Серия социально-значимых занятий по краеведению
классный час (4 класс)

Волкова Ирина Александровна

Автором составлено 9 занятий для внеурочной деятельности,проведения классных часов по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_sotsialno_znachimyh_zanyatiy.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

Серия социально значимых занятий по патриотическому воспитанию учащихся 4 -5 класса.

Цель данного курса занятий:

создать условия для патриотического воспитания личности обучающихся на основе краеведческого материала

Сроки проведения

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

1

Сентябрь

Удивительное имя нашего города. Памятные места города.

Экскурсия по улицам города, в центр Ворсмы к памятнику-камню, символу города, памятнику императора Александра 2, храму Иоанна Предтече. Рассказ об истории происхождения города. О достопримечательностях, историческом развитии.

Викторина по изученной теме.

формировать представления о малой Родине;

формировать умения рассказывать о прошлом и настоящем города, используя материалы исторических источников;

развитие интереса к культуре и православным истокам;

развивать поисковую и краеведческую деятельности;

 воспитывать чувство ответственности за город, в котором живешь

2

Октябрь

Природа родного города.

Что мне нравится в родном городе и что я хотел бы изменить

Просмотр видефильма к 430-летию города, о празднике-фестивале «Русская Тоскания» фотографий о нашем городе, составление рассказов. Рассматривание картин местного художника Гагариной Е.Н

Чтение стихов местных поэтов. Выявление проблем в городе.

Письмо мэру.

пробуждать в детях интерес и любовь к истории родного города, родной природе; воспитывать умение выражать свои чувства с помощью средств речевой выразительности;

формировать активную гражданскую позицию, ответственности за судьбу

 города.

3

Ноябрь

Образование в Ворсме. Знаменитые выпускники

Показать путь развития образования в Ворсме с конца 19 века до наших дней. Работа в группах с текстом, выделение главного, заполнение таблицы.Рассказ о знаменитых выпускниках школы( Захаров В.Ю(лидер группы «Рок-острова»),молодые ученые Величанская А.Г., Пиманова Н.,Музыканты Абрамов Н., Мордовин А.)

Формировать умения работать с текстом, выделять главное;

Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность традициям старшего поколения;

воспитывать чувство патриотизма; гордости за школу, её учителей и знаменитых выпускников.

4

Декабрь

Моя семья. Вклад моих родителей в процветание города.

Рассматривание проблемы улучшения жизни города с разных сторон. Выступление мамы- доктора, мамы- учителя, семьи работников предприятия.

Воспитывать  активную гражданскую позицию, ответственность за судьбу города, помочь в осмыслении афоризма – «Хочешь жить лучше- начни с себя!»

5

Январь

Народные праздники

Конкурс русского народного творчества « Зимние праздники» (Святки, Масленица)

Класс делится на подгруппы, каждая из которых обыгрывает тот или иной праздник, используя пословицы, поговорки, обрядовые песни, загадки, игры.

Показать значимость устного народного творчества в изучении

традиций и праздников русского народа.

Подчеркнуть важность сохранения народных традиций

Воспитывать любовь к родному слову, русскому языку

6

Февраль

История моего города сливается с историей страны

Заочная экскурсия в Нижегородский кремль. Рассказ учителя о подвиге русских патриотов в 1613г.. Рассматривание репродукции Маковского «Воззвание Минина к народу».

Прослушивание хора «Славься..» из оперы М.Глинки « Иван Сусанин». Работа в группах. Одни делают рисунок по впечатлению от увиденного и услышанного, другие лепят фигурки людей прошлого, третьи делают макеты крепостей, городов, поселений.            

На примере конкретных исторических событий     познакомить детей с героическими подвигами русских людей, показать, что благодарность им и память о них живут в наши дни, воспитывать чувство патриотизма.

С помощью живописи и музыки пробуждать у детей чувство гордости за историческое прошлое своего народа.

7

Март

Наши прославленные земляки

Рассказать о прославленных земляках нашего края:  изобретателе Кулибине, лётчике Чкалове, математике Лобачевском и др.

Чтение отрывков из произведений об этих людях.

Рассматривание фотографий, презентаций.

Составление рассказа о своих интересах и увлечениях.

