Развитие печатного дела
классный час
Знакомство детей с историей появления книг. Викторина по русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pechatnogo_dela.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие печатного дела в России. Мои первые книги.
Цель:
- формирование интереса к самостоятельному чтению;
- учить самостоятельно находить новые сведения об уже известном, узнавать новое;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать любовь к творчеству своего народа;
- закреплять навыки коллективной работы, умение находить общее решение.
Оборудование: рисунки детей; фильм «Развитие печатного дела в России»; книга «Юности честное зерцало»; карточки с заданиями; слайдовая презентация «Русские народные сказки».
Ребята, у вас возникли вопросы по поводу того, какими были буквы в прошлом, на чем писали наши предки. Вы немного пофантазировали и попробовали представить себе, какими же были буквы в далеком прошлом, и вот что у вас получилось. Ребята, сегодня мы с вами посмотрим фильм о том, как развивалось печатное дело в России. Я надеюсь, что вы сможете найти ответ на некоторые свои вопросы. Когда вы будете смотреть фильм, будьте внимательны. У меня будет к вам несколько вопросов.
Просмотр фильма – 14 минут. (Физминутка)
Вы посмотрели фильм, теперь вы знаете, откуда и когда появились первые книги в России.
На чем же писались книги в далекие времена? (пергамен – выделанные шкуры животных)
Что такое ксилография? (письмо по дереву)
Когда и где была напечатана первая книга? (1491 г. в Кракове, эти книги нельзя было долго держать в доме, не позволяла религия, церковь)
Откуда пришли первые книги в Россию? (из Италии в 16 веке)
Кто и когда напечатал первую книгу в России? (в 1564 году – Иван Федоров)
Сколько стоила книга? Что можно было купить на эти деньги?(5 рублей. Можно было купить 5 коров).
Сегодня я принесла вам книгу, которая называется «Юности честное зерцало». Посмотрите, как выглядели книги того времени. (дети рассматривают книгу). Попробуйте прочитать что-нибудь. Очень трудно. Эта книга является сводом правил поведения в семье и обществе. Мы с вами очень много говорим о различных правилах в нашей жизни. Я предлагаю вам стать на некоторое время научными сотрудниками, поработать с этой книгой, попробовать прочитать и понять что в ней написано и сравнить с тем о чем мы с вами разговариваем. Но это дело не одной минуты, поэтому это будет вашим заданием для следующего нашего классного часа. Вы поработаете в группах и представите нам результаты своих исследований. Ну а сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие.
Проверка готовности команд. Дети представляют свои команды, девизы команд. Каждая команда получает оценочный лист, в котором будет отмечать работу своей группы. Как смогли договориться и выполнить задание. (Проверка задания будет осуществляться на экране во время слайдовой презентации).
Все готовы? Отправляемся в путешествие. (запуск космической ракеты)
Слайдовая презентация «Русские народные сказки»
Самой первой книгой, которую читают взрослые детям, становятся сказки. Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он ее запомнил и рассказал кому-то еще, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины. Перед вами сказки с которыми мы с вами будем сегодня работать. Нет ли в этом списке какой-то ловушки? («Два мороза» – это сказка не о животных). Молодцы вы очень внимательны, но это тоже народная сказка и поэтому мы сегодня вспомним и о ней.
Первая наша остановка «Кроссворд»
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 |
- Чем угощала лиса журавля?
- Чем журавль угощал лису?
- Чем подавился петушок?
- Что помогло курочке вылечить петушка?
- Кто помог зайцу выгнать из избушки лису?
- Из какого предмета солдат варил кашу?
- Что волк ловил в проруби?
- При помощи чего волк ловил рыбу в проруби?
- Кого украли гуси-лебеди?
- Кого морозил Красный нос?
После выполнения задания, проверка, самооценка.
Запуск ракеты.
Вторая наша остановка «Отгадай отрывок из сказки»
№ 1
«Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.»
№ 2
«— Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.
— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.»
№ 3
«А ему все жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь! Забрался я к нему в полушубок, в шапку, в рукавицы и давай их морозить. Пусть как оденется да узнает, каков Мороз.»
№ 4
«Девочка дала ей кашки, мышка сказала ей:
— Баба-Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала.»
№ 5
«Увидел дрозд, что идет старуха с внучкой, несут корзину пирогов и кувшин меду.
Лисица спряталась, а дрозд сел на дорогу и побежал, будто лететь не может: взлетит от земли да и сядет, взлетит да и сядет.
№ 6
«Лиса услыхала про собак, навострила уши, хотела бежать.
Куда ж ты? — сказал тетерев.— Ведь нынче указ, собаки не тронут.
А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.»
№ 7
«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик и плачет.»
№ 8
«Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая. — Вот будет подарок жене! — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.»
После выполнения задания, проверка, самооценка.
Запуск ракеты.
Третья наша остановка «Собери пословицу» (Дети собирают пословицы из частей, записанных на разных карточках и подбирают нужную к какой-либо сказке или вспоминают сказку к пословице).
ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ
ЗА ДОБРО ДОБРОМ
СЕМЬ РАЗ ПРИМЕРЬ
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
ДОБРОЕ БРАТСТВО
РЫБКУ ИЗ ПРУДА
ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
В БЕДЕ
ПЛАТЯТ
ВОДА НЕ ТЕЧЕТ
ОДИН ОТРЕЖЬ
После выполнения задания, проверка, самооценка.
Запуск ракеты.
Следующая остановка «Соберите названия сказок»
КАША
ЛИСА И
ГУСИ
ЛИСА И
ДВА
ПЕТУШОК И
ЛИСА И
ЖУРАВЛЬ
МОРОЗА
ДРОЗД
ИЗ ТОПОРА
ЛЕБЕДИ
ЗАЯЦ
БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО
После выполнения задания, проверка, самооценка.
Запуск ракеты.
Последняя наша остановка «Нарисуй иллюстрацию к сказке» – коллективный рисунок. (самооценка)
Выставка рисунков.
Запуск ракеты. Возращение.
Итог. Все ли задания смогла сегодня выполнить ваша группа? Легко ли было работать в группе? Кому кажется, что если бы он работал один, то справился с работой лучше?
Напомнить задание по книге «Юности честное зерцало».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие познавательных стратегий при списывании с печатного текста
Этот материал поможет учителям начальных классов научить детей списывать с печатного текста без ошибок. Я представила вступительную статью и краткий конспект урока...
Русский язык.Тема: "Развитие умения делить слова на слоги,определять количество слогов и ставить ударение."
Конспект урока по русскому языку во 2 классе....
Печатная работа "Традиции дела. Ремесленники"
Разработка урока...
тетради на печатной основе по развитию графомоторики и сенсорики
тетради для занятий...
Кроссворд "История развития пожарного дела в г. Хвалынске и Хвалынском районе Саратовской области"
Кроссворд составлен в электронном формате. К нему добавлены ответы на 3-ем листе...
Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта посредством настольно-печатных игр"
В методической разработке рассказывактся о влиянии настольно-печатных игр на эмоциональную сферу ребенка, что немеловажно для развития интеллекта...
Презентация по внеурочному занятию по развитию речи "Мастера печатных дел".
Знакомство с первыми мастерами и с историей книгопечатанья....