Программа летнего оздоровительного лагеря
календарно-тематическое планирование

Цветкова Надежда Александровна

Программа летнего оздоровителного лагеря для лагерей с дневным прибыванием детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Светлячок».

 

«Остров приключений»  

Возраст детей: 7-13 лет

Срок реализации: лето 2020 года

Составитель: Н.А. Цветкова

начальник лагеря

г. Ногинск 2020 г..

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научно-теоретическое обоснование,

актуальность и новизна программы

  Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения - одно из приорететных направлений государственной молодёжной политики. Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремится всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло своё отражение в Федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков. Вместе с тем, наряду с созданием экономической базы организации летнего отдыха, немаловажной составляющей остаётся процесс воспитания детей.

Организованный отдых одновременно выполняет оздоровительную, образовательную, культурологическую, коммуникативную функции, в нём гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала. Проводя лето в лагере, ребёнок познаёт жизнь самым непосредственным образом. Месяц в лагере иногда равен году жизни ребёнка: приходя в школу, он становится дисциплинированнее, серьёзнее. И наша задача, если не сформировать, то заложить в ребёнке основы здоровой нравственности.  

Летний оздоровительный лагерь «Светлячок» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей.

Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день - открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга, видами массовой, познавательно - досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своём содержании морскую тематику. Вместе они составляют смену -  интересную, неповторимую,  яркую, богатую событиями, встречами, делами.

Игра - это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутверждаться, самореализовываться. Фактически, становясь участником лагерной смены, построенной в форме сюжетно-ролевой игры, ребёнок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

В каждый этап программы  включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.

Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.

 Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства. Для реализации проекта программы  в учреждении есть все условия (кадры, ресурсы и др.) для того, чтобы проект понравился детям, и всему педагогическому составу. Программа дает дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования через разнообразные социальные связи, благоприятную атмосферу. И создание такой микросреды в деятельности отрядов является одной из последующих задач лагеря.

Лагерь проходит в форме сюжетно-ролевой игры. По своей продолжительности программа является краткосрочной, т.е реализуется в течение лагерной смены с 1 по 30 июня 2020 г.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Проблема летней занятости детей;
  • Укрепление здоровья учащимися.

II.Нормативно-правовая основа разработки и

реализации программы

     - Закон РФ “Об образовании”;

     - Конвенция о правах ребенка;

     - Федеральный закон от 24.071998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- Трудовой  кодекс  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

     -Устав МБОУ «СОШ №1»

- Положение о лагере дневного пребывания.

     - Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

- Инструкции по правилам безопасности 1 - 5.

- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

- Приказы управления образования.

     - Должностные инструкции работников.

     - Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

     - Заявления от родителей.

     - Акт приемки лагеря.

     - Программа.

                                    III. Целеполагание

Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного  по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • организация полноценного отдыха и оздоровления  детей;
  • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

IV.Принципы реализации программы.

В основе программы  лежат следующие принципы:

  • добровольность участия в делах программы;
  • открытости в деятельности племён (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
  • доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
  • систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и вожатых поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
  • наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в «Карте путешествия» и в «Летописи племени»;
  • развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;
  • коллективности, т.к. этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью (по И.П.Иванову).

V.Механизм реализации программы

Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.

Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.

Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

    Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

 В основу жизни на «Острове» положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.

Участники игры:

Дети, вожатые, организатор,   воспитатели, администрация лагеря, физкультурный руководитель.

Легенда Острова

Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл на красивый Остров. Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности Острова. Всю свою волшебную силу и знания он вложил в Тотемы, которые спрятал на Острове. И нужно ещё найти главный ТОТЕМ. А достанется он только тем, кто поверит, что эта ценность им нужна.

Остров, на котором Волшебник прожил много лет, был назван «Островом сокровищ». С тех пор очень часто люди приезжают на Остров для того, чтобы разыскать эти сокровища.                                    

На маленький необитаемый тропический островок высаживается 3 команды из отважных искателей приключений, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, сделать его обитаемым, но и  раз в 3 дня решить, кто из племён должен получить священный Тотем. Для того чтобы стать обладателем священного Тотема, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше всех тотемов,  становится победителем. Пользуясь картой Острова, которую участники племён соберут во второй день смены, они начнут бороться за «выживание» на острове, попытаются найти правильные решения в  «Лабиринте Разума», будут жить яркой и незабываемой жизнью в «Парке развлечений», вместе с героями  русских сказок проведут день в «Пещере Мудрости», потренируют здоровое тело для здорового духа в «Долине спорта» и т.д. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждое племя ведёт свой «Путевой дневник», куда заносят, зарисовывают, вклеивают всё самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Зов Племени!».

Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

На первом этапе ребята индивидуально зарабатывают для своей команды стартовый взнос для участия в игре. Второй этап - командный, состоит в «постройке» своего племени. Здесь команда проходит испытания, при выполнении которых ребята получают девиз и  название племени.  Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в племена. Каждое племя  вместе со своими главными вождями придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Вестник племени». Так же выбирают вождя племени и совет племени (самоуправление).

 Вся жизнедеятельность в лагере пронизана духом приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:

«Остров приключений»- лагерь.

Племя - отряд в лагере.

Старейшина Племени - воспитатель отряда.

Правитель Острова - начальник  лагеря.

Вдохновитель - организатор

Мастерская «Креатив-студия» - кружки творческой направленности

«Совет Острова» - место встречи и обсуждения планов действий всех Старейшин и  Правителя Острова.

Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.

Долина спорта - спортивная площадка лагеря.

Трапезная долина-столовая лагеря.

Храм искусства - зрительный зал.

Лекарь- врач.

Старейшина спорта - физрук лагеря

Примечание. Терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми во время работы смены.

Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей . У каждого испытания есть своё задание. Ребятам предлагается их пройти, получить ТОТЕМ. Дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой в «Долине успеха» для «открытия тайны» и посвящены в «Хранители острова». Только достойные смогут стать почётными «Хранителями». Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Тотемы (на них написаны буквы), заработанные племенами, выставляются в ряд и получается надпись: «Единство и Дружба». Открывается главная тайна Тотемов, которая хранится не во внешнем облике Тотема, а всего внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание,  поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. И та команда, которая обладала многими этими сокровищами и будет победительница, обладательницей Большого ТОТЕМА и получит звание «ПОСЛЕДНЕГО ГЕРОЯ».

Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности,  а ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.

Пробуждению потребности в самосовершенствовании и повышении общекультурного уровня, снятию эмоционального напряжения детей способствуют ежедневные «вечерние» встречи членов команд в жилищах. Сборы проводятся в форме диспутов бесед, ролевых игр, тренингов, «вечерних» огоньков.

На протяжении лагерной смены все члены племён смогут принять участие в интереснейших экскурсиях, посмотреть концерты и посетить музеи, поучаствовать в занятиях Эколого-Биологического Центра.

 

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап (апрель).
  • участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке гимназии к летнему сезону;
  • издание приказа по гимназии о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием;
  • проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
  • проведение родительских собраний «Занятость обучающихся летом»;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции);
  • подготовка материально-технической базы.
  1. Организационный этап смены (май).

Основной деятельностью этого этапа является:

  • составление сметы лагеря;
  • формирование штатного расписания;
  • формирование отрядов;
  • знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
  • оформление уголков отрядов;
  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  1. Основной этап смены (июнь).
  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
  • работа творческих мастерских;
  • образовательная деятельность;
  • оздоровительная деятельность;
  • культурно-досуговая деятельность;
  • методическая работа с воспитателями;
  • психологическая помощь родителям.
  1. Заключительный этап смены.
  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
  • сбор отчетного материала;
  • анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

размещение фото и видео материалов на сайте МБОУ СОШ №1.

Вся игра делится на три этапа:

       1. Организационный: «По следам Священного тотема».

        2. Основной: «По пути приключений и испытаний».

       3. Итоговый: «Остров сокровищ. Открытие тайны».

Организационный этап (или как его в последнее время называют адаптационный)  характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика членов команд. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд, выявление лидеров команд, церемония открытия смены «Праздник тотема». Поднимается флаг сюжетной игры.

Основной период смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются  все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры .Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

Главная задача:

  • создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
  • возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.

На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.

Для успешного решения задач этого периода деятельность детей и вожатых должна иметь  разносторонний творческий характер, быть насыщенной,      эмоциональной, а само настроение- романтическим, приподнятым.

