глиняными горшками. Горшки разбивались, оттуда выбирались змеи. Вскоре противнику стало не до сражения. Среди животных-бойцов есть и светлячки. Оказывается, в Первую мировую войну французские офицеры клали их в банки и при их свете могли ночью просматривать карты и документы. Крыс и хомяков использовали как распространителей болезней. Вы, наверное, и не догадывались, но в военных действиях участвовали и курицы. Они остро чувствуют химические вещества в воздухе и первыми в случае опасности поднимут крик и тем самым обнаружат химическое оружие. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите от меня и своих одноклассников. А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородных животных – о лошадях. (слайд 4) И стучат по планете копыта Там где войн полыхает гроза. Сколько бедных их было убито, Человечьи их плачут глаза… Лошади старались, как умели. Вынесли героев из атак – Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях… (М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет") (Слайд 5) Несмотря на то, что, Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. Только по официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла почти 2 миллиона голов. В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100 км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и, причем, сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». В свою очередь, люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадей погибло за войну, нет. Но считается, что во время Великой Отечественной войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных. (Слайд 6) Среди животных-бойцов есть и лоси. С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Специально подготовленные сотрудники оставались на оккупированных территориях для организации диверсионных отрядов. Одной из главных задач, которую им предстояла решать, была задача транспортировки грузов и живой силы на большие расстояния. Лошадиные следы были хорошо заметны в лесу и вызывали подозрение у немцев. По этим следам фашисты часто обнаруживали партизан, а на лосиные следы они не обращали внимания. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. (Слайд 7) А на Севере помогали воевать северные олени. Транспорт Санта-Клауса пригодился Советской Армии во время обороны Заполярья. В глубоком снегу, где вязли техника и лошади, могли пройти только бойцы-олени. Олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издаёт ни звука. И, что важно, олень очень вынослив: он способен преодолеть по снегу до восьмидесяти километров в сутки, чего не сможет ни одно крупное запряжённое животное. Они доставляли грузы, вытаскивали подбитые самолёты, подвозили пушки и снаряды, доставляли продовольствие, служили в разведке, вывозили раненых с поля битвы. (Слайд 8) Олени служили даже в авиации: они подвозили к самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные машины. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на нарты. С 1941 по 1944 год, таким образом, были вывезены 162 самолета. Бойцы ласково называли их «наши вездеходы». Из десяти тысяч оленей, отправленных на фронт, в живых осталось чуть больше тысячи. Остальные пали в боях, как настоящие солдаты. (Слайд 9) Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов.Эти животные могли нести на себе до двухсот килограммов груза и неделю обходиться без пищи и воды. Все бы хорошо, но упрямые верблюды категорически не хотели прятаться от пуль и бомбежек. Немцы легко отстреливали несчастных животных. Немногие выжившие животные через какое-то время научились по команде «Ложись!» дружно бросаться на землю. Самыми знаменитыми верблюдами в Советской армии были Яшка и Машка из 902-го полка, сформированного в Астрахани. Они тащили до Берлина тяжелые артиллерийские орудия, перевозили полевую кухню. Грудь животных была увешана орденами немецких генералов. После окончания войны командование решило отправить Яшку и Машку на мясо. Но офицеры и солдаты полка чуть было не подняли восстание: никто не хотел ужинать своими боевыми товарищами. И тогда Машку и Яшку оставили в Берлинском зоопарке. У людей, благодарных своим двугорбым помощникам, совершенно не случайно возникла идея увековечить в памятнике животных, по-своему причастных к победе над фашизмом. Учитель: Но самыми верными помощниками солдат в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки. Ребята, скажите, как вы думаете, как собаки могли помогать людям на войне? Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина проползло, проехало и пробежало 60 тысяч собак, породистых и беспородных, больших и малых, гладких и лохматых. Служба собак на фронте была самой разнообразной. Собаки на фронте применялись для самых разных целей. Прежде всего, они несли службу, как в сторожевом, так и в боевом охранении. Часто собаки использовались в засадах и секретах. Были и специальные собаки, обученные разыскивать укрытия вражеских снайперов, санитарные собаки, собаки - связисты. (Слайд 10) Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась.Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Учитель: Памятники собакам поставлены во многих странах мира. По некоторым данным, их около четырёхсот. Есть памятник собакам-подрывникам в Волгограде. - Ребята! Предлагаю вам посмотреть видеоролик о собаках-подрывниках. https://cloud.mail.ru/public/3pE1/22AZebR3J ((Слайд 11). (Слайд 12) Учитель: Собаки-санитары искали и выносили из боя раненых, на спине перевозили медикаменты. Когда на поле боя из-за сильного огня санитары не могли пробраться к тяжело раненным бойцам, на помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Собаки безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. (Слайд 13) Собаки-миноискатели обнаруживали, а сапёры обезвреживали мины. Знаменит шотландский колли по кличке «Дик». Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней. (Слайд 14) Знаменитая овчарка Джульбарс разминировал более семи с половиной тысяч мин. Джульбарс служил в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии (Слайд 15) Диверсионные собаки подрывали поезда и мосты. Самая известная диверсионная собака - овчарка по кличке Дина. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв. Она выскочила на рельсы перед приближающимся эшелоном, в котором находились немецкие солдаты и боевая техника, сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку и умчалась в лес. Дина была уже рядом с минёрами, когда прогремел взрыв. Были уничтожены 10 вагонов и большой участок железной дороги. Дина ещё отличилась при разминировании города Полоцка, где нашла в немецком госпитале в матрасе мину. (Слайд 16) Собаки-связисты доносили в отряды важное военное сообщение, которое крепилось к ошейнику. В непроходимых для человека местах собаки-связисты прокладывали для установления связи тысячи километров телефонного провода. (Слайд 17) По официальной статистике во время Великой Отечественной войны собаки
Несмотря на то, что кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью собак, они также помогли людям пережить тяжелые годы войны. Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности. (Слайд 18) Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций которые мыши и крысы переносили. (Слайд 19) В Тюмени в 2008 году в память о кошках, спасших блокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек». Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»… (Слайд 20) УЧИТЕЛЬ: Следующая страничка нашего классного часа будет посвящена птицам. Как не странно, символ мира- голубь, может оказаться эффективным средством войны. ( Обучающийся 8) Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои в Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Кроме того, зачастую техника выходила из строя. (Слайд 21) Отряд разведчиков, находясь в глубоком тылу противника, попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью, у бойцов был проверенный в делах один-единственный тренированный сизый голубь под номером 48. А ещё голуби уничтожали технику противника. Под крыльями птиц крепились голубиные зажигательные снаряды. Голубь садился на вражеский самолёт, через 15-20 секунд пламя прожигало его бензобак, и самолёт взрывался. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей.
Работа с карточкой. (Слайд 22) УЧИТЕЛЬ: В Ростове-на-Дону стоит памятник мальчику с голубем на плече, в память о расстрелянном фашистами Вите Черевичкине. Ребята, посмотрим видеоролик о Вите Черевичкине. https://cloud.mail.ru/public/3EaG/2azmivHeV (Дети смотрят видеоролик) Учитель: 9 мая 2020 года исполнилось 75 лет с того дня, когда фашисты покинули нашу землю! Этот день для всех людей радостный и печальный: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую мы за неё заплатили. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. У каждого из вас есть домашние питомцы. Любите их, заботьтесь о них. И прежде чем обидеть собаку, подумайте, может прадед этой собаки спас твоего прадеда... Ребята, давайте ценить мир! - Итак, сегодня мы с вами говорили о больших и маленьких героях, помогавших людям победить в войне. Какие это животные? - Чем они занимались? - Молодцы! Вы были внимательны на занятие! Ребята у вас на столах лежит листочек с изображением лесенки. Лесенка состоит из 3-х ступенек. Каждый цвет соответствует определенному настроению, вашему отношению к данному мероприятию. Нужно нарисовать человечка (себя) на ту ступеньку, цвет которой соответствует вашему настроению. Черный цвет – плохое настроение, классный час не понравился, я ничего не понял; Оранжевый цвет – хорошее настроение, мне понравился классный час; Зеленый цвет – очень хорошее настроение, я узнал много интересного и познавательного, мне все очень понравилось. А сегодняшний классный час подошел к концу. Всем спасибо за участие и внимание. | Ответы детей Ответы детей Ответы детей ( Учащийся1) (Учащийся 2) ( Учащийся 3) ( Учащийся 4) Ответы детей ( Учащийся 5) Учащиеся смотрят видеоролик (Учащийся 6) ( Учащийся 7) Работа с карточкой Просмотр видеоролика Ответы детей Рисунок человечка на лесенке настроения и успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный ко Дню знания в I классе
Сценарий классного часа, посвященный ко Дню знаний написан на якутском языке. Цель классного часа - создание атмосферы праздника, знакомство со школой. Классный час проходит в игровой форме....
Классный час, посвященный 65летию Победы
Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы...
Классный час, посвященный Александру Невскому для 1 класса.
Данный материал содержит сведения о жизни и деятельности великого князя Александра Невского, стихи и музыкальные отрывки по теме, а также предлагаются виды работ, доступные первоклассникам....
Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы, – "Нам дороги эти позабыть нельзя…"
Классный час, посвящённый Дню Победы, - "Нам дороги эти позабыть нельзя...." может быть использован учителями начальных классов.Цели и задачи:...
Классный час, посвященный Дню матери
Классный час, посвященный Дню матери...
Классный час, посвященный родному городу
О прошлом, настоящем родного города....
Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"
Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана ( историче...