открытый классный час "Есть такая профессия- родину защищать!"
классный час (2 класс)
Классный час "Есть такая профессия – Родину защищать»
Учитель начальных классов: Драган О.С.
Класс: 2 «В»
Цели: Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.
Ход классного часа:
I. Вступительное слово учителя.
-- Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 74 года назад…
22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.
22 июня был выходной воскресный день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра…
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь.
На рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения, напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война.
Война – дело не женское. Участие женщин в войне, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в период Великой Отечественной войны. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться «на военный лад», женщине – особенно. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Но это была именно та «будничная вещественность войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали». Потом был и сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и «вечно преследующим, но скрываемым страхом».
Женщины были на линии фронта: медиками, лётчицами, снайперами, в частях ПВО, связистками, разведчицами, шофёрами, топографами, репортерами, даже танкистками, артиллеристами и служили в пехоте. Женщины активно участвовали в подполье, в партизанском движении.
Женщины взяли на себя множество «чисто мужских» специальностей в тылу, так как мужчины ушли на войну, и кто-то должен был встать за станок, сесть за руль трактора, стать обходчиком железных дорог, освоить профессию металлурга…
Женская часть нашего многонационального народа вместе с мужчинами, детьми и стариками вынесла на своих плечах все тяготы Великой войны. Женщины вписали в летопись войны немало славных страниц.
В первые военные дни в Саратове прошли многолюдные митинги. С 23 июня по 12 июля 1941 года в военкоматы поступило свыше 22 тыс. заявлений от добровольцев, из них 6 тыс. было подано девушками и женщинами.
Военные хроники полны историй о героических подвигах советских солдат, которые отдали свои жизни за спасение родины. Но немало среди героев войны было и женщин. На протяжении нескольких лет 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк внушал страх вражеским пилотам. А состоял он из девушек в возрасте от 15 до 27 лет. Немцы прозвали их «ночными ведьмами».
Идея создания женского авиационного полка принадлежала Марине Расковой.
Ученик - МАРИНА РАСКОВА
Советская летчица-штурман, майор, также удостоенная звания Героя Советского Союза, пришла в авиацию в 1932 году: Раскова работала в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. А в 1934 году, окончив Ленинградский институт гражданского воздушного флота, стала штурманом. Начала работать в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольск-на-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. За этот перелет, помимо звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, Расковой был выдан знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда».
Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова, используя свою известность, добивалась разрешения создавать женские боевые части. В октябре 1941 года она сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Сама Раскова была назначена командиром 587-го женского авиационного бомбардировочного полка. Погибла летчица 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей
Учитель: Раскова известна не только как первая женщина-пилот Красной армии, но и как первая обладательница звания Героя Советского Союза. Вскоре она стала получать телеграммы от женщин со всей страны с просьбой воевать в ее полку. Многие из них потеряли близких и мужей и хотели отомстить за их потерю. Летом 1941 года Марина отправила Иосифу Сталину письмо с просьбой сформировать воздушную эскадрилью, состоящую исключительно из женщин.
8 октября 1941 года 46 авиационный полк был официально создан. Таким образом, Советский Союз стал первой страной, в которой женщины стали участвовать в боевых действиях. В сжатые сроки Раскова начала формировать полк. Из более чем двух тысяч заявок она отобрала около четырехсот кандидаток. Большинство из них были молодыми девушками без летного опыта, но встречались и квалифицированные пилоты. Командование подразделением взяла на себя Евдокия Бершанская — летчица с десятилетним стажем.
Ученик: (Евдокия Бершанская) ЕВДОКИЯ БЕРШАНСКАЯ
Советская летчица и участник Великой Отечественной войны прославилась тем, что во время войны в 28 лет возглавила 588-й женский ночной бомбардировочный полк, который под ее командованием сражался до окончания войны, принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином. Летчицами было совершено 24 тыс. боевых вылетов. Его атаки были так удачны и точны, что немцы прозвали женщин-летчиц «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями. А сама Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника и стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях.
Учитель: Обучение будущих «ночных ведьм» в очень сжатые сроки проходило в Энгельсе — небольшом городе к северу от Сталинграда. Через несколько месяцев девушки должны были научиться тому, на что большинству солдат требовалось несколько лет. Каждый новобранец должен был тренироваться и выступать в роли пилота, штурмана и обслуживающего наземного персонала.