Основные дела периода:

  • проведение диагностической работы по определению творческого потенциала участников;
  • выход стенной газеты «Островок»;
  • спортивный день «В поисках сокровищ капитана Флинта»
  • «Бермудский треугольник»- просто весёлый день.
  • «Большой аврал» - день отрядных тематических дел.
  •  День творчества – выявление и раскрытие детских талантов.

Заключительный (или итоговый) этап – характеризуется  подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника.  Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого .

Основным событием итогового этапа становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Тотемов, которую всё это время знали лишь Хранители-прощальный костер, где можно написать наказ и пожелания ребятам на следующий год, происходит подведение итогов жизни экипажа, вручение памятных сувениров лагеря всем участникам игры. Так же проходит общий большой концерт вожатых и детей, закрытие регаты, награждение победителей грамотами. Проводится анкетирование по отслеживанию результатов игры.

     

Система стимулирования

После старта игры «Праздник тотема» каждое племя получает флаг, на который делает и укрепляет эмблему своего племени. После каждого мероприятия оценивается и участие каждого племени. Каждый день на тропинках зажигаются маленькие костры, которые символизируют участие племени в испытаниях. За победу в различных испытаниях (делах) племя может получить знак успеха на свой флаг в виде костра.

Каждый костёр имеет свой цвет и значение:

  • красный костерок -1 место.

Все на Острове любуются вами, вы постарались по «полной программе»;

  • жёлтый костерок-2 место.

Чуть-чуть не хватило до ликования, но ваше племя достойно признания;

           

Костерок племенам вручается утром на сборе всех племён. Результаты отражаются на экране соревнований в виде костра. Из маленьких костерков получатся один большой в конце игры, цвет лучика пламени костра символизирует активность всего племени.

 Задача каждого экипажа - собрать как можно больше красных костерков и Тотемов, что может выявить лучшее племя  по номинациям:                                

«Самое дружное», «Самое творческое», «Самое интеллектуальное», «Лидер».

                                                 

Программа «РОСТ» -  система поощрительных стимулов развития деятельности, индивидуального роста- представляет собой трёхступенчатую оценку деятельности участников игры.

Для индивидуальной системы роста в каждом племени ведётся дневник, где оформляется система роста каждого члена племени. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях участник может получить одно из званий и знак успеха на галстук. Вручение знака успеха проходит в племени при подведении итогов дня на вечерних огоньках.

  • Варианты нематериальных стимулов

- поднятие флага на линейке; благодарственное письмо родителям;

Исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;

Устная благодарность;

Занесение имени отличившегося в книгу Почёта жителей Острова.

Набрав 5 отличительных знаков успеха участник игры получает звание «испытатель» и отличительный знак-ленточку жёлтого цвета,  которая нашивается на угол галстука. Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха - присваивается звание «исследователь» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание «открыватель» и  якорь получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

Для детей этого возраста характерно стремление к постоянным приключениям, и, чтобы постоянно поддерживать интерес к игре «Остров сокровищ», созывается 1 раз в 3 дня Совет. Здесь вожди племён получают задания для предстоящих состязаний за Тотемы.

Задания могут быть разными:

1.Зов джунглей.

Племя должно организовать КТД между двумя племенами на экологическую   тему.

2.Тропа Ханума.

На племя свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Племя в течении 3-х дней должно справиться с 5 различными по характеру заданиями.

3.Битва гигантов.

Два племени борются между собой за тотем дополнительный в спортивном соревновании.

4.Лабиринт призраков.

 Племя, попавшее в лабиринт должно провести игру на местности.

5.Кольцо тьмы – племя должно сделать сюрприз для других племён, чтобы поднять настроение на Острове.

Дежурный вождь может дать костерок красного цвета за самое чистое жилище племени. Совет племени по проведению игры может дать так же костерок за интересное дело, которое было проведено в племени ( если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).

                                       Детское самоуправление.

Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Самоуправление на Острове складывается из деятельности временных и постоянных органов самоуправления.

К временным органам самоуправления относится деятельность временных помощников вождей в племени, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений (ЧТП), совета дела.

Всё племя делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня.

Постоянно действующие органы самоуправления включают  в себя Сбор племён, который избирает Совет племён.

Группа «Досуг». Эта группа помогает вождям организовать различные мероприятия в племени, готовиться к большим делам.

Группа «Оформитель» выпускает ежедневный листок из дневника племени.

Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление места сбора племени, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.