Воспитывать чувство гордости за соотечественников, прославивших русскую науку и культуру.

Подчеркнуть значение стремления к знаниям, учебной деятельности.

8

Апрель

«Ах, война, что ты сделала, подлая?»

Наш город в годы войны

Рассказы-презентации детей о подвигах героев – земляков Великой Отечественной,  Афганской и Чеченской войн.

Боборыкина И.П., Костякова Б.А., Зельнякова Е.И.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Кутовым Ю.В, Афганской войны – Пантелеевым В.Н., войны в Чечне – Волковым Е.В. Рассказ о суровых военных буднях, сравнение войн по рассказам очевидцев.

Показать патриотизм советских людей на военном, трудовом фронтах и в тылу врага.

Познакомить с подвигами героев – земляков.

Воспитывать уважение к героям- фронтовикам, на примере рассказов об этих людях.

9

май

«Этот город самый лучший город на Земле!»

Занятие – концерт. Подведение итогов работы, проделанной за год. Исполнение стихов и песен о школе, городе, родном крае.

Выставка рисунков на тему: «Город, в котором я живу», зачитывание лучших сочинений о Родине, подготовка стенда с фотографиями, поделок.

Актуализировать знания детей об истории родного края.

Прививать чувство гордости за свою малую Родину.

Способствовать формированию умения детей вежливо и  культурно себя вести, взаимодействовать с другими людьми.

 

Занятие 1

Тема: Удивительное имя нашего города. Памятные места города.

Тип занятия: занятие-экскурсия

Цель: привитие чувства любви и уважения к малой родине

 

Задачи:

формировать представления о малой Родине;

формировать умения рассказывать о прошлом и настоящем города, используя материалы исторических источников;

развивать интерес к культуре и православным истокам;

развивать поисковую и краеведческую деятельность;

 воспитывать  чувство ответственности за судьбу города, в котором живешь

Ход занятия:

1.Вступление.

Учитель: Сегодня мы совершим экскурсию в центр нашего города, пройдемся по улицам города,  увидим достопримечательности и , может быть, заметим и проблемы. Что бы вы хотели узнать о нашем городе? (Почему так называется, когда основан, как раньше жили люди и чем занимались и т.д.)

Думаю, на многие вопросы будут даны ответы на этом занятии.

2. Основная часть.

Учитель останавливается по ходу маршрута и рассказывает:

Сейчас мы продвигаемся по улице Гагарина, первые дома на этой улице появились в год полета человека в космос. Это было более 50 лет назад. Сначала появились двухэтажные дома, потом пятиэтажные. Сегодня улица Гагарина самый большой микрорайон города.

Путь продолжается. Остановка в городском парке. Девочка читает отрывок из стихотворения местного поэта Ирины Суменковой.

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, что сейчас изменилось в парке по сравнению с описанием автора?

….И вот мы – в парке! Здесь с утра

Так весело, тепло, красиво!

Смеётся счастьем детвора,

И песни льются в изобилье.

На танцплощадке – шум и гам,

Гармонь слышна, аплодисменты,

Кто с песнею, а кто в стихах

Пленяет зрителей душевно.

Сквозь зелень – солнечный поток,

И вихрем кружат карусели:

Виток, за ним – еще виток!

Мелькают липы, клёны, ели…

«Ракеты», «Цепи», «Колесо»,

Что «Чёртовым» не зря зовётся,

«Коняшки», «Лодочки» ещё –

Всё это в сердце бьётся.

Парк покорял уютом нас,

Насквозь пропитывался солнцем,

В далёком 58-м создать

Его решили комсомольцы.

И мой отец был среди них.

Трудились, рук не покладая!

Болото рядом осушив,

Деревья лучшие сажали.

Танцпол и сцену водрузив

Для молодежного досуга,

Хотели парк свой подарить

Для поколений, словно друга.

Любимым местом был наш парк,

Где наслаждалась лимонадом

«Дюшес» и «Буратино» нас

Пленял душистым ароматом

и сладким вкусом. Еще квас

из бочки пили вместе с братом.

Ещё я помню тротуар,

Две посреди росли березы,

Вкруг них положен был асфальт,

Чтоб жили парковые «звёзды».

