Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны»
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Цель: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.
3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации.
Подготовительная работа: сбор информации о детях, которые удостоились звания «Герой Советского Союза», разучивание стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны» | 29.76 КБ |
Сопроводительная презентация | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Дети войны»
Цель: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.
3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации.
Подготовительная работа: сбор информации о детях, которые удостоились звания «Герой Советского Союза», разучивание стихотворений.
Ход занятия
Вступление:
Ученик: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые , и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.
Ученик: Та дата горькая близка любой семье. . . 22-ое, 4 1 - ый, лето . . .
70 – й год идёт уж с той поры, но не забыть об этом. О той войне все помнят: взрослые и дети.
- Ребята, о какой войне идёт речь?
- А что такое война?
Введение в тему:
- Я хочу попросить Вас ребята поразмышлять над вопросом «А могут ли рядом стоять два эти слова: дети и война. Какие ассоциации они у Вас вызывают? Могут ли быть они связаны между собой»
Конечно, вы правы, два эти слова несовместимы. Дети – это радость, смех, игры и веселье, а война – какое страшное разрушительное слово. Сколько ужаса, страха и горя в одном этом слове.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. И рядом с взрослыми на защиту Родины встали дети. Мальчишки девчонки 1941 года. Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности.
Как вы думаете, почему они пошли воевать?
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего классного часа?
- Что бы вы хотели узнать?
Основная часть:
Послушайте стихотворение. Ответьте на вопрос: какие чувства испытывает девочка?
Ученица:
Людмила Миланич
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
- О чём говорит девочка?
Беседа.
- В годы Великой отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали.
- А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях.
- Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
- Почему? (Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.)
- Сейчас мы с вами поговорим о нескольких ребятах, которые воевали наравне с взрослыми.
- На карточках запишите имена детей, которые получили звания Героя Светского Союза, и как эти дети защищали свою Родину.
Ученица: Леня Голиков не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых 24 января 1944 года в неравном бою с фашистами. Ему были всего 16 лет.
- Как Лёня защищал свою родину?
Беседа.
Ученик: Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Как мальчик защищал свою Родину?
Ученик: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен.2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
- Как Валя защищал Родину?
Ученица: Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Однажды возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили и казнили.
Беседа.
- Какими качествами обладали эти ребята? (Патриотизм)
- Что такое патриотизм?
Слайд.
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет.
- А кого можно назвать патриотом?
Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу.
- Могут ли дети быть патриотами?
- Были они патриотами своей родины?
- Почему?
- Надо ли быть патриотом?
- Любите ли вы свою Родину? Наш край, в котором мы живём? Свою семью?
Давайте определим, какими личностными качествами обладает патриот своей Родины.
Работа в парах. Карточки.
- Любит свою родину
- Знает историю своей страны
- Гордится своей Родиной
- Знает свой родной язык
- Разрушает культурное наследие страны
- Знает государственную символику
- Нарушает правила общественного порядка
- Гордится своими предками
- Готов стать на защиту Отечества
- Равнодушен к гибели природы родного края
- Украшает родину своим трудом
Проверка задания.
Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, и ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.
Ученица:
Ты помни, что когда-то
В густом дыму, в крови
Шли на бой ребята,
Ровесники твои.
Ученик:
Пускай сейчас их нету,
Но только все равно
Их песни недопетые
Допеть нам суждено.
Ученица:
Пускай в сраженье правом
Скосила смерть ребят.
Но все ж на фланге правом
Всегда они стоят.
Ученик: Всегда герои с нами
Стоят в строю одном,
Мы имена их знаем,
В лицо их узнаем.
Нелегче на войне было и детям, оставшимся дома. В тылу дети дежурили на крышах во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, помогали в госпиталях, работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Наравне со взрослыми они пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта.
- А как вы думаете что это такое? Слайд (Письмо)
- Откуда приходили такие письма?
- А сейчас я попрошу вас взять письмо, у каждого на парте. И написать слова благодарности тем, кто воевал, защищая свою Родину. Мы с вами обязаны своей жизнью тем людям, которые отстояли победу.
Итог:
- Сколько лет прошло со дня победы в ВОВ?
- О каких героях мы сегодня с вами говорили? Назовите их имена.
- Что такое патриотизм?
- Кого можно назвать патриотом?
- Что вы взяли для себя с классного часа?
Я думаю, что каждый из нас вынес урок с этого классного часа.
Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
На этом наше мероприятие заканчивается. Я надеюсь, что Вы запомните имена подростков – героев, Ваших ровесников. Которые, глядя в глаза самой смерти, совершили геройские поступки. И очень приятно, что Вы внимательно слушали биографии этих подростков, и смогли ответить на вопросы.
Спасибо за внимание.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
города Татарска Новосибирской области
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны»
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Молчанова Ксения Сергеевна
Татарск
2014 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Леня Голиков Зина Портнова Валя Котик Марат Казей
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия на тему "Маленькие герои большой войны"
Открытый урок , посвященный 70-летию победы русского народа в Великой отечественной войне. Данное занятие проводилось с обучающимися 4-го класса....
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.
классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....
Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20
Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...
Классный час на тему "Маленькие герои большой войны"
Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы их дети и внуки никогда не знали войны. В нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев...
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».
Знакомство второклассников с маленькими героями ВОВ....
- Мне нравится (1)