Группа «Сюрприз». В течение дня или на вечернем «огоньке» ребята этой группы должны удивить племя каким-то приятным сюрпризом.

Группа «Мастер». Эти ребята должны пополнить запас сувенирами племени, которыми ребят награждают в ходе дел.

Группа «Летопись». Описать вчерашний день, красочно оформить страничку дневника-летописи племени.

       Группа «Спорт». Вместе с вождями  организует различные спортивные мероприятия в племени, утренние зарядки.

                           

 VI.  Содержательная модель программы.

Логика развития смены, логика эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены - это факторы, которые составляют содержательную модель смены.

Традиционно из детей формируется 4 отряда. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

Также в рамках программы  в течение всей смены ребята могут посетить любую мастерскую по своим интересам и потребностям. Для реализации интересов детей мы предлагаем разноплановые мастерские:

  1. Спорт - в этом направлении планируются мастерские: футбола, волейбола. Цель данных мастерских - способствовать оздоровлению участников лагеря (как физическому, так и эмоциональному).
  2. Творчество - направление представлено мастерской: «Креатив-студия»
  3. Интеллект: логические игры, шахматы.
  4. Тропа добрых дел: экологические десант, благотворительные акции

Участники смены являются одной командой. Отряд - это племя, входящее в команду. Главной целью всех племён, является получение Тотема, который через 3 дня может получить любое племя от Большого Совета. Тотем выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В племенах устанавливаются взаимоотношения со взрослыми, здесь ребёнок может самореализоваться. Именно в процессе групповых отношений формируются условия, при которых более успешно проходит процесс социализации. Именно поэтому мы уделяем большое внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.

План работы отряда (племени) включает в себя:

  • Отрядные дела (для всего отряда);
  • Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);
  • Межотрядные, направленные на взаимодействие с другим отрядом (племенем) лагеря.

Каждый отряд (племя) в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:

  • названии;
  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
  • символах и атрибутах;
  • законах и традициях отрядной жизни;
  •  игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.
  • оформлении уголка племени.

Гласность в игре осуществляет «Информационный - центр»: информационное обеспечение после каждого периода выпуск газеты «Островок». Информационный центр создаётся из представителей племён (отрядов) и утверждается на общем сборе СОВЕТА ПЛЕМЕНИ. Руководит центром Старейшина печати (библиотекарь).

Направление деятельности центра следующие:

  • выпуск газеты «Островок»,освещающие наиболее важные события из жизни племён ;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Большого Совета;
  • оформление летописи о жизнедеятельности на Острове.

                         

Направления деятельности программы:

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

Основное направление программы – экологическое.

1.Коммуникативно-игровая деятельность  - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2.Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.

3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).                  

                 

VII.Формы реализации программы

Лагерь «Светлячок» - это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как личности, его духовного и физического саморазвития. возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни.

В основу реализации программы «Лидер» заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, КТД, огоньки в племенах, утренние и вечерние линейки, экскурсии, дежурство племён на территории Острова, выставка поделок из природного материала, конкурсы стенгазет и плакатов на тему «Экологическая тревога», вечер Памяти.

VIII. Организационно-методическое и материально-техническое  обеспечение смены.

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

-фотоаппарат;

- мультимедийная установка, компьютеры

-магнитофоны, музыкальный центр,

- домашний кинотеатр;

- компакт- диски и аудиокассеты;

- видиокассеты;

- костюмы и театральный реквизит;

- спортивно- игровой инвентарь;

- школьный фонд библиотеки;

- спорт зал и актовый зал;

- музыкальная комната;

- канцелярские товары;

- призовой фонд;

- изготовленные ТОТЕМЫ

  • наличие программы лагеря, планов работы племён, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
  • должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе школы; проведение установочного семинара для педагогов и отрядных вожатых до начала лагерной смены;
  •  подбор методического материала в соответствии с программой лагеря (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
  • формирование методического  комплекса материалов и реквизита для проведения дел;
  • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности ребят, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

 IX. Ожидаемые результаты

  •                сохранение и укрепление здоровья детей;

- развитие новых умений и навыков, интерес к возможности творить, фантазировать, наблюдать, исследовать;

  • формирование мотивации здорового образа жизни;
  • обогащение социального опыта  ребёнка;
  • развитие индивидуальных, творческих способностей детей;
  • формирование новых знаний, умений, навыков;
  • повышение уровня физической подготовки;
  • поддержка социально - незащищённых семей;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

                По окончании смены у ребёнка:

- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;

-будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;

- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;

- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

Также произойдёт улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно -  оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируется умения и навыки, приобретённые в секциях, мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.

