Рабочие программы. Шахматы.
рабочая программа

Желтикова Лидия Петровна

Программа по В.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vnd._shahmaty.docx512.2 КБ
Файл shahmaty_-_vd_1.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

C:\Users\user\Desktop\Kyocera_20190927_002\Scan_001.jpg

        

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

(общеинтеллектуальное)

2  «Б» класс

 на 2019–2020 учебный год

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск 2019


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 2В класса МБОУ «СШ №21».  

Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции  обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • создание  условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося  в свободное от учёбы время посредством обучения игре в шахматы;
  • развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях: от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные  результаты:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • владение способом структурирования шахматных знаний;
  • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
  • умение находить необходимую информацию;
  • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;
  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра;
  • возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты:

  • приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
  • владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
  • приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Воспитательные результаты:

  • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры.

Беседа, презентация, чтение литературы.

Сведения из истории шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Практико-соревновательная деятельность.

Беседа, презентации, решение ситуативных задач, парные игры.  Практикумы, проигрывание ситуаций. Обсуждение.

Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматные праздники.

Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения; защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «мат по последней горизонтали».

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Участие в школьном шахматном празднике.


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

По плану

Факти-чески

1.

02.09

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам, выдающиеся шахматисты мира

1

2.

09.09

Шахматные фигуры (повторение)

1

3.

16.09

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

1

4.

23.09

Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королем и ладьей

1

5.

30.09

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

6.

07.10

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

7.

14.10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

8

21.10

Тактический прием «двойной удар»

1

9.

28.10

Тактический прием «двойной удар»

1

10.

11.11

Тактический прием «связка»

1

11.

18.11

Тактический прием «связка»

1

12.

25.11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

13.

02.12

Тактический прием «ловля фигуры»

1

14.

09.12

Тактический прием «ловля фигуры»

1

15.

16.12

Тактический прием «сквозной удар»

1

16.

23.12

Тактический прием «сквозной удар»

1

17.

13.01

Мат на последней горизонтали

1

18.

20.01

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

19.

27.01

Тактический прием «открытый шах»

1

20.

03.02

Тактический прием «открытый шах»

1

21.

10.02

Тактический прием «двойной шах»

1

22.

17.02

Тактический прием «двойной шах»

1

23.

24.02

Шахматный турнир

1

24.

02.03

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

25.

16.03

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

26.

23.03

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

27.

30.03

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

28.

06.04

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

29.

13.04

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

30.

20.04

Основы анализа шахматной партии

1

31.

27.04

Основы анализа шахматной партии

1

32.

11.05

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

33.

18.05

Шахматный турнир

1

34.

25.05

Шахматный праздник

1

Всего

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

(общеинтеллектуальное)

1 «Б» класс

на 2018–2019 учебный год

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна,

учитель первой квалификационной категории

Нижневартовск, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для обучающихся класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №21» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);

Цель программы курса внеурочной деятельности «Шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

        Задачи курса внеурочной деятельности «Шахматы»:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат;
  • дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
  • научить уважать соперника;

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

На изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы»: планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Шахматы»: формируются следующие:

Личностные результаты:

∙        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

∙        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

∙        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

∙        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

∙        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

∙        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

∙        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

∙        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

∙        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

∙        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

∙        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

∙        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны 

знать:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
  • ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
  • три стадии шахматной партии. Развитие и др.

 уметь:

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Шахматная доска и фигуры 4ч.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур 12ч.

Практическая игра.

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность

и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии 9ч.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов 3ч.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные

Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур 2ч.

Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта 3ч.

 Участие в турнирах и соревнования

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество учебных часов

По плану

Факти

чески

1  четверть (9 часов)

                                       Шахматная доска и фигура                        4 часа

01.09

Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

1

08.09

Поля, линии. Обозначение полей и линий.

1

15.09

Шахматные фигуры.

1

22.09

Шахматные фигуры и их обозначения.

1

                             Ходы и взятия фигур                                                  12 часов

29.09

Ходы и взятия ладьи

1

06.10

Ходы и взятия слона.

1

13.10

Ходы и взятия короля.

1

20.10

Ходы и взятия пешки

1

27.10

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

1

2 четверть (8 часов)

03.11

Угроза, нападение, защита.

1

17.11

Превращение и взятие на проходе пешкой

1

24.11

Значение короля.

1

01.12

Шах.

1

08.12

Короткая и длинная рокировка.

1

15.12

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.

1

22.12

Практическая игра.

1

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат                  9 часов

29.12

Способы защиты от шаха.

1

3 четверть (9 часов)

19.01

Открытый, двойной шах.

1

26.01

Мат.

1

02.02

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

1

09.02

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

1

16.02

Пат.

1

02.03

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

1

09.03

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

1

16.03

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

1

               Запись шахматных ходов                                                3 часа

23.03

Принцип записи перемещения фигуры.

1

4 четверть (7 часов)

06.04

Полная и краткая нотация. Условные

обозначения перемещения, взятия, рокировки.

1

13.04

Шахматный диктант.

1

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен  2 часа

20.04

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

1

27.04

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

1

           Общие принципы разыгрывания дебюта                          3  часа

04.05

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

11.05

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

18.05

Классификация дебютов.

1

Итого:

33ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ."Шахматы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе»  для 2 класса (первый год обучения)...

Рабочая программа "Шахматы"

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Рабочая программа " Шахматы"

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.На заня...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения

Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой....

Рабочая программа_шахматы

Дополнительное образрвание, срок реализации -2 года, 3 часа в неделю...