Помимо сложности в тренировках, женщины столкнулись с пренебрежительным отношением со стороны военного руководства, которые считало, что такие солдаты не могут нести никакой ценности в ходе войны. «Командирам не нравилось, что юные девушки выходят на передовую. Война — это мужское дело», — отмечала впоследствии одна из летчиц.
Ученик : ВАЛЕРИЯ ХОМЯКОВА
Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком-инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин-летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.
Физминутка ( Самолеты)
Ученик: ПОЛИНА ОСИПЕНКО
Известная советская летчица и Герой Советского Союза родилась в 1907 году в селе Новоспасовка, которое теперь носит ее имя, и пристрастилась к авиации благодаря своему первому мужу, военному летчику. Он подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Осипенко окончила в 1933 году. Став командиром звена в истребительной авиации, летом 1937 года летчица побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск, ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Осипенко была вторым пилотом самолета «Родина», на котором 24–25 сентября 1938 года вместе с В. Гризодубовой и М. Расковой совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток. За этот полет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. После этого рекордного перелета Осипенко работала инструктором по технике пилотажа, обучала пилотов-истребителей. Летчица погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов, отрабатывая полеты вслепую. Похоронена в Москве у Кремлевской стены.
Учитель:Военная техника, которая выдавалась полку, была еще хуже. Армия предоставила в распоряжение «ночных ведьм» устаревшие бипланы У-2, которые последние годы использовались только в качестве учебных машин. Фанерный самолет не подходил для реального боя и не мог защитить от вражеских обстрелов. Летая по ночам, женщины страдали от переохлаждения и сильного ветра.
В суровые российские зимы самолеты становились такими холодными, что прикосновение к ним буквально разрывало оголенную кожу. Вместо радаров и радиоприемников они были вынуждены использовать подручные инструменты: линейки, ручные компасы, фонарики и карандаши.
Экипаж самолета состоял из двух женщин: пилота и штурмана. По данным Novate.ru, на боевую задачу всегда вылетало группа бипланов. Первые привлекали внимание немцев, которые светом прожекторов освещали намеченную цель, а последние — на холостом ходу плавно подлетали к месту бомбардировки.
Нацисты боялись и ненавидели советских летчиц. Любой солдат, сбивший самолет «ночных ведьм», автоматически получал престижную медаль Железного Креста. Прозвище «ночные ведьмы» закрепилось за 46 полком из-за характерного свиста деревянных бипланов, который напоминал звук метлы. Этот звук — единственное, что выдавало их самолеты. Бипланы были слишком малы, чтобы их не было видно на радаре. Они летали как призраки в темном небе.
Ученик: ИРИНА СЕБРОВА
Командир звена знаменитых «Ночных ведьм», гвардии старший лейтенант, окончила в 1938 году московский аэроклуб, в 1940 году — Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Работала летчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, выпустив за два года работы несколько групп курсантов. В 1942 году Себрова, уже достаточно опытный летчик, окончила курсы при военной авиационной школе пилотов, после которых была отправлена на фронт. В 1944 году летчица стала командиром звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершив в полку больше всех вылетов — 1004, в том числе 825 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, при освобождении Могилева, Минска, Гродно, за что ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчица работала в Московском авиационном институте.
Учитель: Бипланы У-2 одновременно могли перевозить только две бомбы, поэтому чтобы нанести больший ущерб немецкой армии, в бой каждую ночь отправлялись от восьми до восемнадцати самолетов. Большой вес снарядов вынуждал летчиц летать на меньших высотах, что делало их более легкой мишенью — отсюда их ночные миссии.
Последний полет «ночных ведьм» состоялся 4 мая 1945 года в нескольких километрах от Берлина. Всего самолеты 46 гвардейского полка в общей сложности совершили более 23 тысяч боевых вылетов. Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 тысяч зажигательных снарядов. За годы Великой Отечественной войны 23 участниц полка были удостоены звания Героя Советского союза. Столь эффективное участие женщин во время войны до сих пор является беспрецедентным случаем в мировой истории.
Говоря о саратовчанках - героях войны нельзя не упомянуть о трех женских авиационных полках: 586-ом истребительном, 587-ом бомбардировочном и 588-ом ночных бомбардировщиков, под командованием Героя Советского Союза Марии Михайловны Расковой. Большинство летчиц, штурманов и техников пришли в авиацию именно из-за Расковой, вдохновленные ее полетами, ее победами, ее устремленностью. Эта красивая женщина стала кумиром для целого поколения.
Казаринова М. А., начальник штаба полка пикирующих бомбардировщиков, вспоминала, что на одном из выступлений М. Раскова говорила: «Вот, девушки, и о нас тоже когда-нибудь будут писать пьесы. Мы с вами должны продолжить славные традиции русской женщины-воина. Для нас нет преград и условностей… Нам все дано: и право защищать Родину, и грозное оружие – самолеты».
Учитель: вопросы.
- О какой профессии мы сейчас говорили? (летчицы)
- Кто был инициатором женского летного состава? (Марина Раскова)
- Сколько было лет летчицам? (15-27 лет)
- Как немцы называли Саратовских летчиц? (ночные ведьмы)
- На каких самолетах летали летчицы? (Бирланы У-2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_saratovskie_amazonki.pptx | 1 МБ |
klassnyy_chas_dragan_o.s._28.11.19god.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воздушные амазонки Саратовского неба – наши землячки
Раскова Марина Михайловна (28 марта 1912, Москва — 4 января 1943, Саратовская область) — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Г е рой Советского Союза. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль «Золотая Звезда» (№ 106).
Гризодубова Валентина Степановна родилась 18.1.1910, Харьков, советская лётчица, Герой Советского Союза (2.11.1938), полковник (1943).
При Энгельской авиашколе пилотов создана авиагруппа 122. Здесь девушки овладевали военными специальностями. 6 февраля 1942 г. из авиагруппы был выделен 588-й авиаполк ночных бомбардировщиков. Командиром полка назначена Е. Д. Бершанская. Евдокия Давыдовна Бочаро́ва (в девичестве Карабу́т , по первому мужу Бершанская ) ( 1913 , Добровольное , Ставропольский край , Российская империя — 16 сентября 1982 , Москва ) — советский лётчик, участник Великой Отечественной войны , командир 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка .
8.10.1907, село Новоспасовка, ныне село Осипенко Бердянского района Запорожской области, — 11.5.1939], советская военная лётчица, майор (1939), Герой Советского Союза (2.11.1938). Осипенко Полина Денисовна
Одной из таких девушек была наша землячка Аронова Раиса Ермолаева (1920-1982)
Летный состав и штаб полка 1 ряд: Рачкевич Е.Я., Бершанская Е.Д., Волкова Н., Ракобольская И. 2 ряд: Амосова С., Никулина Д., Бурзаева С., Алексеева Т., Дрягина И., Карпунина К., Маздрина Р., 3 ряд: Тропаревская Н. Пискарева К., Чечнева М., Руднева Ж.,Носаль Д., Доспанова Х., Пасько Д., Парфенова З., Клюева О., Тимченко К., Свистунова Л., Гумилевская Т.. Стоят : Рунт М., Меклин Н., Себрова И., Попова Н., Крутова Ж. (предположительно), Рябова К., Распопова Н., Сумарокова Т., Фетисова О., Тихомирова В., Смирнова М.
"Мои боевые подруги... Какими они были? Мечтательницами и фантазерками на тоненьких каблучках. С легкомысленными локонами и строгими русскими косами. Серьезные и хохотушки. Нежные и суровые. Девочки, только что оторвавшиеся от маминого тепла, и уже опаленные войной летчицы. Жены, проводившие на фронт любимых. Матери, оставившие детей бабушкам. Такие разные в личном и такие одинаковые в главном — желании воевать. Умение приходило с опытом, в боях рождалась слава". Ракобольская И .
В районе Саратова, 4 января 1943 года во время полетов в тумане М.М.Раскова погибла. Похоронена она в Москве, на Красной площади. «Горе было на столько тяжелым, что, казалось, будем мы вечно только плакать… Но фронт есть фронт. Обстановка заставила всех поднять голову и сказать, что мы должны на эту смерь ответить мужеством своим. Мы дали клятву быть гвардейцами пронеся знамя Марины Расковой через всю войну. И эту клятву сдержали». Мелиция Казаринова
Память В честь Марины Расковой названы: Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст героини); 125-й гвардейский пикировочно - бомбардировочный авиаполк; улицы во многих городах бывшего СССР, в том числе во Владивостоке, Калининграде, Москве, Киеве, Одессе (до этого Картомышевская улица на Молдаванке), Энгельсе, Саратове, Тюмени, Саранске, Липецке и др.; площадь в Москве (САО); Грузо- пассажирский пароход «Марина Раскова» (американский транспорт типа «Либерти»), спущенный на воду в июне 1943 г. и действовавший до гибели в Карском море 12 августа 1944 г.; теплоход на Волге (списан в 1996 г.; в настоящее время носит имя «Бригантина» и используется в качестве плавучего ресторана в Уфе).
