Социальный проект Тема: «Огонь-друг, огонь-враг.»
методическая разработка (4 класс)

Абрамова Нина Георгиевна

Формы работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Актуальность проекта:

• Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.

• Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей) .

• Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.

• Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_pozharnoy_bezopasnosti.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

         Социальный проект

Тема:    «Огонь-друг,  огонь-враг.»

Учитель: Абрамова Н.Г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: Учащиеся 4»А» класса, родители, учителя.

Формы работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Актуальность проекта:

• Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.

• Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей) .

• Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.

• Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков

Проблема: несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Цель проекта: формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

1. Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.

2. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций.

3. Развивать такие интегративные качества личности школьников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.

4. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.

Предполагаемый результат:

• Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью.

• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.

• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.

• Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.

Работа над проектом

.

I этап – подготовительный.

Чтение и выставка книг о пожаре.

Выставка поделок и рисунков «Я и огонь»

Экскурсия в пожарную часть.

Учебная эвакуация детей в случае пожара.

Тестирование по теме «Правила пожарной безопасности»

II этап – основной (познавательно-информационная деятельность).

Выполнение проекта в группах

III этап – заключительный

Выполнение проекта:

  1. Введение в тему:

- загадка Рыжий зверь в печи сидит.

                  Рыжий зверь на всех сердит.

                   Он от злобы ест дрова целый час,

                   А может два.

                   Ты рукой его не тронь,

                  Искусает всю ладонь.

  1. Актуальность проекта:

            В жизни каждого человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня он обеспечил себя теплом и светом. Человек покорил огонь и научился управлять им. С помощью огня люди готовят пищу, плавят руду, покоряют небо и космос. Огонь-друг! Без него немыслима жизнь на Земле.

Но огонь-друг, к сожалению, может стать врагом. И тогда от него страдают и погибают миллионы людей, сгорают строения, выгорают целые селения и города.

Статистика: ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший-ребёнок.

Как они возникают? Почему происходит так, что огонь может превратить всё в прах?

  1. Деление детей на группы:

а) 1 группа: Глеб- лидер + хранитель времени

                       Оксана-дизайнер

                       Диана-дизайнер

                       Никита Т-презентатор

Б)2 группа: Света-лидер

                      Никита К-дизайнер

                      Кристина Р-дизайнер

                       Василиса –презентатор

                       Степан –хранитель времени

В) 3 группа: Жанна – лидер

                      Полина – дизайнер

                      Настя – дизайнер

                      Саша П – презентатор

                       Кристина Л – хранитель времени

Г) 4 группа: Ангелина С – лидер

                      София – дизайнер

                       Ангелина Ф – дизайнер

                       Саша Р – презентатор

                       Дима – хранитель времени

  1. Задания для каждой группы
  2. Советы по выполнению задания –план работы

( работа с памяткой)

  1. Выполнение проекта

Цель мероприятия:

сформировать представление детей об огне, как о друге или враге, умение  быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления.

Ход  мероприятия.

  1. Введение в тему

Вед : Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А что будет главной темой нашего разговора, вам предстоит отгадать:

Он друг ребят, но когда с ним шалят,

он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)

Правильно, это огонь. Огонь всем нам может быть другом , огонь может быть врагом. Так как же так? Давайте разберемся: когда он друг и почему становится врагом.

Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Давайте вместе вспомним, где человек не может обойтись без огня?

Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали для приготовления пищи. Много полезных дел совершается с использованием огня в жизни современного человека

( ответы детей)

Ребенок читает стихотворение:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

  1. Актуализация проблемы

Вед :  Сила у друга-огня очень большая. Но если с этой силой обращаться неумело и не осторожно, то огонь может стать страшным, коварным, злым врагом и уничтожить в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

         Изложение программного материала.

Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 15 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

превращают в пепел жилые и промышленные здания;

уничтожают лесные массивы;

уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Некоторые исторические факты:

1470г. – пожар в Москве (осталось только 3 двора),

1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва),

1812 г.- пожар, вызванный бесчинством мародёров (уничтожено 2/3 города),

1972 г. – торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом),

1977 г.- пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека.

1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей). У нас в стране 70 % всех пожаров возникает в непроизводственной сфере, в жилых домах и общественных зданиях. К наиболее трагичным последствиям приводят катастрофы  в общественных помещениях, где собирается большое число людей. За последний год мы из средств телевидения слышали о трагичных происшествиях в г. Москва институт был  подвержен пламени, погибли молодые люди. Часто пожары стали встречаться  в интернатах, в домах для престарелых людей…

В подобных случаях опасность усугубляется из-за паники: охваченные страхом люди не способны организованно эвакуироваться. Пожар страшен. Пожар уносит жизни людей.

Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

3.Танец Огня»

4.Обсуждение проблемы

Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – ПОЖАР.

При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – гибнут люди. Как же возникают пожары?

Выслушиваются высказывания детей.

5.Игра «Воздушный шар»

Вед: Этот шар в руках недаром.

         Раньше, если был пожар,

         Звал пожарных в бой с пожаром.


-   Где с огнем беспечны люди

                       Там взовьется в небе шар,

                       Там всегда грозить нам будет

                       Злой…..

Ребенок - …пожар

Ведущая -  Раз, два, три, четыре

                        У кого пожар в……..

Ребенок - …в квартире

Ведущая - Дым столбом поднялся вдруг

                        Кто не выключил….

Ребенок -  …утюг

Ведущая - Красный отблеск побежал

                        Кто со спичками…

Ребенок - …играл

Ведущая - Стол и шкаф  сгорели разом,

                        Кто сушил белье над …..

Ребенок - …газом

Ведущая - Пламя прыгнуло в листву

                        Кто  у дома жег…

Ребенок - …траву

Столб огня чердак объял

Кто там спички…..

Ведущая - Кто в огонь бросал при этом незнакомые…

Ребенок - …предметы

Ведущая - Помни каждый гражданин

                        Пожарный  номер

Ребенок - …01

Ведущая - Дым увидел – не зевай

                         И пожарных…

Ребенок - …вызывай.

       Это всем должно быть ясно,

       Что шутить с огнем ……

Вед:

- Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят в лесу или вблизи строений. Люди иногда забывают потушить огонь и тогда, раздуваемые ветром, искры разлетаются на большие расстояния, образуя новые очаги пожара. Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, они пользуются спичками, зажигают свечи, разводят костры.

6. Игра «Доскажи словечко»

Вед: Кто задорный и веселый

         Верность правилам храня

         Бережет родную школу

         От коварного огня?

Вед: Кто поджег траву у дома

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор

          Вед: Кто соседской детворе

                  Объясняет во дворе,

                  Что игра с огнем недаром

                   Завершается пожаром

Вед: Кто украдкой в уголке

         Жег свечу на чердаке

         Загорелся старый стол

         Еле сам живой ушел!

                      Вед: Кто пожарным помогает            

                              Правила не нарушает,

                               Кто пример для всех ребят?

Вед: На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил

Что костер не затушил.

      Вед: Видя, кто, сушняк в огне,

               Знает точно: быть беде!

               Ветку кто не поджигает

От пожара лес спасает?                        

7.  Описание пожаров в литературных произведениях

Из каких произведений взяты следующие строки?

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

С треском, щёлканьем и громом.

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Я веселый огонек,

Стал мне тесным коробок!  

Разве трудно спичку взять-

Отпустить меня гулять?

Буду бегать и шалить  

Всех могу развеселить!

8.Ситуации

Ведущий:

Колобок зажёг тут спичку,

Затопил он жарко печку.

Только дверцу приоткрыл,

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Хотел выжечь всё кругом.

 Не смотри, не жди, не стой!