Сейчас, чтоб не мешали впредь

И не стояли средь дороги,

С лица земли пришлось стереть…

Лишь о пеньки споткнутся ноги.

Как мы зимой бежали в парк!

Там нас лыжня манила снегом,

Старались мы кругов поддать

Неторопцом и легким бегом.

Румяные мы шли домой,

Нас ужин ждал, дела простые.

И каждый год, мой парк родной,

С тобой сердечно мы дружили.

А по весне стоял в воде,

И в ней березы отражались,

А запах почек, птичья трель…

Светился парк, тогда казалось.

А осенью шурша листвой,

Что щедро землю укрывала,

Рябина огненным костром

На фоне золота пылала.

О парке долго петь могу,

Настолько дорог, милый, сердцу,

О нём и память берегу,

Осколком розового детства.

 Что изменилось с тех пор в парке? (нет каруселей, спилены две березы на дорожке, танцплощадки нет)

(занятие продолжается у Камня-памятника городу Ворсме в центре города, там написан год основания Ворсмы - 1588г. Дети заранее готовят материал об истории возникновения города, становятся экскурсоводами)

1 ученик

В документах 14— 15 веков упоминается местность Воросьма (из мордовского языка «ВА»-вода «МА»-земля, РЯС-украшение, значит, земля, украшенная водой ) и река Кишма ,означающее «Лесная земля»). С 16 века упоминается населённый пункт — село Ворсма. Жили тут русские, татары и мордва. Сейчас нашему городу 430 лет.

2 ученик

    Существует легенда по истории возникновения названия Ворсма. «На окраине поселения жила одинокая женщина. Однажды к ней в дом залезли грабители и стали выносить её добро, а саму хотели связать. Она громко кричала, звала на помощь, но никто её не слышал. Тогда она решила схитрить и объявила грабителям:

-Не трогайте меня, я ВОР САМА.

Разбойники подумали, что она такая же, как они, и отпустили. Утром она рассказала соседям, как удалось избавиться от  ночных непрошеных гостей. С тех пор многие жители стали повторять слова : «Ворсама, Ворсама». Со временем  «О» из слова потерялась, осталось только одно название –ВОРСМА.»

3 ученик

Земли вокруг Ворсмы были малоплодородными: сплошная глина и суглинок. Прокормиться на этой земле очень сложно. Поэтому в  Ворсме стал развиваться промыслы по обработке железа. Были обнаружены болотные руды, переплавляя которые, получали сталь. В Ворсме стали изготавливать ножи, ножницы, хирургический инструмент, столовые приборы, оружие. Сейчас Ворсму называют ножевой столицей России. Население Ворсмы составляет примерно 12000 человек.

Ученики перемещаются в сквер на улице Завьялова, где стоит памятник  императору Александру 2

4 ученик.

Весной 1837 года будущий император Александр 2 вместе со своим воспитаталем-поэтом Жуковским отправился в путешествие по России. Они проезжали мимо Ворсмы, останавливались у Острово-Езерского монастыря, удивлялись, что в этом селе действует 7 церквей!

5 ученик:

Въезжающих в город со стороны Нижнего Новгорода слева от трассы встречает озеро Тосканка. На острове этого озера построен великолепный монастырь. Свято-Троицкий Острово-Езерский монастырь известен по всей России. Основан в 16 веке. Сначала он был деревянный, но  враги сожгли деревянные постройки. Поэтому князь Черкасский принял решение восстанавливать монастырь из камня. В нем было три больших церкви. Монахи жили безбедно: работали на своих полях и лугах, ловили в озере рыбу, неустанно молились Господу. С приходом к власти большевиков,в 20 веке, монастырь был закрыт и разрушен. Сейчас он вновь восстанавливается в первоначальном виде, радует красотой и величием гостей города и жителей Ворсмы. Верующие всегда могут придти в храмы монастыря и помолиться.

Дети перемещаются к храму  Иоанна Предтече.

6 ученик.

