Сотрудничество школы и семьи в повышении образованности учащихся
методическая разработка
Выступление на педсовете по теме: «Сотрудничество школы и семьи в повышении образованности учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область, городской округ Люберецы
МОУ гимназия № 46
=================================================================
Педсовет «Сотрудничество школы и семьи в повышении образованности и воспитанности учащихся».
Выступление на педсовете
Тема: «Сотрудничество школы и семьи в повышении образованности учащихся»
Учитель: Кузнецова Е. А.
п. Малаховка
Слайд 1
Тема: «Сотрудничество школы и семьи в повышении образованности учащихся»
Слайд 2
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Слайд 4
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Учебный процесс располагает большими возможностями для развития отношений между учителями, учащимися и их родителями (законными представителями). Значимость учёбы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребёнка становится вполне естественным и реальным.
Слайд 5
Какова же роль родителей, семьи в целом в повышении качества образования детей сегодня? В настоящее время сотрудничество семьи и школы является актуальным и востребованным. Каждый учитель и родители учащихся хотят, чтобы они хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. А участие родителей в учебной деятельности школы существенно усиливает учебную мотивацию детей.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», писал В.А. Сухомлинский.
Слайд 6
В ФЗ «Об образовании в РФ» четко сказано, что к участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители). И все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
И все же, как семья может влиять на качество образование? Прежде всего, это возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка. Ведь родитель – это тоже в своем роде «профессия» педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход в той или иной ситуации. На помощь всегда готовы прийти мы, педагоги. А вот готовы вы ли родители получать эту помощь?
Но, разве школа, мы, педагоги не создаем условия для сотрудничества со своими учениками и их родителями? Все вы, уважаемые педагоги успешно сотрудничаете с родителями своих учеников, осуществляете взаимодействие с семьями с целью создания условий для развития личности ребенка и получения им качественного образования – как участника образовательного процесса, а родителей – как заказчиков образовательного процесса, а учителей – как исполнителей образовательного процесса.
Слайд 7
В рамках сотрудничества в своей деятельности, мы принимаем во внимание такие ключевые моменты:
1. Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей.
2. Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды.
3. Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.
4. Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Слайд 8
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Слайд 9
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Слайд 10
К ним можно добавить:
- чтение книг совместно с ребенком;
- выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
- участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
- проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Слайд 11
Все виды взаимодействия школы и семь можно разделить на две группы: индивидуальные и групповые.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей можно привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.
Общешкольные родительские. Здесь родителей мы знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Заключение.
Слайд 12
Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителей, родителей и детей».
Но вот вопрос – а все ли родители откликаются на наши просьбы и являются активными участниками тех дел, которые организовывает школа?
Какие еще надо изобрести формы, использовать методы и технологии, чтобы каждый родитель был ответственен за своего ребенка в вопросе повышения качества образования.
Слайд 13
Безусловно, роль родителей в учебно-воспитательном процессе велика. Родители формируют социальный заказ, но и должны помогать школе его выполнять.
Повышение качества образования - это задача не одного года, поэтому важно понимать, что сегодня школа как никогда нуждается в родителях, а мы нуждаемся в ней и надеемся на тесное и плодотворное сотрудничество.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Слайд 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования учащихся
Выступление на педсовете. Презентация с конспектом выступления....
Возможности дополнительного образования в повышении мотивации учащихся начальных классов к обучению.
Выступление на районном семинаре...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
"Повышение качества образования учащихся через внедрение в методику современного урока инновационных технологий»
"Повышение качества образования учащихся через внедрение в методику современного урока инновационных технологий"...
План работы с родителями по повышению качества образования учащихся.
Выступление на МО учителей начальных классов...