Воспитание культурно-гигиенических навыков в ГПД 4 класс.
статья (4 класс)
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приёма пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего возраста коррекционной школы более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливать их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Ребятам, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть на стол и ставить посуду, но и хорошо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок и причесаться.
Для успешного решения многих задач по воспитанию культурно- гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогические приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе коррекционно – развивающихся занятий, дидактических соблюдения правил гигиены и постепенное повышения требований к ним. Нужно добиваться от учащихся более точного выполнения действий, из правильной последовательности.
Культурно-гигиенические навыки лучше всего используются детьми в игровой форме специально-направленного содержания. В процессе занятий очень важно увлечь детей и заинтересовать, а так же активизировать их инициативу и творчество. На основе литературных сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
В более старшем возрасте большое значения приобретают учебные мотивы. Для более успешного формирования и закрепление культурно- гигиенические, навыков у ребят целесообразно использовать викторины, тренинги, а так же проводить соревнования и школьные мероприятия. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, то есть в каждом компоненте режима можно найти благоприятных момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания детей большое значение имеет и внешний вид педагога, окружающих и взрослых.
Нужно постоянно помнить о том, что ребята, обучающиеся в коррекционной школе очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагог должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояние рук, ногтей, а так же состояние внешнего вида, одежды, личных вещей в шкафу. Навыки детей становятся более прочными,
если они закрепляются в разных ситуациях.
Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действийи и замечать перемены в себе по данной проблеме.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала школьного учреждения.
Для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития в школьном учреждении должны быть созданы необходимые условия. Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия организатора, физработников, классных руководителей,
воспитателей через координацию планов, разьяснения, вовлечения учащихся в оздоровительную деятельность. Нужно добиваться того, чтобы это не было эпизодами в школьной жизни,
а стало систематической работой. В плане воспитательной работы
школьного учреждения включать проведение:
- дни здоровья
- беседы на воспитательных часах с приглашением медработника
- смотр внешнего вида детей
- кружки, посвящённые здоровому образу жизни детей.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического
воспитания- единство требований со стороны взрослых. Учащиеся
приобретают гигиенические навыки в общении с учителем, воспитателем, медицинским работником и конечно в семье.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у детей в школе. Важно, чтобы взрослые подавали пример и сами всегда их соблюдали.
Культурно – гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменяя системы воспитательной работы, отсутствие
внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно - гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда, как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании.
Например: учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать и вешать одежду в шкаф. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время.
В труде по самооблуживанию детей учат доводить начатое дело
до конца, выполнять работу качественно.
Очень важно использовать приёмы поощрения. Важно вовремя похвалить, но не нужно этим злоупотреблять, чтобы ребёнок не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.
Культурно – гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно
помнить, что привитые у детей навыки, в том числе культурно –
гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитанник, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Формируя у детей культурно – гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы, при этом
педагог должен сохранять большую выдержку в своей работе и набраться большого терпения и понимния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приёма пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего возраста коррекционной школы более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливать их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Ребятам, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть на стол и ставить посуду, но и хорошо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок и причесаться.
Для успешного решения многих задач по воспитанию культурно- гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогические приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе коррекционно – развивающихся занятий, дидактических соблюдения правил гигиены и постепенное повышения требований к ним. Нужно добиваться от учащихся более точного выполнения действий, из правильной последовательности.
Культурно-гигиенические навыки лучше всего используются детьми в игровой форме специально-направленного содержания. В процессе занятий очень важно увлечь детей и заинтересовать, а так же активизировать их инициативу и творчество. На основе литературных сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
В более старшем возрасте большое значения приобретают учебные мотивы. Для более успешного формирования и закрепление культурно- гигиенические, навыков у ребят целесообразно использовать викторины, тренинги, а так же проводить соревнования и школьные мероприятия. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, то есть в каждом компоненте режима можно найти благоприятных момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания детей большое значение имеет и внешний вид педагога, окружающих и взрослых.
Нужно постоянно помнить о том, что ребята, обучающиеся в коррекционной школе очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагог должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояние рук, ногтей, а так же состояние внешнего вида, одежды, личных вещей в шкафу. Навыки детей становятся более прочными,
если они закрепляются в разных ситуациях.
Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действийи и замечать перемены в себе по данной проблеме.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала школьного учреждения.
Для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития в школьном учреждении должны быть созданы необходимые условия. Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия организатора, физработников, классных руководителей,
воспитателей через координацию планов, разьяснения, вовлечения учащихся в оздоровительную деятельность. Нужно добиваться того, чтобы это не было эпизодами в школьной жизни,
а стало систематической работой. В плане воспитательной работы
школьного учреждения включать проведение:
- дни здоровья
- беседы на воспитательных часах с приглашением медработника
- смотр внешнего вида детей
- кружки, посвящённые здоровому образу жизни детей.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического
воспитания- единство требований со стороны взрослых. Учащиеся
приобретают гигиенические навыки в общении с учителем, воспитателем, медицинским работником и конечно в семье.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у детей в школе. Важно, чтобы взрослые подавали пример и сами всегда их соблюдали.
Культурно – гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменяя системы воспитательной работы, отсутствие
внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно - гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда, как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании.
Например: учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать и вешать одежду в шкаф. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время.
В труде по самооблуживанию детей учат доводить начатое дело
до конца, выполнять работу качественно.
Очень важно использовать приёмы поощрения. Важно вовремя похвалить, но не нужно этим злоупотреблять, чтобы ребёнок не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.
Культурно – гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно
помнить, что привитые у детей навыки, в том числе культурно –
гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитанник, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Формируя у детей культурно – гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы, при этом
педагог должен сохранять большую выдержку в своей работе и набраться большого терпения и понимния.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...
Статья о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей в детском доме.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены....
Конспект открытого занятия "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Закрепить навык самостоятельного мытья рук....
Консультация из опыта работы. "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей (2-3 лет) младшего дошкольного возраста в ДОО.
Из опыта работы по воспитанию культурно - гигиенических навыков у малышей 2-3 лет в ДОО....
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....