Церкви, фабрики - вот чем в далеком 19 веке была известна Ворсма. Фабрика братьев Завьяловых открывается в 1820 году и занимается изготовлением складных и перочинных ножей. Затем осваивает выпуск пинцетов, скальпелей, медицинского инструмента. Фабрика  расширяется и становится большим заводом по изготовлению медицинского инструмента. В годы войны завод работал без остановки, трудились женщины и подростки. Цеха отапливали дровами, которые сами заготавливали ночью.

7 ученик

В нашем городе действует храм Казанской иконы Божьей матери, который находится на въезде в город. Храм Иоанна Предтече восстановлен в 2003году, раньше здесь находился краеведческий музей. Ведется восстановление Никольской церкви на месте старого кинотеатра.

Викторина на улице: (отвечай «да-нет»)

  • Нашему городу 430 лет?  (да)
  • В Ворсме почвы плодородные? (нет)
  • Слово Ворсма означает « земля, украшенная водой»? (да)
  • Раньше в Ворсме было 7 церквей? (да)
  • В Ворсму приезжал император Николай 2 ? (нет)
  • Год основания Ворсмы 1488 ? (нет)
  • Монастырь сейчас находится в разрушенном состоянии ? (нет)
  • Фабрика Завьяловых стала медико-инструментальным заводом? (да)
  • В нашем городе есть храм Христа Спасителя? (нет)
  • В нашем городе есть церковь Иоанна Предтече ? (да)
  • Жителей города Ворсмы называют ворсменцы? (да)

3.Заключение.

Ребята, спасибо за работу. Сегодня вы побывали в роли экскурсоводов, многое узнали из истории нашего родного города Ворсмы. Но нам предстоит ещё многое запомнить и сделать.

Дома : Составьте  рекламу для туристов, которые хотят посетить наш город.

Занятие 2.

Тема: Удивительная природа нашего города. Проблемы города.

Цель: привитие чувства любви и уважения к малой родине

Задачи:

пробуждать в детях интерес и любовь к истории родного города, родной природе; воспитывать умение выражать свои чувства с помощью средств речевой выразительности;

формировать активную гражданскую позицию, ответственности за судьбу

 города.

Ход занятия:

  1. Вступление

Дорогие ребята! Мы продолжаем цикл занятий о родном городе.

Звучит композиция Мусоргского «Рассвет над Москва-рекой». Затем начинается фильм к 430-летию Ворсмы.  

Учащиеся читают стихотворение И. Суменковой:

В  лесной тишине утопая,

Стоит средь озёр и лугов

Любимая Ворсма родная,

Отечества мой уголок!

Берёзки ведут хороводы,

Колышут пшеницу ветра,

Давно под шатром небосвода

Здесь предки обжили места.

Завод медицинских изделий

Всех ворсменцев объединил,

Работают люди умело,

Чтоб город наш строился, жил!

Здесь я родилась, здесь взрослею

И в школе учусь день за днём,

Нет города сердцу милее,

Мне Ворсма – родительский дом!

2.Основная часть

Ученики читают стихи Е.Гагариной, В.Чепурова, Т. Чиняковой (см. Приложение1)

Что общее вы заметили в этих стихах? (стихи говорят о красоте природы Ворсмы, её уникальности) Да, наш  город - наша гордость!

Художники также запечатлели природу родного города в картинах и на фотографиях  (рассматриваем фото Романа Юленкова, где изображен Островоезерский монастырь, озеро Тосканка, Храмы, центр города)

Попробуйте составить синквейн по теме город Ворсма (работа в командах)

Примерная работа:

  1. город Ворсма
  2. Любимый, родной
  3. Живет, растет, развивается
  4. Уникальная природа Ворсмы
  5. Малая Родина

 Какая команда назовет больше достопримечательностей города? Работа в группах, учащиеся записывают на листе, затем сравнивают ответы разных групп(Казанская церковь, церковь Иоанна Предтече, памятник Александру 2, памятник В.И. Ленину, Никольская церковь,монастырь, памятник Родине-Матери и т.д)

Чтобы сохранить красоту ворсменской земли, нужно её беречь, ухаживать за родным городом. Видите ли вы какие-нибудь проблемы в нашем городе?

  • Мусор навален около баков
  • нет бассейна
  • грязные пляжи, мало мест для купания
  • заросшее озеро и река
  • запах летом с птичника

Можем  ли мы помочь родному городу? Как?

(Сажать деревья и цветы, устраивать рейды по очистке территории, не загрязнять лес и речку.)

-Я предлагаю вам интересное задание - написать письмо мэру города Прокофьеву Александру Евгеньевичу  и рассказать о своих переживаниях о судьбе родного города. Что вам нравится в городе Ворсме и что вы хотели бы изменить. Дети работают в группах.

Примерная работа:

Уважаемый Александр Евгеньевич! Пишут Вам ученики 4 Б класса школы №1. В нашем письме мы хотели бы рассказать о проблемах, которые волнуют нас как коренных жителей Ворсмы.

 Мы восхищены природой нашего города. Нам нравится озеро Тосканка, монастырь, церкви и памятники. Мы рады, что для детей построили Дом Творчества и теперь мы с удовольствием занимаемся в разных кружках и секциях. Мы видим, как меняется парк, там появляются пешеходные дорожки.

        Но в нашем городе мы видим много проблем. Например, много мусора на территории города, люди кладут мусор рядом с мусорными баками и появляются большие свалки. Сильно заросла река Кишма и озеро Тосканка, там невозможно купаться. На дне реки много мусора и стекляшек, опасно заходить в воду. Нам бы хотелось, чтобы в городе построили бассейн, открыли кинотеатр, музей.

        Мы тоже хотим принимать участие в благоустройстве города. Мы можем сажать деревья и цветы, убирать мусор, чистить речку. Большая просьба обратить внимание на наши слова. С уважением, ученики 4 Б класса.

 Зачитываются письма всех групп, редактируются, дополняются. Лучшее письмо передается в Администрацию города.

  1. Заключение

Дорогие ребята!  Мы плодотворно потрудились, узнали много нового и интересного.

Что понравилось? Над какими проблемами придется поработать?

Занятие 3

Тема : Образование в нашем городе. Знаменитые выпускники.

Цель: создать условии для воспитания гражданина, любящего свой город, свою школу

Задачи: Формировать умения работать с текстом, выделять главное;

Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность традициям старшего поколения;

воспитывать чувство гордости за школу, её учителей и знаменитых выпускников

Ход занятия:

  1. Вступление

Кто знает, когда в Ворсме появились первые школы? Какими они были? (предположения детей) Хотите узнать? Сегодня мы поговорим о развитии образования в городе Ворсма.

Работа в группах. Учитель раздает текст о  развитии образования в городе Ворсма. Необходимо прочитать и рассказать основное содержание (что показалось самым важным) своим одноклассникам.

  1. Основная часть.

1 группа получает задание о развитии образования до революции

2гр. С 1917года до начала войны

3 гр. Работа школ в годы войны

4 гр.Открытие и работа новой школы им. Маяковского

5гр.Открытие и работа школы им. Ленина. Знаменитые выпускники.

1группа  Многие жители села Ворсма с начала XIX века обучались грамоте у священнослужителей совершенно бесплатно.

В конце 19 века  открывается первое приходское училище, (это аналог современной начальной школы) Первым учителем стал Николай Виноградов. Учились 3-4 года. Помещение школы находилось на улице Завьялова, на месте бывшего книжного магазина. Здание школы вмещало одну классную комнату. Население Ворсмы в то время составляло около 3 000 человек.

       Вскоре при Вознесенской церкви, а затем и при остальных церквах были открыты церковно-приходские школы. Священнослужители работали бесплатно. С начала 20 века  начала работать Веденеевская школа. Находилась она на улице Завьялова, там, где сейчас располагается здание милиции, рядом с площадью Победы. Школа была начальная с 4-летним сроком обучения.
В то время в селе Ворсма было три начальных школы. В них работали 8 человек учителей, в том числе два священнослужителя.
Учиться начинали 100-120 человек, а заканчивали 10-15 человек. Ученики очень
плохо посещали школу из-за тяжёлых домашних условий. В волостной библиотеке имелось несколько сотен книг, из которых половина была церковного содержания.
В школах постоянно не хватало классных комнат для занятий. До 1921 года в Ворсме существовали только школы первой ступени (4-5 лет обучения).
 Желающие продолжить обучение в школах 2-й ступени ездили в Павлово (вернее, ходили пешком или жили в общежитии), т.к. транспорта почти не было.
   

 Материал для 2 группы : С первых лет Советской власти население было почти сплошь неграмотным. Правительство приняло постановление о ликвидации безграмотности. В школах ученикам всех классов давалось задание обучать своих родителей, соседей грамоте. Этот процесс продолжался с 20-х по 40-е годы.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Очень тяжёлой была жизнь учителей и учеников в военные и послевоенные годы. Отопление в школе было печное, дров не было. Учителя и ученики старших классов ездили, утопая в снегу, в лес за дровами. Дрова не успевали высыхать, горели плохо, тепла не было. В классе учителя и ученики сидели в пальто и головных уборах. У педагогов от холода выпадал мел из промёрзших рук. Чернила ученики носили из дома в чернильницах, отогревали их своим дыханием. Ручки были простыми, с перьями. Часто не было света, тогда работали при свечах или керосиновых лампах.
Окна маскировали, закрывали чёрным материалом, опасаясь пролетающих немецких самолётов. Горячих завтраков не было, на класс полагалась  буханка хлеба. Каждому доставался кусок хлеба величиной с пряник.Ученики всегда были голодными, плохо одетыми и обутыми. Учиться начинали с октября, т.к. весь сентябрь работали в поле. Собирали колоски, убирали картошку, свёклу, работали на сортировке зерна, молотьбе. Весной ученики работали, начиная с мая, некоторые работали всё лето в колхозе, на торфе (укладывали штабеля торфа для просушки), на строительстве шоссейной дороги. За это получали кусок хлеба и небольшую селёдку, иногда стакан пшена или ещё что-нибудь. Учителя тоже летом работали и в поле, и в других местах. Дополнительной оплаты не получали. А ещё им приходилось дежурить и в горсовете, и в школе, а на следующий день идти на работу. Продуктов в семьях не хватало, и они вынуждены были идти в соседние деревни с «менком», т.е. менять одежду, украшения на продукты, картошку, пшено и др. Дисциплина в стране была строжайшая. В тюрьму сажали за опоздание на работу на 2-5 мин, за присвоение нескольких колосков зерна.

Материал для 3 группы:

Веденеевская школа
Учебные классы располагались на 1,2 и 3 этажах. На 1 и 2 этажах директором была Зинаида Михайловна Пенкина, на 3-м до 1941 года – Инна Ивановна Троицкая. 
С 1966 по 1970 гг. директором Веденеевской школы стала Капитолина Леонидовна Трепаха.
 Школа работала до 1970 года.
В годы войны и первые послевоенные годы больше всего заботились о том, чтобы прокормиться, не замёрзнуть, выжить. Школа, учёба часто уходили на задний план. Но желающих учиться тем не менее было очень много. Большое количество учеников было в Веденеевской школе, а в Братановской ещё больше, там, в классах, тоже было по 35-40 человек, а общее число учащихся превышало 1 200 человек. Занятия проходили в три смены с 8 часов утра до 9 вечера. Условия для работы и учёбы в школе были очень тяжёлыми, так как классные комнаты (всего их 10 и спортзал) были маленькими, тёмными. Назревала острая необходимость в строительстве новой школы.

4 группа
1 сентября 1959 года начала работать новая школа №2 
имени В.В. Маяковского.
 
Первым директором этой школы был Анатолий Иванович Заварзин. Много трудностей пришлось преодолеть. Учебный год в новой школе начался 1 сентября 1959 года. Полное название школы было следующим: 
«Ворсменская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением им. Маяковского №2».
Занятия здесь проходили особым образом: у учеников был день, когда они были освобождены от школьных занятий, и работали на заводе по выбранной специальности: токаря, слесаря, фрезеровщика, электрика и т.д. На заводе были для них отведены специальные участки для практических занятий, где они работали в группах под руководством опытных мастеров, которые давали им сначала теоретические знания. После окончания школы ученики получали не только аттестат зрелости, но и документ о получении данной профессии. Многим ученикам выбранная профессия нравилась, тогда они продолжали работать на заводе по выбранной специальности и после окончания школы. Такое производственное обучение в школе продолжалось до 1966 года. Затем обучение стало таким, как мы привыкли его видеть сейчас. 
Благодаря учителям из стен школы, после окончания различных учебных заведений, вышли сотни учителей, врачей, научных работников, руководителей производства, тружеников сельского хозяйства, военнослужащих, рабочих. Директорами в разное время были Коршун В.А., Дунаев И.В., Шилин В.В, сейчас Облизина И.Н.

