Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
консультация
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.
Основным методическим приемом формирования навыков личной гигиены является показ и подробное объяснение действий, и их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия, иначе никакое овладение навыками личной гигиены невозможно.
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Также важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Формирование навыков умывания происходит постепенно. В основном все дети овладели навыками умывания. Некоторым детям, приходится напоминать завернуть рукава, перед тем как мыть руки.
По окончании умывания обращаем внимание детей на их внешний вид, отмечаем, что они стали чистые, аккуратные, что на них приятно смотреть. Закрепляем у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками, хвалим тех, кто делает это без напоминания.
Культурно-гигиенические навыки формируем у детей и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка к четырем годам, есть опрятнее.
При подготовке к обеду или завтраку обращаем внимание малышей на то, как чисто на столах, на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик, напоминаем, что есть, следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, обязательная образовательная деятельность и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, мы четко определяем место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены мы сочетаем словесный и наглядный способы, используем специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки: «Чистота всего полезней», «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. Большое влияние на формирование навыков оказывают, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Мы обращаем внимание детей на иллюстрации из детских книг.
Рассказывая об устройстве и работе организма, обращали внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены выступало не как требование взрослых, а, как правило, самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.
Для достижения положительных результатов используем сюжетно-ролевые игры, которые проводятся ежедневно. В игры включаем элементы гигиенических знаний.
Например: «Дочки-матери». Во время этой игры дети учатся называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учатся правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками, обязательно мыть руки перед едой, учатся последовательно раздеваться и одеваться. Для закрепления навыков личной гигиены создаем различные игровые ситуации.
Гигиенические знания закрепляем в организованной образовательной деятельности. Для этого используем дидактические игры, такие как: «Искупаем куклу Катю». Здесь мы помогаем запоминать и употреблять в речи названия мыльных принадлежностей, последовательность действий с ними, «Оденем куклу Машу на прогулку», во время этой игры привлекаем детей называть элементы одежды, последовательность одевания.
Для того чтобы научить убирать игрушки на место обыгрывайте упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки?» и т.д.
Также используем дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания), дидактические игры «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле», «Что ты можешь о них сказать», «Умывалочка», «Почистим зубки», «Фонтанчик», «Угостим кукол чаем», «Кукла Маша идет на прогулку», «Мыльные перчатки», «Делаем прическу» и т.д.
Наряду с этим применяем приёмы: чтение художественных произведений (К.И.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»), пальчиковые игры на тему «Одежда и обувь».
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых, он начинает подражать их привычкам и манерам. Трудно убедить малыша, что нужно аккуратно складывать свои вещи, чистить обувь, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. Правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением. Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если воспитателей поддержат родители.
Опубликовано 13.07.2023. Подготовила Тузовская О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...
Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста...
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды....