Классный час.Тема : "Правила этикета".
классный час (4 класс)

Шпакова Елена Александровна
Цель классного часа: - формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера; - развитие общей культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_ob_etikete.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: Правила этикета

Цель классного часа: - формирование навыков сопоставления внешнего   поведения человека и его истинного характера;

- развитие общей культуры учащихся.

                                                     Оборудование:

— карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;

— карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «-  « , «=»;

— три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой;  с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее бутафорский (пластилиновый) шоколад.

                                       Предварительная работа.

Домашнее задание.

1. Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».

2. Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются -

наше время.

                                                   Ход мероприятия.

Ученик (читает отрывок из книги  Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал  о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне, Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня

словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель. Да, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука.

Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками, чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.

Ученики. Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины- Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина...

Учитель. Да, эти правила ушли, но остались многие другие, о которых у нас

сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами».  Действительно,  для   того  чтобы   нас  уважали   в   коллективе

(школьном, рабочем,  в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся

 к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.

Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.

Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который

привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

    А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже своеобразная этикетка, которая, прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

   Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.

                                               Рассказ 1

    Ученик (читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»),

...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился

попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного  телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

                                                                 Рассказ 2

Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо про-

ходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним. Хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам - захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь, содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!

    Далее идет обсуждение данной тем в группах.

  В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить, замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

    Давайте и мы попробуем разобраться некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят дайте им свою оценку.

                                                     Ситуация 1

   На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

    Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из

них проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Люди  вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

                                                      Ситуация 2

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимаете девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты... Спасибо... Не надо.

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю,

Оживление на лице женщины гаснет.

Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?

Учитель. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна

 из них — тактичность. На этом примере видно. Что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...

                                                     Ситуация 3

   В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое других ребят уст-

роились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

  А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...

 — Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик —берите, я их сверху положу

   Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной

палате, почему?

Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил Друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

Учитель: Чувствуете разницу? А ведь все просто.

 Один человек имеет доброе сердце, поэтому на всех глядит с любовью.  А  другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С-Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой.

   Оптимист — тот, кто верит в хорошее.

Гипотеза — в данном контексте предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.

   Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и развернуть.

Красивая                             Еще более                                                    Некрасивая

этикетка и                             красивая                                                     этикетка и

настоящий                    этикетка и                                                     настоящий

шоколад                            пластилиновый                                           шоколад

внутри                             шоколад внутри                                    внутри

Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

Первая группа учеников выбрала самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки

ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное.

«По одежке встречают, по уму провожают».

Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»?

Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае.

Вторая группа учеников выбрала некрасивую упаковку с натуральным шоколадом

внутри.

Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень обрадовались.

Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные

черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту.

Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?

Ученики. Человек со шрамом.

Вторая группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом.

Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.

Учитель. Какой урок вы извлекли?

Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово.

Учитель. Кто из героев подходит подданное вами определение?

Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии!

Учитель. У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета». «+». «—», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.

Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.

знание этикета        +        соблюдение его правил           =        воспитанность

                                

знание этикета        +        соблюдение его правил            =        этикетка

Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он  превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Учитель. Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает переставшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичным, чтобы у людей от общения с вами осталось только хорошее впечатление, чтобы вами было приятно дружить и общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Классный час. Тема "Школьный этикет".

Воспитание культуры поведения....

Классный час Тема «Правила здорового образа жизни»

Классный час Тема «Правила здорового образа жизни»...

Классный час по теме "Правила этикета со Смешариками"

Классный час разработан по материалам детских книг серии "Смешарики". Будет полезен для проведения классного часа и для занятий по внеурочной деятельности....

Конспект классного часа. Тема:«Правила дорожного движения», 4 класс

Конспект занятия«Правила дорожного движения»Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о безопасности дорожного движения, повторение правил дорожного движения и значения...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей».

Цель классного часа: знакомство с правами и обязанностями ребенка, воспитание правовой культуры детей....

Конспект классного часа. Тема: "Правила дружбы"

Конспект классного часа  Цели: формирование знаний о правилах дружбы....