5 группа. Школа № 1 г. Ворсма была построена и пущена в эксплуатацию в сентябре 1970 года. Первым директором стал Варнаков И.С., затем Дубровский В.Ф., Гусев В.К., Тушнов В.Н, сейчас Колемасов В.В За это время школа достигла больших успехов в деле воспитания и обучения детей.

Знаменитые выпускники нашей  школы №1:

Захаров Владимир Юрьевич,(р. 1967г) лидер группы «Рок-острова», российский певец, композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер. Живет в Москве, продолжает писать песни и выступать с сольными концертами.

Малов Вадим Николаевич (р. 1968г) участник военных событий в Афганистане, генеральный директор ЗАО «ЭКИ- Хлеб» г. Ворсма, благотворитель культурных и образовательных проектов Павловского района, основной инвестор и жертвователь великолепного Дом творчества г Ворсма.

Абросимов Никита Сергеевич (1988 г) - музыкант, лауреат международных конкурсов по классу фортепиано

Мордовин Алексей Вячеславович(р.1991) – музыкант, лауреат всероссийских и международных конкурсов по классу гитары.

Величанская Анна Генриховна(р.1984)- окончила школу в 1994г.,кандидат биологических наук, работает преподавателем в нижегородской медицинской академии

Пиманова Наталья Анатольевна(р.1977)- окончила школу в 1987 году, сейчас доцент на кафедре органической химии в НГПУ

Баранов Михаил Валерьевич (р.1978) - бизнесмен, меценат, владеет несколькими иностранными языками, управляющий ОАО МИЗ-Ворсма.

Шуров Дмитрий Юрьевич (р.1978)- Глава администрации нашего города, министр рнутренней политики Н.Новгорода, Глава Администрации Канавинского района. Сейчас работает в Москве.

После изучения материалов своей группы на доске  учащимися постепенно заполняется таблица:

Развитие народного образования в Ворсме

Название школы

Время открытия

Директор, учителя

Сколько учились

Известные

выпускники

1

Приходское училище

Конец 19 века

Виноградов Н.

3-4 года

2

Церковно-приходские школы

Конец 19-начало 20 века

Священнослужители

4 года

3

Веденеевская школа

Начало 20 века

Пенкина, Троицкая, Трепаха

4 года

4

Т.д.-------

-----

----

----

-----

3.Заключение.

Учитель: В нашей стране нет уголка, где бы ни работали выпускники наших школ.
Новое поколение учителей продолжает трудиться на ниве просвещения, сохраняя многие традиции предыдущих поколений, в то же время творчески, увлечённо работая, вносят много своих новых идей, совершенствуя то, что уже было достигнуто ранее, они внедряют новые методы и приёмы в преподавании учебных дисциплин и воспитании детей.
Такой путь прошло народное образование в Ворсме. Вам только предстоит выбрать свою профессию, думаю, вы будете достойными гражданами своей страны и выпускниками своей школы.

Что понравилось? Что особенно запомнилось? Что показалось неинтересным? Над чем предстоит работать?

Приложение 1

Стихи поэтов-ворсменцев о родном крае

На земле этой доброй и ласковой

Средь лесов и живой сини рек

В те века, что становятся сказкою

Поселился простой человек

И смотрел человек в небо синее

Не бросал он ни плуг и ни меч,

Чтоб взрастить на земле племя сильное,

Чтоб от ворога землю сберечь.

Светит тихая в Кишме вода.

Ворсма, Ворсма – глубинка Российская,

Будешь в сердце моём навсегда.

Помню ветер над лугами дул

Только началась моя дорога

Я в стоцветный мир тогда шагнул

С твоего высокого порога.

Ты такой, как сотни городов,

Всё же лишь тебе, а не другому

Я обязан теплотою слов ,

Тягой неизменною к живому.