В ходе реализации программы  мы предполагаем рассматривать ожидаемые  результаты смены также  через:

Результаты, касающиеся детского объединения:

  • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

  • апробация новой модели лагерной смены;
  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на одну смену (21 день) в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей « Светлячок».

Критерии результативности.

Диагностика эмоционального состояния и взаимоотношений в лагере.

Проведение ежедневной рефлексии посредством сбора мнений через «Экран настроения».

Анкетирование, опрос.

Мониторинг деятельности

Анкета  № 1 (начало смены)

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности  работы лагеря. Твои ответы на вопросы анкеты останутся в строгой тайне.

Меня зовут________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

  1. Твое настроение сегодня (обведи):

  1. Я считаю, что хороший лагерь – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Я хочу быть в лагере :
  • Организатором;
  • Помощником;
  • Участником;
  • Зрителем.
  1. Я жду от этой смены _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!

Анкета № 2 (конец смены)

 Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности  проведенной смены. Твои ответы на вопросы останутся в строгой тайне.

Меня зовут________________________________________________________

Возраст __________________________________________________________________

  1. Оправдались ли твои ожидания от участия в смене? Да/нет (подчеркни)
  2. Тему смены я : понимал, не понимал; мне было все равно (подчеркнуть
  3. Какие мероприятия понравились тебе больше всего _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Участвовал ли ты в делах  и праздниках лагеря: да, участвовал, но не во всех; трудно сказать (подчеркни).
  5. К моему мнению прислушивались: всегда; иногда; никогда не прислушивались (подчеркни)
  6. Чаще всего я выполнял роль: организатора, помощника, защитника, наблюдателя, исполнителя (подчеркни)
  7. Что показалось тебе полезным лично для тебя? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Я хочу пожелать _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!

Календарный план работы смены

День

Мероприятия

1 июня

По следам священного тотема.

1.Высадка на необитаемый остров.

2.Инструктажи  по ПДД, вводный инструктаж,

3.Знакомство с лагерем.  Акция «Мой рост и мой вес»

4. Огоньки знакомств.

5. Праздник тотема. Церемония посвящения.

6. Мероприятие, посвященное Дню защиты детей. (СК Знамя)

2 июня

По пути приключений и испытаний.

1.Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

ТБ на воде

Конкурс рисунков ПДД

2. Работа кружков, выпуск вестника племени

3. Игра «Зов племени»

4 июня

Большой аврал

1.Беседа «Правильное питание»

2.Конкурс экологических рисунков на асфальте «Мой город»

3. Выход газеты «Островок»

4. Совет острова

5. Игра «Самый, самый…»

6. Посещение бассейна.

7. Посещение боулинга.

5 июня

 Долина спорта

1. Добро и зло. Беседа, просмотр видеоролика

2. ТБ при пожаре

3. Конкурс экологических демотиваторов

4. В поисках сокровищ капитана Флинта

5. Театрализованный концерт (РДК)

6 июня

Лабиринт разума

1.Беседа «Вредные привычки»

2.Конкурс рисунков «Россия-Родина моя»

3. Интеллектуальное шоу

4.Экскурсия в выставочный зал: «Символы России»

5. Игровая программа «Мастер класс по изготовлению мультфильмов» (РДК)

7 июня

Парк развлечений

1.Беседа «Твоё здоровье в твоих руках»

ТБ на улице, в толпе

2. Парк развлечений

3. Экологическая викторина

4. Совет острова

5. Танцевально-конкурсная программа «Вместе весело шагать по просторам». (МУК НЦКТ «Глухово»)

8 июня

Путешествие по  непроходимым дорогам, таящим опасность

1.Беседа «Личная гигиена»

2. Беседа «О клещах».

3. Игра с преодолением препятствий

4. Экологический десант

5. Посещение бассейна.

6. Посещение боулинга.

