Из истории приневских земель
план-конспект
Конспект занятия для учащихся начальной школы .Цель: знакомить деьей с историей приневских земель,с первыми населениями на берегах невы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_prinevskih_zemel.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Приневские земли
Цель: - познакомить детей с историей приневских земель, с первыми поселениями
На берегах Невы;
- развивать духовный кругозор личности;
- продолжать развивать культуру общения.
У детей на столах листы бумаги и цветные карандаши.
На прошлом занятии мы с вами узнали, что было на месте нашего города миллионы лет тому назад. Кто сможет нам напомнить? (Используя рисунки рассказывают).
Берега образовавшейся реки зарастали травой, камышом, кустарником, лесом.
А лес был богат зверьем, птицей, лесными дарами всякими: ягодами, грибами, диким медом.
( На листе бумаги рисуем реку Неву. По берегам лес, кустарник и т.д по тексту. В лесу зверей).Пришли сюда люди, стали селиться по берегам реки (нарисовать схему человека), землянки строить, а потом и деревянные жилища. Почему строили деревянные дома? (лес рядом).
Поселился человек. Построил себе дом.( Нарисовать дом). Живет. День живет, другой… Как вы думаете, без чего человек не может жить? Без еды. Чем человек живя по берегам реки Невы, мог питаться?
Рядом лес, В лесу звери. Значит, человек мог заниматься охотой.
Но, человек не может питаться только мясом животных. Нужен хлеб, овощи. Где их взять? (посадить). Значит, человек стал возделывать землю, сажать на ней зерно, овощи. Стал заниматься земледелием. (Нарисовать грядки).
Поселился человек на берегу реки, а в реке водится рыба. (Рисуем рыбу). Если в реке есть рыба значит, чем может заниматься человек? Ловить рыбу. Рыболовством.
Все зарисовки делались по одной стороне реки. Далее рисуем на другом берегу.
Жил человек не тужил. Но жить одному скучно. На другом берегу реки жил другой человек. (Рисуем человека, дом и т.д.)
Вот решили они встретиться. Но как? (предположения детей).
Конечно же, построить лодку и плавать друг к другу в гости. Для того чтобы плавать по Неве, надо было ее очень хорошо знать. В те далекие времена, люди, поселившиеся по берегам Невы, очень хорошо знали нрав реки. Они были хорошими ЛОЦМАНАМИ. Кто такой лоцман? (человек, проводящий корабли и лодки по водным просторам).
Давайте, используя свои рисунки, вспомним, чем занимались люди, селившиеся по берегам Невы? (охотой, земледелием, рыболовством, были хорошие лоцманы).Хорошо после этого провести занятие по ознакомлению детей с русской народной культурой. На этом занятии детей знакомят с обычаями народа, обрядами и т.д.
Если таких занятий нет, то провести занятие по Петербурговедению на тему « Обряды и обычаи народов селившихся по берегам Невы». ( смотри приложение).
Приложение № 1.
Беседа с детьми по теме «История приневских земель до основания города Санкт-Петербурга».
В глубокой древности, много миллионов лет назад, на том месте, где сейчас стоит наш красавец-город, шумело древнее море. Постепенно под лучами жаркого солнца море стало высыхать у берегов, отступать, уменьшаться ( вспомните, как постепенно уменьшаются, высыхая, лужи после дождя летом).
Прошло еще много тысяч лет и образовались на месте древнего моря два водных бассейна: Финский залив Балтийского моря ( вот он на нашей карте) с одной стороны и Ладожское озеро – с другой. А между ними осталась протока, соединяющая эти моря ( дело в том, что Ладожское озеро давным-давно называли тоже морем и по-фински это звучало так – Нево).
Берега образовавшихся рек и озер зарастали травой, камышом, кустарником, лесом. А лес был богат зверем, птицей, лесными дарами всякими: ягодами, грибами, диким медом. Рядом, в море, реке рыба водилась. Пришли сюда люди, стали селиться по берегам рек, землянки строить, а потом и деревянные жилища, благо леса строевого кругом много.
«Вольная Ладога для рыбака
Как море была – широка, глубока!
Море по-фински звучало как «Нево»,
В Нево рыбак свой забрасывал невод.
Так стали родными чужие слова:
Из Нево на свет появилась Нева…»
(Е.Ефимовский, «Путешествие в С.-Петербург»).
Первыми обживали эти суровые земли древние племена, которые назывались: водь, ижора, весь (вепсы).
Примерно тысячу лет назад сюда пришли словени из Новгорода и земли эти стали частью Древнерусского государства. Славяне (славени) называли племена, жившие здесь раньше, одним словом – «чудь», чудными, значит, непривычными, не такими, как все – чудаками. Напоминают нам об этом прозвище Чудское озеро, расположенное рядом, город Чудово под Новгородом (показать на карте). Постоянно на этих землях жили разные племена и у каждого из них были свои обычаи, обряды, песни, праздники. Вот как, например, убаюкивала свою маленькую дочку в давние времена мать, пела ей колыбельную песенку и подыгрывала на тростниковой свирели:
Как меня растила эмо (мама),
Пестовала, дорогая.
