Рабочие программы. Шахматы.
рабочая программа (3 класс)

Желтикова Лидия Петровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_b_shahmaty.docx319.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

C:\Users\208\Desktop\2020-2021 уч. год\заголовок РП.png

Составитель:

                Желтикова Лидия Петровна

                                           учитель первой квалификационной категории

Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании», Концепция развития ФК до 2015 года, федеральных и республиканских законов в области физической культуры     и спорта, на базе современных требований педагогики, психологии, физиологии и теории ФК, регламентирующих учебное содержание образовательной дисциплины, примерных учебно- тематических программ ведущих тренеров по шахматам России.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею  развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому  в значительной степени способствует обучение в игре  в шахматы. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре  у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.  В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в больше степени способствует тому, что ребенок переходит   к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.  

   Программа актуальна так, как учебные занятия способствуют закреплению интереса к игре, развивают творческое мышление юных шахматистов. Шахматы являются одним  из средств развития проявления целеустремленности, самообладании и воли. Отсюда, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов для  развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Цели и задачи:

Цель программы: создать условия для развития творческого потенциала посредством обучения в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- умение находить  простейшие  тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в эндшпиле;

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;

Валеологические:

- использование кабинета шахмат, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;

- активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

- наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

- наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.

- благоприятный психологический климат на занятии, учет возрастных особенностей учащихся при работе на занятии;

- формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Ожидаемый результат.

В результате освоения материала программы учащиеся должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями и навыками практической игры.

Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в форме тест-заданий и оценки итогов выступлений учащихся в соревнованиях.

Диагнотика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач проводится в форме опроса родителей, классных руководителей и учителей, а также в форме анкетирования учащихся.

     К концу года обучения учащиеся должны

знать:

- правила игры, ценность фигур;

- легенду возникновения и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы)

- понятия шах, мат, пат;

- владеть шахматной нотацией;

- постановку мата одинокому королю;

- стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии.

уметь:

- ставить мат в 1 ход разными фигурами;

- ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;

- ставить «детский мат» и защищаться от него;

- играть и записывать партию.

    

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Содержание программы.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.Повторение изученного материала. (2 часа)

Презентация

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.  Шах, мат, пат. Начальное положение.  Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

2. Краткая история шахмат. (1ч)

Презентация

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира  по шахматам. Игровая практика.

3. Шахматная нотация.

(2 часа)

 3.1 Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

 3.2 Обозначение шахматных фигур и терминов.

Практическая работа

Ролевая игра

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2».

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая  и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

4. Ценность шахматных фигур. (4 часа)

4.1  Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

4.2Достижение материального перевеса.

4.3Способы защиты.

4.4 Защита.

Работа в парах

Ролевая игра

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя).  Игровая практика.

Защита

5. Техника матования одинокого короля.

(4 часа)

5.1 Две ладьи против короля.

5.2 Ферзь и ладья против короля.

5.3. Ферзь и король против короля.

5.4. Ладья и король против короля.

Работа в парах

Перекрестная дискуссия

Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

6. Достижение мата без жертвы материала. (3 часа)

6.1 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

6.2 Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

6.3 Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Работа в парах

Перекрестная дискуссия

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

7. Шахматная комбинация. (15 часов)

Работа в парах

Перекрестная дискуссия

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

7.1 Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

7.2 Матовые комбинации. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

7.3 Матовые комбинации. Тема блокировки.  

Матовые комбинации. Тема блокировки.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

7.4Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

7.5Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

7.6 Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

7.7 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

7.8 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

7.9 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

7.10 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

7.11 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

7.12 Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

7.13 Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

7.14 Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

7.15 Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Повторение программного материала (3 часа)

Соревнования

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема  занятия

Количество часов

1

Повторение изученного материала.

1

2

Повторение изученного материала.

1

3

Краткая история шахмат.

1

4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

6

Ценность шахматных фигур.   Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

7

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

8

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

9

Ценность шахматных фигур. Защита

1

10

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

11

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

12

Техника матования одинокого короля.  Ферзь и король против короля.

1

13

Техника матования одинокого короля.  Ладья и король против короля.

1

14

 Достижение мата без жертвы материала.  Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

15

 Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

1

16

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

17

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1

18

Шахматная комбинация Тема завлечения.

1

19

Шахматная комбинация Тема блокировки.  

1

20

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

21

Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

22

Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

23

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

24

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

1

25

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

26

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

27

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

1

28

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

1

29

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

30

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

31

Типичные комбинации в дебюте.

1

32

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

1

33

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

1

34

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ."Шахматы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе»  для 2 класса (первый год обучения)...

Рабочая программа "Шахматы"

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Рабочая программа " Шахматы"

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.На заня...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения

Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой....

Рабочая программа_шахматы

Дополнительное образрвание, срок реализации -2 года, 3 часа в неделю...