9 июня

Танцы аборигенов

Мистер и мисс племя 2018

1.Беседа «Будем плавать, загорать» (правила поведения на воде)

2. Дискотека

3.Мистер и миссис племеня

4. Спортивно-оздоровительная игра «В здоровом теле здоровый дух». (МУК НЦКТ «Глухово»)

11 июня

Тропа Ханума

Совет острова

1.Беседа «Как правильно чистить зубы»

2. Тропа Ханума. Игра с препятствиями.

3. «Кто во что горазд?»

4. Посещение бассейна.

5. Посещение боулинга.

13 июня

Пещера мудрости

1.Беседа «Смех лучшее лекарство»

2.Просмотр ролика о дружбе народов

3.Конкурс рисунков «Мы за мир во всем мире!»

4. Литературный бал

5. Таатрализованная программа по сказкам Пушкина (РДК)

14 июня

Скала испытаний

1. Беседа «Профилактика простудных заболеваний»

2.Игры и эстафеты на свежем воздухе

Литературная викторина

3. Игра «Фордбаярд»

4. Танцевально-конкурсная программа «Секреты Золушки». (МУК НЦКТ «Глухово»)

15 июня

Бермудский тругольник

1.Беседа «Один дома…».

2. Конкурс рисунков «Традиции разных стран мира»

4. Выполнение межплеменных заданий

3. Совет острова

4. Посещение бассейна.

5. Посещение боулинга.

16 июня

Битва гигантов

1.Беседа. «Что такое этикет?»

2.Битва гигантов

3. Выпуск вестника племени

18 июня

 Посещение храма искусств

1.Совесть. Просмотр и обсуждение ролика

2.Экскурсия в музей

3. Фестиваль культур

4.Выпуск газеты «Островок»

5. Посещение бассейна.

6. Посещение боулинга.

19 июня

  Космический поезд

1.Беседа «Осанка – основа красивой  походки»

2.Экскурсия к обелиску

3. Конкурс патриотической песни. Битва хоров

4. Совет острова

5. «Космический поезд» (РДК)

20 июня

Шоу один в один

Конкурса шаржей

1.Беседа «Как снять усталость с ног»

2. Уборка мусора на территории лагеря

3. Шоу «Один в один»

4.Конкурс шаржей

5. Стартовая игра «Письма о море» (МУК НЦКТ «Глухово»)

21 июня

Игра «Последний герой»

1.Беседа «Вредные продукты»

2. Акция «Мой рост и вес»

3. «Последний герой».

4. Веселые старты»

22 июня

  «Путешествие в город памяти»

1. «День памяти и скорби» (РДК)

2. Посещение бассейна.

3. Посещение боулинга.

23 июня

«Игры Пиратов»

«Пиратские забавы»- развлекательные игры

25 июня

«Свистать всех наверх»

1. « Пиратская гулянка»- праздничный концерт на природе

2. Посещение бассейна.

3. Посещение боулинга.

26 июня.

Остров сокровищ. Открытие тайны.

1.Беседа «Где прячутся витамины?»

2. ТБ в летний период, комендантский час

3. Церемония награждения: «Последний герой», «Хранитель племени»

4. Танцевально- конкурсная программа «День творчества). (МУК НЦКТ «Глухово»)

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М. 2008.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М. 2008
  4. Никульников А.Н. «Школьная площадка». -Новосибирск. 2006.
  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005
  6. Роткина Т.С., Курзова О.А. Уроки добра и милосердия. - О. 2007.
  7. Соколова Л. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе».

          -Новосибирск. 2007.

  1. Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. -О. 2009.
  2. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград,  2007.
  3. Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. -Спб. 2004.
  4. Вердебер Р. Психология общения. -М. 2003.
  5. ВинокуроваН.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.1999.
  6. Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2001.
  7. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. - М. 2003.
  8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.
  9. Левашова С.А. Психолог и подросток; коммуникативно-двигательный тренинг. –Ярославль. 2004.
  10. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.
  11. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.
  12. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. -Спб. 2003.
  13. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. 2003.
  14. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.
  15. Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. –М. 2003.
  16. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В.  

          -Нижний Новгород. 1995.

  1. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.
  2. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.
  3. Титов. С.В. Добро пожаловать, игра! –М. 2004.
  4. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.
  5. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. – Нижний Новгород. 2007.
  6. Фопел К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.
  7. Цветкова И.В. Школа социального успеха. -М. 2002.
  8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. -М. 2009.
  9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. –М. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...

программа летнего оздоровительного лагеря при школе

   Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...