Так лишь холила она,
Забывала о себе.
В шесть пеленок пеленала,
В восемь кутала простынок,
В семь завязывала тряпиц.
В ночку летнюю три раза,
Трижды бегала на речку,
Воду дойником носила,
Воду шайкою таскала,
Мыла маленькую дочку
Родниковою, болотной,
Ключевой водою теплой,
Мыла дочку, обмывала.
(Музей этнографии, зал приневских земель, исполнитель Параске Ларин).
Мирно соседствовали разные племена приневского края. Вместе со славянами они засевали землю, пасли скот, охотились в лесах, ловили сетями рыбу, собирали мед диких пчел, торговали, а еще защищали свои земли от врагов, разбойников. Через земли эти проходил длинный торговый путь «из варяг в греки». Из северных стран через Балтийское море по рекам, Ладожскому озеру и посуху можно было добраться до Черного моря и дальше, туда, где жили греки. Долог и труден был этот путь, мужества и силы требовал он от людей торговых – купцов, которые везли на своих кораблях пушнину, мед, воск, соль, лен, а обратно, сюда привозили изделия из металла и ковры, драгоценности и шелка, дерево-самшит и фрукты заморские. На торговые корабли делали набеги шведы и немцы, жившие рядом на севере. Разоряли они не только купеческие корабли, но и мирных жителей приневских земель, разрушали их селения и крепости.
Началась длительная борьба Руси с завоевателями за сохранение приневских земель. Прибыл сюда из Новгорода русский князь Александр Ярославович со своим войском и разгромил шведов на берегу реки Невы. Прозвали за этот подвиг князя Александром Невским и несмотря на то, что была битва почти 800 лет назад, помнят об Александре Невском и сегодня люди. Он считается святым покровителем нашего города, прах его покоится в Александро-Невской лавре, а серебряная гробница стоит в Эрмитаже (мы обязательно посмотрим ее, когда пойдем в Эрмитаж на экскурсию).
Прошло 60 лет и шведы решили захватить устье Невы (показать на карте) и закрыть Руси выход к морю. Построили они свою крепость на высоком берегу Невы. Назвали ее Ландскрона (Венец земли). Но новгородцы, узнав об этом, быстро собрали ополчение и за несколько дней штурмом взяли крепость и разрушили ее до основания. А у Ладожского озера построили новгородцы русскую крепость Орешек. Стояла эта крепость на Ореховом острове у входа в Неву. Не давало это шведам покоя. Снова начали они поход на русские земли и захватили Орешек, но упорно сопротивлялись новгородцы и шведский король прекратил поход и увел свои корабли в Швецию.
Много раз разорялись эти земли шведами. Построили здесь и новую крепость Ниеншанц, на берегу речки Малой Охты, а напротив крепости город Ниен. Город был богатым и крупным торговым центром на Балтике. Ежегодно приходило в Ниен более 100 купеческих кораблей. Строились в Ниене морские и речные суда. Насчитывалось в нем около 400 домов. Были в нем постоялые и почтовые дворы, а в центре города возвышалась церковь. Русские купцы могли жить и торговать своими товарами в ниене, но путь в другие города и страны для русских купцов был закрыт. Земли эти почти на 100 лет попали в подчинение к шведам ( 1617 г., Столбовский мир:… «Нева может служить для торговли воротами, которые легко во всякое время запереть для русских. Русские совершенно отрезаны от Балтийского моря, так что они на волны не могут спустить даже лодки», - говорил шведский король Густав Адольф). Только Петр Первый возобновил борьбу русских за выход к Балтийскому морю и вернул России ее исконные земли.
Но об этом мы узнаем в следующий раз.
На занятии желательно использовать иллюстрации из книги «Как родился Петербург», авторы В.Фролов и О.Яковлев, рисунки – А.Троня, изд. «Лики России», «Синяя Пчела», С.-П., 1995 г., а также книгу Л.Ермолаевой и И.Лебедевой «Прогулки по Петербургу» (По берегам Медвежьей речки), С.-П., «Химия», 1992г.
Карта, которой пользуются на занятии, для детей должна быть упрощена.
Составила Л.С.Румянцева
Приложение № 2.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ.
Давайте совершим путешествие в прошлое. Представим берег широкой спокойной реки. На одном берегу – поселок ижорян, на другом – поселок славян.
Еще солнце не высушило траву от росы, а Урхо с богатым уловом причалил к берегу. В его лодке лежали судаки, лещи, угри, щуки. Прикинул рыбак: добычи хватит и на еду, и на обмен. Надо бы обменять ее на железные кручки, что делает кузнец из соседнего поселка. В том же поселке надо попробовать и муки добыть.
