Классный час "День памяти"
классный час

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Классный час ко Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx29.61 КБ
PDF icon klass_chas.pdf1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Маленькие герои большой войны

Учитель: Нураева Д.С.

Ход классного часа

I. Мотивация.

 - Закройте глаза. Представьте себе, что вы выходите из леса на нескошенный, заросший высокой травой луг, и ваше сердце переполняется радостью: столько здесь всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. На зелёном лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. Вокруг этих цветов летают пчёлы, стрекозы, жуки, прыгают кузнечики, а в бескрайнем небе поют птицы. По всему полю стелется душистый аромат полевых цветов. …
Откройте глаза.
- Это был обычный воскресный день – 22 июня. Ярко светило солнце, и небо было голубое- голубое. И вдруг - война…
(Звучит тихо фонограмма песни «Священная война»)
II.Слово учителя.

 Всё поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим словом. В одночасье для миллионов людей рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Мирный день отдыха обернулся долгими годами страданий. Чёрной тенью фашистской напасти, дымом пожаров, смертью и руинами обернулся для всего народа этот день.
- Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой! Человек убивает человека, изощряется в пытках, изобретает оружие, уничтожает и уничтожается. Ради чего? 
- 22 июня 1941года, в 4 часа утра, когда вся наша страна спокойно отдыхала от дневных забот, фашистская Германия, без объявления войны, совершила варварское, вероломное нападение на нашу Отчизну.

-Жестокая и бездушная война забрала жизни миллионов людей, принесла беду и горе в каждую семью. И от всех нас зависит, чтобы это осталось в памяти будущего поколения. Без памяти нет будущего. Поклонимся же тем, кто дал нам священное право жить на земле, благодаря кому вот уже 75 лет мы не знаем что такое война.

III. Работа над высказыванием

Маленькие герои большой войны

- как вы понимаете эти слова. Что значит маленькие герои большой войны?

IV. Слово учителя.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
  ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
  Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями.
Р.Рождественский.

V.Объявление темы.(фон музыки «Вставай страна огромная»)

    Сегодня  мы поговорим о детях, которые сражались на войне вместе со взрослыми.

VI. Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете слово «фашизм»? (работа со словарем)

    Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей.

      Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время есть места, где неспокойно, где проповедуют зло, насилие, а значит здесь гибнут просто мирные жители, а среди  них много детей. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые боролись против фашизма.

Как вы понимаете слово «антифашист»?

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы…

VII. Слово учителя.

1941 г,   когда  на  Советский  Союз

напали   войска   фашисткой  Германии,  тысячи  ребят  в   красных  

галстуках  встали   вместе  со  взрослыми  на  защиту   Родины.

-  Ребята,   вы видите на слайде имена лишь малой части :   Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Олег Кошевой, Боря Кулешин, Леня Голиков, Валя Зенкина, Володя Дубинин и многие другие.

VIII.Слово   учителя.

Ребята,    почтим  минутой  молчания  память   юных   героев,   погибших   за   счастье   и   свободу   Родины,   за  счастливое   детство  на   нашей  планете.

- Ребята, а знаете ли вы какие подвиги совершили юные гори?

IX. рассказы о героях

Саша Кондратьев

Во время оккупации своей деревни Голубково Ленинградской области Саша с матерью прятали раненых бойцов и летчиков, рискуя своей жизнью, спасали их от карателей. Вместе со своим другом Саша собирал боеприпасы после боев. Вскоре они собрали целый склад оружия: мины, гранаты, патроны и даже ручной пулемет. Они собирались передать все это партизанам.

Ребята пришли к своему тайнику, чтобы приготовиться к переправке оружия, но, вдруг увидели немецкий самолет, который летел к ним и так низко, что можно было видеть на нем черный крест.

Вот он пришел, их час, отомстить немцам за всех убитых летчиков и солдат! Ребята не хотели упускать момент. Они, не сговариваясь, вытащили пулемет. И когда самолет был почти над мальчиками, Саша тщательно прицелился и выпустил длинную очередь из пулемета. Потом еще одну. Самолет опустил одно крыло, выпрямился, полетел низко над озером, и, выпуская клубы черного дыма, врезался в темнеющую полосу черного леса.

Мальчики услышали вдалеке голоса. Тогда они поспешили спрятать пулемет в тайнике и бросились бежать подальше от этого места.

Саша вышел на открытое место. И вдруг прямо перед собой увидел старосту-полицая. Он успел предупредить своего друга: «Не выходи, беги отсюда!» А сам остался стоять на месте, потому что бежать не было смысла.

На базарной площади в г. Луга немцы повесили Сашу Кондратьева.

В настоящее время в Луге Ленинградской области воздвигнут памятник в честь юного героя.

Зина Портнова

Великая Отечественная Война застала ее в Белоруссии.    По  заданию   подпольной  партийной    организации  она   выполняла

важные поручения: распространяла   сводки     советского  Информбюро,

собирала  и   прятала   оружие.

В  январе   1944  г,  возвращаясь  с  задания,   Зина  неожиданно

натолкнулась   на  вражескую   засаду.   Ее  схватили,  долго и  жестоко  пытали,  а  затем   расстреляли.   Но   фашисты  не  услышали  не  единого  слова  признания.    Посмертно   присвоено  звание   героя Советского  союза.

Марат Казей

Белорусскому школьнику Марату Казею  было чуть больше тринадцати лет, но  он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и  стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и  взорвал себя вместе с ними…

Посмертно стал  Героем Советского Союза.

 Леня Голиков

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил, во что бы то ни стало, остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

Валя Котик

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и по настоящее время — Хмельницкой) области Украины в семье служащего.

К началу войны он только перешёл в шестой класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Анализ письма.

     Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
«28 июня» 1941г. 
Милая Тонечка!
 
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.
 
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»

Вопросы классу: 
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
3). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
4). Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста. 

Подведение итогов.  

Ребята,  вот  и  подошел    к  концу   наш классный час,  посвященный  героям   -  антифашистам.  Я   надеюсь,     что  эти   имена   героев   останутся   в

  вашей   памяти  навсегда.  

Чтите тех,   кто  умер   за  наше   счастье,

пролил  кровь  за  ясное  небо   над  головой!!!

Помните,   никогда  не  забывайте,  

какой  ценой    досталась   нам  Победа!!!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час памяти Беслана 1 сентября

Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их  учителям,  наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и  разд...

Классный час памяти Юрия Гагарина "Он был первым".

Классный час - беседа  о Ю.А. Гагарине.4 класс....

Классный час "Памяти А.С.Пушкина"

Классный час посвящён 175 годовщине со дня смерти А.С.Пушкина....

Классный час памяти Юрия Гагарина "Он был первым".

Конспект и презентация помогут учителю начальных классов провести классный час, посвященный Ю. А. Гагарину....

Классный час "Памяти Юрия Гагарина"

Целями данного классного часа являются обобщение и углубление представлений детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине. Развивается познавательный интерес, устная речь учащихся их коммуникат...

Классный час "Памяти Пушкина"

Форма проведения - литературная гостиная...

Классный час Памяти Беслана

Посвящается  десятилетиюлетию бесланской трагедии....