У колодца, словно старый дед,

Клён могучий, доживая, дремлет.

И дороже вас на свете нет

С детства мне родные земли.

Никому вовек не перечесть

Пройденных всех мною расстояний,

Начинало сердце биться здесь,

Здесь оно и биться перестанет.

Здесь встаёт человек в утро раннее

Испокон все 400 лет

В этом городе с милым названием

Слова «мастер» почётнее нет.

Труд любой уважается, ценится,

Здесь в почёте и жнец, и кузнец.

Но во век человек не изменится.

Он в потомках – боец и мудрец.

                                                                    Вл. Чепуров, г.Ворсма,1988.

Холмистая зелёная равнина,

Луга в меду, да яблони в соку,

Где Кишма, пробегая путь недлинный,

Вливается в  красавицу Оку.

Здесь древний тракт

Торговый, многовёрстный

От Нижнего до Мурома пролёг,

Здесь 400 лет стоит селенье Ворсма,

Домишки по обочинам дорог.

Мы здесь живём, мы трудимся здесь исстари

И партией возглавлен этот труд.

Зовут нас мастерами-металлистами,

Нас гвардией рабочею зовут.

                                                                                         Т.Чинякова, г.Ворсма.

Над Ворсмой тишина.

Лёгкие снежинки кружатся и падают

А кругом стоит ночная тишина.

Парни и девчата нежной песней трогают

И кружится в вальсе голова.

Ночь идёт над городом тихая и снежная,

Постепенно смолкли песен голоса

Тишина такая ворсменская нежная,

Что боишься разомкнуть уста.

Утро приближается, заалела зорька,

И гудки встревожили сонный город мой

Парни и девчата, смелые и бойкие

Приступают к вахте трудовой.

                                Вл.Чепуров, 1962 г.

                                       Город Ворсма                                                                                                                                                

Подъезжая к Ворсме, каждый замирает,

Красотой своею город всех встречает.

Необъятны дали, озеро блестит,

Тайной и загадкой монастырь манит.

Церкви купола в небеса глядят,

В праздник перезвоном город весь объят.

Город наш старинный, душою молодой.

Путь им пройден длинный, очень непростой,

В годы лихолетья лучшие сыны

Не жалели жизни для своей страны.

Голод пережили, на земле трудясь,

Выстояли, выжили, Богу помолясь.

А сейчас наш город крепнет и растёт.

Важную продукцию выдаёт завод.

Малых предприятий много здесь сейчас,

Услугами их пользуются многие из нас.

От души хочу я Ворсме пожелать:

Чистотою улиц всех гостей встречать,

Радовать прозрачною, чистою водой.

Стань ещё красивей, город Ворсма мой!

                               Е.Н.Гагарина,2005г.

         День города в Ворсме.

Сегодня в Ворсме праздник и Ворсма приоделась,

Украсить дом свой к празднику многим захотелось.

Почищены все улицы, обновлены фасады.

И люди все нарядные, ведь празднику все рады.

Нас мастерством порадуют танцоры. Музыканты.

Заезжие артисты и местные таланты.

А сколько разных фокусов, ты только не зевай,

Участвуй в них, выигрывай и приз свой получай.

Улыбки озорные и звонкий смех детей,

Вот нос из поролона, примерь его скорей.

И как вершина радости – праздничный салют.

Все дети, да и взрослые его, конечно, ждут.

Лучами разноцветными окрашен небосвод,

Прощаемся мы с праздником, до встречи через год!

Грустная река.

Река течёт, не уставая,

Куда-то вдаль меж берегов.

Своей водой живой играя,

Немало лет ей и веков.

Здесь наши предки тоже жили,

Любили к речке приходить.

Она водою их поила

И орошала их поля.

И хорошела, расцветала

Родная матушка-земля.

А летом ребятня ватагой

Бежит на речку отдыхать.

Но той воды живой, прозрачной

Теперь уж что-то не видать.

Она становится мутнее,

Дно начинает зарастать.

И вид у речки всё грустнее…

Она не хочет умирать!

                                           Е.Гагарина,2005 г

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС

     План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов   в рамках  введения ФГОС    (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...