По дороге домой Урхо повстречал охотника Вайнонена. Торопился тот на загон лося. Уважительно приветствовал Урхо соседа. Опасное это дело – охота! Недавно друг Урхо погиб в поединке с кабаном.
Рыбак посмотрел на дом друга и увидел весь поселок. Каким уютным он кажется! За толстой и высокой изгородью виднеются небольшие домики. Дым стелется из-под крыш, из приоткрытых дверей: хозяйки топят печи, готовят еду. А вот жена Урхо идет за водой.
Рыбак проследил взглядом за знакомой фигуркой жены. Невысокого роста, светловолосая, с голубыми глазами, ловкая , быстрая, Ани умела все: и дом в порядке держать, и сети чинить, и в лес по ягоды ходить, и рыбу сушить. В прошлом году помогала ему лодку делать: сколько времени ушло на то, чтобы свалить толстое дерево, выдолбить из него середину, просмолить. Тяжелая работа, но жена не жаловалась, а лишь песни пела!
А пела она замечательно! Недаром ее приглашали на все праздники в поселке. Нарядно одетая, увешанная бронзовыми украшениями (ожерелье с висячими шумящими подвесками, браслеты, поясок с красивыми бляшками), Ани пела о боге воды и боге леса, о боге тумана и боге ветра, о добрых духах. И как ее слушали! Урхо гордился женой.
Шум на противоположном берегу отвлек рыбака от воспоминаний. В славянском поселке что-то происходило. Сегодня здесь праздничный день: первый сбор урожая. Жители поселка принарядились, надели чистые льняные рубахи с яркой вышивкой по вороту и краям рукавов. Женщины украсили себя серебряными височными кольцами, браслетами, добавили к старинным новгородским украшениям ижорские шумящие бронзовые подвески. Все жители отправились на поля. Даже ремесленники сегодня не разжигают огонь, не стучат молотами, не мнут глину, не колдуют над украшениями. Охотники, рыбаки тоже присоединились к торжественному шествию. Всем надо поклониться первому снопу, связанному из ржаных колосьев.
А рожь в этом году уродилась неплохая! Хотя много волнений пришлось пережить, пока вырастили урожай: снег долго не сходил с полей, глинистая земля с трудом поддавалась сохе и плугу, а потом зарядили дожди. Сколько ни обращались к богам – Перуну и Даждьбогу, все равно лилась и лилась вода сверху. Но, по-видимому, сжалились боги над жителями поселка, разогнали тучи, заставили солнышко высушить землю, всходы пошли дружно.
И вот теперь осталось собрать урожай. Настроение было приподнятое: ведь если зерно уберут, то до весны голодать не придется. На следующий посев отложат, сколько положено, и даже кое-что останется на обмен и продажу. Весело перекликаясь, жнецы железными серпами срезали колосья. Женщины с песнями, шутками перевязывали снопы. К вечеру у всех болели спины, руки. Но это была приятная усталость. Поэтому молодежь еще долго водила хороводы и пела песни, прославляя богов и добрых духов.
А на следующий день начались будничные дела поселка, отгороженного от леса и недругов высоким частоколом – забором из толстых бревен, заостренных сверху. В небольших деревянных домах тепло, но дымно. Печи топятся по-черному, дым выходит на улицу не через трубу, а через двери. Старшие женщины хлопочут по хозяйству: ухаживают за коровами, овцами, козами, работают на огородах, готовят обед. Им помогают дети. А все остальные – в поле. Правда, кузницы сегодня полны огня и стуков-перестуков. У кузнецов много работы всегда.
Вот так и соседствовали два поселения, помогая друг другу.
Это интересно.
Сейчас в Ленинградской области и Петербурге живут потомки древних народов края: вожан, ижорян и вепсов (правда, число их очень незначительно). Некоторые историки полагают, что все прибалтийско-финские племена, проживавшие на территории края, назывались ЧУДЬЮ. Может быть, так назвали их славяне, для которых был непонятен язык, казались чудными некоторые обычаи? Другие исследователи считают, что было самостоятельное племя чудь. О нем напоминают топонимы края – Чудское озеро, поселок Чудово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Открытие Северных земель"
Презентация сопровождает урок окружающего мира в 4 классе по теме "Открытие Северных земель"...
конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"
Конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"...
Мероприятие "Не за тридевять земель"
Увлекательный квест по экологии...
Методическая разработка урока ОДНКНР "Приход Петра I на приневские земли"
Информация о здоровье...
Методическая разработка всекубанского классного часа «к 80-летию образования краснодарского края и 225-летию начала освоения казаками кубанских земель.»
всекубанский классный час...
Презентация по окружающему миру для 4 класса на тему "Возрождение Руси после её разорения захватчиками в конце XIII – начале XIV века. Московская Русь. Князь Иван Калита – собиратель русских земель"
Данная презентация разработана специально для этого урока....
Из истории приневских земель
Конспект занятия для учащихся начальной школы. Цель: знакомить детей с историей приневских земель, с первыми населениями на берегах Невы....