Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников"
методическая разработка (1 класс)
Обобщение опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего школьного возраста по авторской программе "Что мы Родиной зове?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для учителей и воспитателей начальной школы | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»
Обобщение опыта
воспитателя
Гольцовой Тамары Игоревны
по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников».
Г. Орел, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I .Информационный …………………………………………………3
Раздел I I. Технологический.………………………………............................4
2.1 Актуальность проблемы ……………………………………………4
2.2 Цель и задачи ………………………………………………………..5
2.3 Теоретическая интерпретация опыта. ………………………….6
2.4 Результаты работы………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………..….13
Приложения………………………………………………………………… 14
Раздел I. Информационный
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников»
Автор: Гольцова Тамара Игоревна
Должность: воспитатель
Место работы: КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»
Образование: Высшее
ОГПИ 1994 г., преподаватель педагогики и психологии дошкольной.
Общий стаж педагогической деятельности: 43 года.
Квалификационная категория: высшая
Условия становления опыта: педагогическое пространство – школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Орел, учащиеся 1 – 4 классов.
Автором обобщён опыт, накопленный в течение последних восьми лет.
В экспертизе опыта участвовали:
Ляпина Н.Е.– зам. директора по ВР школы-интерната ;
Можина И.В. – руководитель МО школы-интерната, воспитатель.
Раздел II. Технологический
2.1Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания
Последнее десятилетие ХХ начало ХХI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного нравственно-патриотического воспитания, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
Учитывая актуальность данного вопроса в наши дни и то, что гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в области образования, принимая во внимание Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2020г.) и Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493)
2.2.Цель и задачи
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю:
Формировать у детей школьного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Для достижения поставленных целей решаю следующие
задачи:
- формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- воспитание здорового образа жизни.
- воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
2.3.Теоретическая интерпретация опыта.
Они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Стараюсь приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляю во время общих праздников, семейных развлечений. Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. В своей работе также использую различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Важное место в народной педагогике России занимают пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества, теме патриотизма, героизма, смелости, трусости, предательства: «С родимой земли умри - не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит», «Храбрость города берёт» и др. Особое место занимают сказки. Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей младших школьников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа, его обычаев. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. На примере положительных героев русских народных сказок, дети усваивают духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, и др. Передо мной стоит задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекаю внимание детей, выбираю яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес. Поэтому, перед началом работы по воспитанию любви к родному краю, я сама его хорошо изучила и тщательно продумала, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности. Природе, экологическому воспитанию отвожу особую роль в духовно-нравственном воспитании, особенно воспитании патриотизма, так как родная природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы природы в беседах, занятия, дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней, возможность реально помочь «братьям нашим меньшим». Организуют экскурсии в Мужской монастырь, в храм Михаила Архангела приобщая тем самым младших школьников к святыне родного края. Очень важно воспитание патриотизма, который включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, бережное отношение к родным местам, гордость за её социальные и культурные достижения, уважительное отношение к историческому прошлому малой родины и унаследованным от него традициям. Данная программа отвечает запросам общества и имеет духовно-нравственную направленность. Эффективное формирование патриотических чувств я вижу тесной связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Большую роль в формировании патриотических чувств школьников играет совместное переживание детьми и взрослыми различных праздников. В помощь родителям оформила и провела ряд мероприятий : родительское собрание «Нравственно патриотическое воспитание», лекторий « Воспитание гражданина начинается в семье», совместные мероприятия: классный час «Моя семья», родители оказали помощь в исследовательской деятельности детей по составлению Генеологического древа своей семьи, оказывали помощь в походе в краеведческий музей, были оформлены плакаты «Традиции моей семьи». Считаю, что моя работа в данном направлении способствует правильному развитию микроклимата в семьях моих учеников, а также воспитанию любви к своей стране. Полагаю, что детям необходимо показывать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Именно это важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
В этой связи большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города. Итоги таких экскурсий представляю на фотовыставках, выступлениях детей на утренниках. «Моя семья». «Таинственный мир природы» «Искусство».
Семья и школа– первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. В этом разделе дети знакомятся с историей, традицией своей семьи, школы. Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям, учителю, воспитателю . (Приложение №1) Знакомство учащихся с бытом жителей родного края формирует понимание взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, создает благоприятные условия для воспитания бережного к ней отношения других.
Дети знают: Моя семья.
Мой город.
Таинственный мир природы.
Народное творчество Орловского края.
Искусство
Литератрная страничка.
Человек славен трудом
Орел-город первого салюта.
4. Анализ результатов применения опыта Исследования показывают положительную динамику проведения работы в рамках программы «Что мы Родиной зовем?» - дети знают и называют место проживания: город,; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; знают природу города; - дети называют свой домашний адрес, адрес школы-интерната; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, школе-интернату; - дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь руг другу, взрослым, старикам. Ценным в условиях работы в школе-интернате является то, что во всех видах деятельности идет систематическая и целенаправленная работа направленная на развитие речи детей. Высоко оценивают проводимую воспитательную работу в классе родители. По их мнению, мероприятия сплачивают коллектив, прививают навыки культурного общения, способствуют творческому развитию личности, повышают интерес к учебе, расширяют кругозор ребенка. И, наконец, самым главным показателем успешности применения данного опыта является уровень воспитанности класса
Мною были подготовлены и проведены ряд мероприятий по реализации данной проблеме: классные часы « Семья, семейные ценности и традиции», «С чего начинается Родина?», «Дорогою Добра», Созданы презентации: « Семья семейные ценности и традиции», « С чего начинается Родина?», «Воспитание гражданина», «Дети- герои ВОВ»., «Города- Герои», «Прогулка по городу Орел», «Письмо солдату». Изготовлены пособия : « Природоохранительные знаки», дидактическая игры: « Гербы городов Орловской области», «Прогулки по городу», «Найди дерево по названию», «Узнай растение по описанию» (травы), «Узнай растения по описанию» (ягоды). Большое воспитательно-познавательное воздействие оказывали на детей целенаправленные прогулки к мемориалам и памятникам героев войны, экскурсии в Музей-Диараму, Краеведческий музей., а также поездки в орловское полесье с семьей. Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела. Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников Обобщение опыта
Цели,задачи экологического воспитания младших школьниковВозможности школы в экологическом воспитании...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Обобщение опыта классного руководителя по теме: «Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духов...
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Опыт обобщила на заседании городского методического объединения...
Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"
Опыт своей работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...