Ты залей огонь водой!

  Не найду никак ведра!

 Так засыпь тогда песком!

 Ах, песка в помине нет!

 Так кошмой накрой скорей!

 Да звони скорей, звони,

01 ты набери!

(Звонит в  пожарную часть. Гудит сирена.  Пожарные тушат огонь.)

 (вздыхает виновато):

Огонёк всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет, 

И проказничать умеет.

Пожарный 1: Не играй, дружок, со спичкой!

Помни, что от спички – невелички                                       

Может дом сгореть дотла!

Пожарный 2: Посмотри, дружок, кругом    

В полном ли порядке дом

 Коль не тратишь время даром,

Быстро  справишься с пожаром.                                                                                                  

Огнетушитель:

Знать обязан каждый житель,

Где висит огнетушитель!

Быстро тушит он огонь,

Только зря его не тронь!

Ведро:  Если пусто - оно бренчит,

Коль наполнишь - замолчит.

Лом:  Рвётся всюду напролом,

А называется просто - лом!

Лопата: Всегда готова помогать,

И копать, и засыпать.

Пожарные:

 Жизнь даётся лишь однажды.

Помнить это должен каждый.

                                                                            

Ведущий.

Всем детям нужно знать:

Опасно спичками играть

 Правило это легко запомнить можно:

С электроприборами будьте осторожны!

А может случится с вами

Вот такая история

.

9.Практическая ситуация

Ведущий.

Сыночку любимому

Кошечка Мила

Погладить штанишки

Однажды решила.

Утюг в розетку включила  

И вскоре о нем совершенно забыла.

Дети разыгрывают продолжение ситуации.

Ребята, кто же помогает тушить пожары?

Выслушиваются высказывания детей.

 Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

       К сожалению, не всегда пожарные могут победить огонь. Сейчас мы проем конкурс, в котором участвуют 2 команды – «Огонёк», «Капелька»

10.Конкурс

         Дети разбиваются на две команды:

1 этап: проползти по скамейке;

2 этап

Игра «Дружно тушим»

Правила игры: Дети встают в 2 круга (это две команды). Под веселую музыку в кругу пускаются по одной пластиковой бутылке-брызгалке, наполненной водой. В центре круга — «огонь» (для каждой команды 2-3 красных воздушных шара). Каждый член команды должен пустить струю воды на «огонь» и передать брызгалку следующему. Побеждает та команда, у которой брызгалка быстрее «вернется» к капитану команды и шарики будут полностью залиты водой.

3 этап

Игра-эстафета

Правила игры: соревнуются две или три команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой не рассыпав на бегу) и «тушить костер» (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т. е. лучше «потушит» костер.

4 этап

Действия при пожаре в школе:

построиться парами;

следовать за учителем;

не паниковать самим и успокоить товарищей;

на территории школы ждать дальнейших указаний учителя.

5 этап

Игра «Быстро отвечай»

В: возник пожар 
1: звони 01

В: комната сильно задымлена 
2: ползи к выходу

В: на тебе горит одежда 
3: останавливаюсь, падаю, катаюсь

В: горит электропроводка 
4уч: отключи, затем туши

В: горит прошлогодняя трава 
5уч: затуши огонь землею

В: едкий дым в помещении 
6: дыши через мокрый платок

  11.   Подведение итогов.

          Вручение буклетов по пожарной безопасности с номерами телефонов пожарной части, МЧС, скорой помощи всем участникам и гостям праздника.

        Вручение грамот учащимся, которые приготовили творческие проекты.

Знают все: человек без огня не живёт и дня

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг,

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится страшным врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

то беды не миновать!

Знайте, в гневе он сердит.

Ничего не пощадит!

Уничтожить может садик,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома всё кругом!

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда

Это помните всегда,

Это помнете всегда!

Правила пожарные

Без запинки знайте,

Правила пожарные

Строго соблюдайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...