Роль работы ГПД в развитии младших школьников
статья

Кравченко Галина Борисовна

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_gpd_na_razvitie_mladshego_shkolnika.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Роль работы ГПД в развитии младших школьников

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

На развитие младших школьников влияют многие факторы жизни. Социальная среда, в которой они вращаются - это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми им приходится сталкиваться. Общеобразовательная школа, где они получают знания, а порой проводят в ней большую часть дня, как дети посещающие продлёнку. Школы дополнительного образования, где они удовлетворяют свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьникам правильно развиваться. Вложить в них крепкую основу для их дальнейшего и успешного продвижения по жизни. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи развития своими способами, используя следующие виды деятельности: игры, конкурсы, праздники, викторины, воспитательные мероприятия, клубные часы.

Не менее важен момент встречи детей с воспитателем и товарищами. Поощряю хорошее взаимоотношение между детьми.

Задача воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику соответственного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, я, как воспитатель группы продлённого дня стараюсь создавать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива.

Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребёнка. Продолжительность её не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продлённом дне. Основные требования к ученику в процессе самоподготовки: самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Под руководством воспитателя дети должны развивать самостоятельность, уверенность в своих силах, испытывать чувство гордости за проделанную работу.

Во время самоподготовки воспитатель поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребёнка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности (материалы на развитие речи, обогащение словарного запаса, тренировка внимания, памяти, закладывание основ творчества). В этом мне помогают следующие книги: В. Волина «Праздник числа», А. В. Ястребов, О. И. Лазаренко «Занятия в ГПД». Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует чёткости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий - 10 - 15 минут. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбуждённости, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.

Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе, так как прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Стараюсь вывести детей на воздух в любую погоду. Если на улице сильный ветер или мороз, организую игры в спортивном зале. Стараюсь, чтобы прогулка принесла не только телу пользу, но и душе. Для этого я использую  прогулки.

Важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребёнка. В группе продлённого дня ребята увлечённо играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребёнком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся: «Доскажи словечко», «Угадай чей голосок», «Испорченный телефон», «Угадай, что я хочу сказать?», «Назвать предметы одного и того же цвета», «Съедобное - несъедобное», «Звериные детёныши» и многие другие. К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Кошки - мышки», «День и ночь», «Салки», «Пустое место», «Ловишки» и другие. Любимыми подвижными играми ребят группы продлённого дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой. Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры - соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально - творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить; умений находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками.

Работа современной ГПД основывается на принципах демократии, гуманизма и творческого развития личности.

Литература

Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.// Классный руководитель. 2011. №6.

А. В. Ястребов, О. И. Лазаренко. Занятия в группе продлённого дня. Начальная школа. Практическое пособие. АИРИСПРЕСС 2005.

Е.М. Минских. Игры и развлечения в группе продлённого дня. Пособие для учителя. - М. Просвещение. 1983.

Т. И. Тарабарина. Оригами и развитие ребёнка. Ярославль. «Академия развития». 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии младших школьников

Рекомендации для учителей начальных классов...

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих спосо...

Проектная работа по теме "Роль игры в системе развития младших школьников"

Проектная   работа  по  теме "Роль  игры  в  системе  развития   младших  школьников"...

Статья "Роль игровых технологий в развитии младшего школьника"

Анализ игровых методов воспитания, их роль в восприятии учебного материала....

Роль детского конструктора в развитии младших школьников

Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор. ...

ЭССЕ на тему «Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»

ЭССЕ на тему«Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»...

Роль работы ГПД в развитии младших школьников

Роль работы ГПД в развитии младших школьников...