Памятник Марине Расковой расположенный в Саратове
Улица названная в честь Марины Расковой
Памятник Марине Михайловне Расковой
Транспорт имени Марины Расковой
Мы вовсе не тени безмолвные, Мы ветер и крик журавлей, Погибшие в небе за Родину Становятся небом над ней. Е. Евтушенко
Предварительный просмотр:
Классный час "Есть такая профессия – Родину защищать»
Учитель начальных классов: Драган О.С.
Класс: 2 «В»
Цели: Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.
Ход классного часа:
I. Вступительное слово учителя.
-- Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 74 года назад…
22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.
22 июня был выходной воскресный день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра…
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь.
На рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения, напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война.
Война – дело не женское. Участие женщин в войне, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в период Великой Отечественной войны. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться «на военный лад», женщине – особенно. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Но это была именно та «будничная вещественность войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали». Потом был и сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и «вечно преследующим, но скрываемым страхом».
Женщины были на линии фронта: медиками, лётчицами, снайперами, в частях ПВО, связистками, разведчицами, шофёрами, топографами, репортерами, даже танкистками, артиллеристами и служили в пехоте. Женщины активно участвовали в подполье, в партизанском движении.
Женщины взяли на себя множество «чисто мужских» специальностей в тылу, так как мужчины ушли на войну, и кто-то должен был встать за станок, сесть за руль трактора, стать обходчиком железных дорог, освоить профессию металлурга…
Женская часть нашего многонационального народа вместе с мужчинами, детьми и стариками вынесла на своих плечах все тяготы Великой войны. Женщины вписали в летопись войны немало славных страниц.
В первые военные дни в Саратове прошли многолюдные митинги. С 23 июня по 12 июля 1941 года в военкоматы поступило свыше 22 тыс. заявлений от добровольцев, из них 6 тыс. было подано девушками и женщинами.
Военные хроники полны историй о героических подвигах советских солдат, которые отдали свои жизни за спасение родины. Но немало среди героев войны было и женщин. На протяжении нескольких лет 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк внушал страх вражеским пилотам. А состоял он из девушек в возрасте от 15 до 27 лет. Немцы прозвали их «ночными ведьмами».
Идея создания женского авиационного полка принадлежала Марине Расковой.
Ученик - МАРИНА РАСКОВА
Советская летчица-штурман, майор, также удостоенная звания Героя Советского Союза, пришла в авиацию в 1932 году: Раскова работала в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. А в 1934 году, окончив Ленинградский институт гражданского воздушного флота, стала штурманом. Начала работать в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольск-на-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. За этот перелет, помимо звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, Расковой был выдан знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда».
Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова, используя свою известность, добивалась разрешения создавать женские боевые части. В октябре 1941 года она сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Сама Раскова была назначена командиром 587-го женского авиационного бомбардировочного полка. Погибла летчица 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей
Учитель: Раскова известна не только как первая женщина-пилот Красной армии, но и как первая обладательница звания Героя Советского Союза. Вскоре она стала получать телеграммы от женщин со всей страны с просьбой воевать в ее полку. Многие из них потеряли близких и мужей и хотели отомстить за их потерю. Летом 1941 года Марина отправила Иосифу Сталину письмо с просьбой сформировать воздушную эскадрилью, состоящую исключительно из женщин.
8 октября 1941 года 46 авиационный полк был официально создан. Таким образом, Советский Союз стал первой страной, в которой женщины стали участвовать в боевых действиях. В сжатые сроки Раскова начала формировать полк. Из более чем двух тысяч заявок она отобрала около четырехсот кандидаток. Большинство из них были молодыми девушками без летного опыта, но встречались и квалифицированные пилоты. Командование подразделением взяла на себя Евдокия Бершанская — летчица с десятилетним стажем.
