Социальный проект Тема: «Огонь-друг, огонь-враг.»
методическая разработка (4 класс)
Формы работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Актуальность проекта:
• Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.
• Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей) .
• Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.
• Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_pozharnoy_bezopasnosti.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
Тема: «Огонь-друг, огонь-враг.»
Учитель: Абрамова Н.Г.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: Учащиеся 4»А» класса, родители, учителя.
Формы работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Актуальность проекта:
• Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.
• Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей) .
• Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.
• Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков
Проблема: несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Цель проекта: формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
1. Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
2. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций.
3. Развивать такие интегративные качества личности школьников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
4. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.
Предполагаемый результат:
• Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью.
• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.
• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.
• Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.
Работа над проектом
.
I этап – подготовительный.
Чтение и выставка книг о пожаре.
Выставка поделок и рисунков «Я и огонь»
Экскурсия в пожарную часть.
Учебная эвакуация детей в случае пожара.
Тестирование по теме «Правила пожарной безопасности»
II этап – основной (познавательно-информационная деятельность).
Выполнение проекта в группах
III этап – заключительный
Выполнение проекта:
- Введение в тему:
- загадка Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова целый час,
А может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь.
- Актуальность проекта:
В жизни каждого человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня он обеспечил себя теплом и светом. Человек покорил огонь и научился управлять им. С помощью огня люди готовят пищу, плавят руду, покоряют небо и космос. Огонь-друг! Без него немыслима жизнь на Земле.
Но огонь-друг, к сожалению, может стать врагом. И тогда от него страдают и погибают миллионы людей, сгорают строения, выгорают целые селения и города.
Статистика: ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший-ребёнок.
Как они возникают? Почему происходит так, что огонь может превратить всё в прах?
- Деление детей на группы:
а) 1 группа: Глеб- лидер + хранитель времени
Оксана-дизайнер
Диана-дизайнер
Никита Т-презентатор
Б)2 группа: Света-лидер
Никита К-дизайнер
Кристина Р-дизайнер
Василиса –презентатор
Степан –хранитель времени
В) 3 группа: Жанна – лидер
Полина – дизайнер
Настя – дизайнер
Саша П – презентатор
Кристина Л – хранитель времени
Г) 4 группа: Ангелина С – лидер
София – дизайнер
Ангелина Ф – дизайнер
Саша Р – презентатор
Дима – хранитель времени
- Задания для каждой группы
- Советы по выполнению задания –план работы
( работа с памяткой)
- Выполнение проекта
Цель мероприятия:
сформировать представление детей об огне, как о друге или враге, умение быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления.
Ход мероприятия.
- Введение в тему
Вед : Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А что будет главной темой нашего разговора, вам предстоит отгадать:
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
Правильно, это огонь. Огонь всем нам может быть другом , огонь может быть врагом. Так как же так? Давайте разберемся: когда он друг и почему становится врагом.
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Давайте вместе вспомним, где человек не может обойтись без огня?
Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали для приготовления пищи. Много полезных дел совершается с использованием огня в жизни современного человека
( ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
- Актуализация проблемы
Вед : Сила у друга-огня очень большая. Но если с этой силой обращаться неумело и не осторожно, то огонь может стать страшным, коварным, злым врагом и уничтожить в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Изложение программного материала.
Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 15 тысяч человек.
Пожары приводят к большим материальным потерям:
превращают в пепел жилые и промышленные здания;
уничтожают лесные массивы;
уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.
Некоторые исторические факты:
1470г. – пожар в Москве (осталось только 3 двора),
1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва),
1812 г.- пожар, вызванный бесчинством мародёров (уничтожено 2/3 города),
1972 г. – торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом),
1977 г.- пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека.
1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей). У нас в стране 70 % всех пожаров возникает в непроизводственной сфере, в жилых домах и общественных зданиях. К наиболее трагичным последствиям приводят катастрофы в общественных помещениях, где собирается большое число людей. За последний год мы из средств телевидения слышали о трагичных происшествиях в г. Москва институт был подвержен пламени, погибли молодые люди. Часто пожары стали встречаться в интернатах, в домах для престарелых людей…
В подобных случаях опасность усугубляется из-за паники: охваченные страхом люди не способны организованно эвакуироваться. Пожар страшен. Пожар уносит жизни людей.
Да, огонь бывает разный,
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый, огонь злой.
3.Танец Огня»
4.Обсуждение проблемы
Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – ПОЖАР.
При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – гибнут люди. Как же возникают пожары?
Выслушиваются высказывания детей.
5.Игра «Воздушный шар»
Вед: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
- Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…..
Ребенок - …пожар
Ведущая - Раз, два, три, четыре
У кого пожар в……..
Ребенок - …в квартире
Ведущая - Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил….
Ребенок - …утюг
Ведущая - Красный отблеск побежал
Кто со спичками…
Ребенок - …играл
Ведущая - Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над …..
Ребенок - …газом
Ведущая - Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег…
Ребенок - …траву
Столб огня чердак объял
Кто там спички…..
Ведущая - Кто в огонь бросал при этом незнакомые…
Ребенок - …предметы
Ведущая - Помни каждый гражданин
Пожарный номер
Ребенок - …01
Ведущая - Дым увидел – не зевай
И пожарных…
Ребенок - …вызывай.
Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем ……
Вед:
- Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят в лесу или вблизи строений. Люди иногда забывают потушить огонь и тогда, раздуваемые ветром, искры разлетаются на большие расстояния, образуя новые очаги пожара. Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, они пользуются спичками, зажигают свечи, разводят костры.
6. Игра «Доскажи словечко»
Вед: Кто задорный и веселый
Верность правилам храня
Бережет родную школу
От коварного огня?
Вед: Кто поджег траву у дома
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор
Вед: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром
Вед: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке
Загорелся старый стол
Еле сам живой ушел!
Вед: Кто пожарным помогает
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Вед: На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил.
Вед: Видя, кто, сушняк в огне,
Знает точно: быть беде!
Ветку кто не поджигает
От пожара лес спасает?
7. Описание пожаров в литературных произведениях
Из каких произведений взяты следующие строки?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
С треском, щёлканьем и громом.
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Я веселый огонек,
Стал мне тесным коробок!
Разве трудно спичку взять-
Отпустить меня гулять?
Буду бегать и шалить
Всех могу развеселить!
8.Ситуации
Ведущий:
Колобок зажёг тут спичку,
Затопил он жарко печку.
Только дверцу приоткрыл,
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Хотел выжечь всё кругом.
Не смотри, не жди, не стой!
Ты залей огонь водой!
Не найду никак ведра!
Так засыпь тогда песком!
Ах, песка в помине нет!
Так кошмой накрой скорей!
Да звони скорей, звони,
01 ты набери!
(Звонит в пожарную часть. Гудит сирена. Пожарные тушат огонь.)
(вздыхает виновато):
Огонёк всегда такой
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Пожарный 1: Не играй, дружок, со спичкой!
Помни, что от спички – невелички
Может дом сгореть дотла!
Пожарный 2: Посмотри, дружок, кругом
В полном ли порядке дом
Коль не тратишь время даром,
Быстро справишься с пожаром.
Огнетушитель:
Знать обязан каждый житель,
Где висит огнетушитель!
Быстро тушит он огонь,
Только зря его не тронь!
Ведро: Если пусто - оно бренчит,
Коль наполнишь - замолчит.
Лом: Рвётся всюду напролом,
А называется просто - лом!
Лопата: Всегда готова помогать,
И копать, и засыпать.
Пожарные:
Жизнь даётся лишь однажды.
Помнить это должен каждый.
Ведущий.
Всем детям нужно знать:
Опасно спичками играть
Правило это легко запомнить можно:
С электроприборами будьте осторожны!
А может случится с вами
Вот такая история
.
9.Практическая ситуация
Ведущий.
Сыночку любимому
Кошечка Мила
Погладить штанишки
Однажды решила.
Утюг в розетку включила
И вскоре о нем совершенно забыла.
Дети разыгрывают продолжение ситуации.
Ребята, кто же помогает тушить пожары?
Выслушиваются высказывания детей.
Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.
Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.
К сожалению, не всегда пожарные могут победить огонь. Сейчас мы проем конкурс, в котором участвуют 2 команды – «Огонёк», «Капелька»
10.Конкурс
Дети разбиваются на две команды:
1 этап: проползти по скамейке;
2 этап
Игра «Дружно тушим»
Правила игры: Дети встают в 2 круга (это две команды). Под веселую музыку в кругу пускаются по одной пластиковой бутылке-брызгалке, наполненной водой. В центре круга — «огонь» (для каждой команды 2-3 красных воздушных шара). Каждый член команды должен пустить струю воды на «огонь» и передать брызгалку следующему. Побеждает та команда, у которой брызгалка быстрее «вернется» к капитану команды и шарики будут полностью залиты водой.
3 этап
Игра-эстафета
Правила игры: соревнуются две или три команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой не рассыпав на бегу) и «тушить костер» (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т. е. лучше «потушит» костер.
4 этап
Действия при пожаре в школе:
построиться парами;
следовать за учителем;
не паниковать самим и успокоить товарищей;
на территории школы ждать дальнейших указаний учителя.
5 этап
Игра «Быстро отвечай»
В: возник пожар
1: звони 01
В: комната сильно задымлена
2: ползи к выходу
В: на тебе горит одежда
3: останавливаюсь, падаю, катаюсь
В: горит электропроводка
4уч: отключи, затем туши
В: горит прошлогодняя трава
5уч: затуши огонь землею
В: едкий дым в помещении
6: дыши через мокрый платок
11. Подведение итогов.
Вручение буклетов по пожарной безопасности с номерами телефонов пожарной части, МЧС, скорой помощи всем участникам и гостям праздника.
Вручение грамот учащимся, которые приготовили творческие проекты.
Знают все: человек без огня не живёт и дня
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг,
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится страшным врагом.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
то беды не миновать!
Знайте, в гневе он сердит.
Ничего не пощадит!
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома всё кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда,
Это помнете всегда!
Правила пожарные
Без запинки знайте,
Правила пожарные
Строго соблюдайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Работа классного руководителя в социальном партнерстве с семьей в социальном партнерстве с семьей.
Выступление на районной конференции...
Приобретение школьниками социальных знаний и социального опыта в условиях общеобразовательной школы
Презентация для выступления на МО...
Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию.
Описание работы нашего учреждения, опыт работы воспитателя по авторской программе....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспеч...