Развитие печатного дела
классный час

Марина Николаевна Мороз

Знакомство детей с историей появления книг. Викторина по русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pechatnogo_dela.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие печатного дела в России. Мои первые книги.

Цель:

  • формирование интереса к самостоятельному чтению;
  • учить самостоятельно находить новые сведения об уже известном, узнавать новое;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к творчеству своего народа;
  • закреплять навыки коллективной работы, умение находить общее решение.

Оборудование: рисунки детей; фильм «Развитие печатного дела в России»; книга «Юности честное зерцало»; карточки с заданиями; слайдовая презентация «Русские народные сказки».

Ребята, у вас возникли вопросы по поводу того, какими были буквы в прошлом, на чем писали наши предки. Вы немного пофантазировали и попробовали представить себе, какими же были буквы в далеком прошлом, и вот что у вас получилось. Ребята, сегодня мы с вами посмотрим фильм о том, как развивалось печатное дело в России. Я надеюсь, что вы сможете найти ответ на некоторые свои вопросы. Когда вы будете смотреть фильм, будьте внимательны. У меня будет к вам несколько вопросов.

Просмотр фильма – 14 минут. (Физминутка)

Вы посмотрели фильм, теперь вы знаете, откуда и когда появились первые книги в России.

На чем же писались книги в далекие времена? (пергамен – выделанные шкуры животных)

Что такое ксилография? (письмо по дереву)

Когда и где была напечатана первая книга? (1491 г. в Кракове, эти книги нельзя было долго держать в доме, не позволяла религия, церковь)

Откуда пришли первые книги в Россию? (из Италии в 16 веке)

Кто и когда напечатал первую книгу в России? (в 1564 году – Иван Федоров)

Сколько стоила книга? Что можно было купить на эти деньги?(5 рублей. Можно было купить 5 коров).

Сегодня я принесла вам книгу, которая называется «Юности честное зерцало». Посмотрите, как выглядели книги того времени. (дети рассматривают книгу). Попробуйте прочитать что-нибудь. Очень трудно. Эта книга является сводом правил поведения в семье и обществе. Мы с вами очень много говорим о различных правилах в нашей жизни. Я предлагаю вам стать на некоторое время научными сотрудниками, поработать с этой книгой, попробовать прочитать и понять что в ней написано и сравнить с тем о чем мы с вами разговариваем. Но это дело не одной минуты, поэтому это будет вашим заданием для следующего нашего классного часа. Вы поработаете в группах и представите нам результаты своих исследований. Ну а сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие.

Проверка готовности команд. Дети представляют свои команды, девизы команд. Каждая команда получает оценочный лист, в котором будет отмечать работу своей группы. Как смогли договориться и выполнить задание. (Проверка задания будет осуществляться на экране во время слайдовой презентации).

Все готовы?  Отправляемся в путешествие. (запуск космической ракеты)

Слайдовая презентация «Русские народные сказки»

Самой первой книгой, которую читают взрослые детям, становятся сказки. Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он ее запомнил и рассказал кому-то еще, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины. Перед вами сказки с которыми мы с вами будем сегодня работать. Нет ли в этом списке какой-то ловушки? («Два мороза» – это сказка не о животных). Молодцы вы очень внимательны, но это тоже народная сказка и поэтому мы сегодня вспомним и о ней.

Первая наша остановка «Кроссворд»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Чем угощала лиса журавля?
  2. Чем журавль угощал лису?
  3. Чем подавился петушок?
  4. Что помогло курочке вылечить петушка?
  5. Кто помог зайцу выгнать из избушки лису?
  6. Из какого предмета солдат варил кашу?
  7. Что волк ловил в проруби?
  8. При помощи чего волк ловил рыбу в проруби?
  9. Кого украли гуси-лебеди?
  10. Кого морозил Красный нос?

После выполнения задания, проверка, самооценка.

Запуск ракеты.

Вторая наша остановка «Отгадай отрывок из сказки»

№ 1

«Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.»

№ 2

«— Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.»

№ 3

«А ему все жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь! Забрался я к нему в полушубок, в шапку, в рукавицы и давай их морозить. Пусть как оденется да узнает, каков Мороз.»

№ 4

«Девочка дала ей кашки, мышка сказала ей:

— Баба-Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала.»

№ 5

«Увидел дрозд, что идет старуха с внучкой, несут корзину пирогов и кувшин меду.

Лисица спряталась, а дрозд сел на дорогу и побежал, будто лететь не может: взлетит от земли да и сядет, взлетит да и сядет.                                                              

№ 6

«Лиса услыхала про собак, навострила уши, хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев.— Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.»

№ 7

«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик и плачет.»                                                                  

№ 8

«Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая. — Вот будет подарок жене! — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.»

После выполнения задания, проверка, самооценка.

Запуск ракеты.

Третья наша остановка «Собери пословицу» (Дети собирают пословицы из частей, записанных на разных карточках и подбирают нужную к какой-либо сказке или вспоминают сказку к пословице).

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ

ЗА ДОБРО ДОБРОМ

СЕМЬ РАЗ ПРИМЕРЬ

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

ДОБРОЕ БРАТСТВО

РЫБКУ ИЗ ПРУДА

ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

В БЕДЕ

ПЛАТЯТ

ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

ОДИН ОТРЕЖЬ

После выполнения задания, проверка, самооценка.

Запуск ракеты.

Следующая остановка «Соберите названия сказок»

КАША

ЛИСА И

ГУСИ

ЛИСА И

ДВА

ПЕТУШОК И

ЛИСА И

ЖУРАВЛЬ

МОРОЗА

ДРОЗД

ИЗ ТОПОРА

ЛЕБЕДИ

ЗАЯЦ

БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО

После выполнения задания, проверка, самооценка.

Запуск ракеты.

Последняя наша остановка «Нарисуй иллюстрацию к сказке» – коллективный рисунок. (самооценка)

Выставка рисунков.

Запуск ракеты. Возращение.

Итог. Все ли задания смогла сегодня выполнить ваша группа? Легко ли было работать в группе? Кому кажется, что если бы он работал один, то справился с работой лучше?

Напомнить задание по книге «Юности честное зерцало».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательных стратегий при списывании с печатного текста

Этот материал поможет учителям начальных классов научить детей списывать с печатного текста без ошибок. Я представила вступительную статью и краткий конспект урока...

Кроссворд "История развития пожарного дела в г. Хвалынске и Хвалынском районе Саратовской области"

Кроссворд составлен в электронном формате. К нему добавлены ответы на 3-ем листе...

Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта посредством настольно-печатных игр"

В методической разработке рассказывактся о влиянии настольно-печатных игр на эмоциональную сферу ребенка, что немеловажно для развития интеллекта...

Презентация по внеурочному занятию по развитию речи "Мастера печатных дел".

Знакомство с  первыми мастерами и с историей книгопечатанья....