Социальная акция как средство духовного развития личности младшего школьника
презентация к уроку
Большое значение приобретают методы, приемы и формы работы педагога, с помощью которых он стремится обеспечить личностное равновесие ребенка. В нашем образовательном учреждении традиционными формами "самовоспитания" стали Уроки Мужества, Уроки гражданственности, проекты, встречи с замечательными людьми города.\, семейные праздники.
К таким педагогическим средствам относится и социальная акция, поскольку помимо информационной она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность социальной акции позволяет быстро и корректно включать учащихся в систему социальных отношений и связей.
Именно эту форму я использовала с детьми при реализации проекта "В память о солдате...", посвященного участнику Великой Отечественной войны Рахманову Александру Ивановичу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adambaeva_lyudmila_anatolevna_1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МКОУ "Школа № 5" МО г. Ирбит
Свердловская область
Тема "Социальная акция как средство
духовного развития личности младшего школьника"
Проблема духовного воспитания подрастающего поколения стала сегодня одной из самых существенных в обществе. Нацеленность воспитательного процесса на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни ребенка социальными смыслами, солидарная устремленность в будущее - это то понимание духовно-нравственного развития личности, которое реализуется в нашем образовательном учреждении через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Соответственно, большое значение приобретают методы, приемы и формы работы педагога, с помощью которых он стремится обеспечить личностное равновесие ребенка. В нашем образовательном учреждении традиционными формами "самовоспитания" стали Уроки Мужества, Уроки гражданственности, проекты, встречи с замечательными людьми города.\, семейные праздники.
К таким педагогическим средствам относится и социальная акция, поскольку помимо информационной она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность социальной акции позволяет быстро и корректно включать учащихся в систему социальных отношений и связей.
Именно эту форму я использовала с детьми при реализации проекта "В память о солдате...", посвященного участнику Великой Отечественной войны Рахманову Александру Ивановичу.
Что же мы понимали под понятием "социальная акция"? Согласно трактовке многих информационных источников, социальная акция — это мероприятие, направленное на привлечение внимания людей к определенной проблеме, попытка заставить задуматься. Основной целью социальных акций является расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, культурных значений. Данные мероприятия помогают в развитии креативности, гибкости, умения принимать новый опыт.
Безусловно, ещё не определив конкретное название нашей социальной акции, мы были твердо уверены на первом этапе её реализации, что она несет патриотический характер. В процессе разработки, подготовки и реализации акции "В память о солдате..." мы ответили на следующие вопросы:
Вопросы | Ответы |
На решение какой проблемы направлена социальная акция? | Социальная акция был направлена на увековечивание памяти участника Вов. |
Кто является ее целевой группой? | Целевой группой стали учащиеся 9-10 лет МКОУ "Школа № 5" г. Ирбита. |
Какова цель социальной акции, и какие задачи она решает? | Цель социальной акции - привлечение внимания общественности к проблеме сохранения исторической памяти об уральцах - защитниках Отечества, тружениках тыла, детях и подростках военного времени, внесших значительный вклад в Победу. |
Когда и где проходит социальная акция? | Место проведения социальной акции - город Ирбит - Байкаловский район Краснополянское поселение. |
С кем вместе? | Социальные партнеры - семья участника Великой Отечественной войны, родственники, учащиеся Краснополянской СОШ. |
Какова форма социальной акции? | Форма социальной акции - информационный продукт: Книги памяти "В память о солдате...". |
Социальная акция "В память о солдате..." была реализована в три этапа.
1 этап - подготовительный, цель которого организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка. Реализация данного этапа обеспечивалась взаимодействием с Рахмановой В.А, вдовой участника Вов, выявлением проблемы и её формулировкой, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды, установлением контактов с социальными партнерами. Было проведено интервьюирование близких родственников Рахманова А.И., подготовлен информационный продукт. Социальная акция обеспечивалась определением целей и задач, выбором формы проведения, разработкой сценария. В процессе работы проведено обучение членов команды приемам взаимодействия с социальными партнерами. Финансовая подготовка обеспечивалась закупкой необходимых материалов для её проведения.
2 этап - основной, цель которого является реализация сценария социальной акции. На этом этапе мы руководствовались принципами личной и командной ответственности перед семьями Рахмановых, Цымбал, Котовых, максимально интегрировали наши усилия для решения целей и задач акции. Кульминацией основного этапа стало два мероприятия: передача Книги памяти "В память о солдате..." близким родственникам на Уроке Мужества. который состоялся 8 мая 2013 года в нашей школе и вручение информационного продукта социальной акции музею Краснополянской СОШ на митинге "Герои Вов - наши земляки", который состоялся 8 июня 2013 года. При реализации данной формы педагогического воздействия для меня было важным почувствовать настроение её участников, выявить отношение к социальному действию. Принцип "обратной связи", регламентируемый требованиями к проведению социальной акции, был соблюден. Для нас он был приятной неожиданностью, когда на Уроке Мужества от близких людей Рахманова А.И. было вручено благодарственное письмо за оформление альбома "В память о солдате...".
3 этап - аналитический, целью которого является подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Основным компонентом этого этапа стало пост информационное сопровождение, что нашло отражение в публикациях газеты "Восход".
Перспектива социальной акции "В память о солдате..." была обозначена участием в Международном сетевом проекте "Книга Славы" портала "Методсовет". Инициативной группой учащихся мы подготовили материал, в соответствии с требованиями Положения проекта, расположили материал для публичного обсуждения пользователей и гостей портала. Продуктом Международного сетевого проекта стала "Книга Славы", в которую вошли материалы о Рахманове А.И. и находятся в общественной доступности http://metodsovet.su/news/itogi_setevogo_proekta_kniga_slavy/2013-10-30-206.
Вся процедура реализации социальной акции "В память о солдате..." и результаты мною были оформлены в педагогический проект и представлен на Всероссийском конкурсе с международным участием "Духовно-нравственное воспитание учащихся". Из семидесяти шести заявленных работ были определены шесть победителей. Приятно было осознать, что выбор конкурсной комиссии остановился на моей работе и был удостоен Дипломом I степени.
Таким образом, одним из педагогических средств внеурочной деятельности является социальная акция, организуемая педагогами, обучающимися и представителями социума, участие в которой у детей формирует и укрепляет основные моральные ценности, развивает социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, а педагогам позволяет позиционировать образовательное учреждение.
Источники:
1. Пешкова В.П. Социально-педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения // Вестник СЗО РАО. 2013. № 1 (13) С. 36-39.
2. Назарова И.Г. Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
3. Валамина О. В. Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Журнал: "Инновационные проекты и программы в образовании" №1/2011 http://www.in-exp.ru/faivorite-articles/372- razvitie-socio-kulturnoy-sredy-01-11-55-60.html
4. Петренко А. Образовательные и социально-педагогические проекты – условие эффективной управленческой деятельности http://upr.1september.ru/2005/22/6.htm
5. Шмелькова Л. В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении http://www.pandia.ru/443994/
6. Марьин А. Социальное партнерство в образовании
http://www.proza.ru/2011/01/21/398
7. Даченков И. Что такое социальный PR? http://www.dachenkov.ru/
8. Якимова И. И., Белова О. В. Сценарии социальных акций.
Интернет - источники
http://хоровод.net/blogs/moi-blog-153/o-socialnoi-akci.html Что такое социальная акция?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"
Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...