Ученик: (Евдокия Бершанская) ЕВДОКИЯ БЕРШАНСКАЯ
Советская летчица и участник Великой Отечественной войны прославилась тем, что во время войны в 28 лет возглавила 588-й женский ночной бомбардировочный полк, который под ее командованием сражался до окончания войны, принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином. Летчицами было совершено 24 тыс. боевых вылетов. Его атаки были так удачны и точны, что немцы прозвали женщин-летчиц «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями. А сама Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника и стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях.
Учитель: Обучение будущих «ночных ведьм» в очень сжатые сроки проходило в Энгельсе — небольшом городе к северу от Сталинграда. Через несколько месяцев девушки должны были научиться тому, на что большинству солдат требовалось несколько лет. Каждый новобранец должен был тренироваться и выступать в роли пилота, штурмана и обслуживающего наземного персонала.
Помимо сложности в тренировках, женщины столкнулись с пренебрежительным отношением со стороны военного руководства, которые считало, что такие солдаты не могут нести никакой ценности в ходе войны. «Командирам не нравилось, что юные девушки выходят на передовую. Война — это мужское дело», — отмечала впоследствии одна из летчиц.
Ученик : ВАЛЕРИЯ ХОМЯКОВА
Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком-инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин-летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.
Физминутка ( Самолеты)
Ученик: ПОЛИНА ОСИПЕНКО
Известная советская летчица и Герой Советского Союза родилась в 1907 году в селе Новоспасовка, которое теперь носит ее имя, и пристрастилась к авиации благодаря своему первому мужу, военному летчику. Он подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Осипенко окончила в 1933 году. Став командиром звена в истребительной авиации, летом 1937 года летчица побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск, ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Осипенко была вторым пилотом самолета «Родина», на котором 24–25 сентября 1938 года вместе с В. Гризодубовой и М. Расковой совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток. За этот полет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. После этого рекордного перелета Осипенко работала инструктором по технике пилотажа, обучала пилотов-истребителей. Летчица погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов, отрабатывая полеты вслепую. Похоронена в Москве у Кремлевской стены.
Учитель:Военная техника, которая выдавалась полку, была еще хуже. Армия предоставила в распоряжение «ночных ведьм» устаревшие бипланы У-2, которые последние годы использовались только в качестве учебных машин. Фанерный самолет не подходил для реального боя и не мог защитить от вражеских обстрелов. Летая по ночам, женщины страдали от переохлаждения и сильного ветра.
В суровые российские зимы самолеты становились такими холодными, что прикосновение к ним буквально разрывало оголенную кожу. Вместо радаров и радиоприемников они были вынуждены использовать подручные инструменты: линейки, ручные компасы, фонарики и карандаши.
Экипаж самолета состоял из двух женщин: пилота и штурмана. По данным Novate.ru, на боевую задачу всегда вылетало группа бипланов. Первые привлекали внимание немцев, которые светом прожекторов освещали намеченную цель, а последние — на холостом ходу плавно подлетали к месту бомбардировки.
Нацисты боялись и ненавидели советских летчиц. Любой солдат, сбивший самолет «ночных ведьм», автоматически получал престижную медаль Железного Креста. Прозвище «ночные ведьмы» закрепилось за 46 полком из-за характерного свиста деревянных бипланов, который напоминал звук метлы. Этот звук — единственное, что выдавало их самолеты. Бипланы были слишком малы, чтобы их не было видно на радаре. Они летали как призраки в темном небе.
Ученик: ИРИНА СЕБРОВА
Командир звена знаменитых «Ночных ведьм», гвардии старший лейтенант, окончила в 1938 году московский аэроклуб, в 1940 году — Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Работала летчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, выпустив за два года работы несколько групп курсантов. В 1942 году Себрова, уже достаточно опытный летчик, окончила курсы при военной авиационной школе пилотов, после которых была отправлена на фронт. В 1944 году летчица стала командиром звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершив в полку больше всех вылетов — 1004, в том числе 825 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, при освобождении Могилева, Минска, Гродно, за что ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчица работала в Московском авиационном институте.
Учитель: Бипланы У-2 одновременно могли перевозить только две бомбы, поэтому чтобы нанести больший ущерб немецкой армии, в бой каждую ночь отправлялись от восьми до восемнадцати самолетов. Большой вес снарядов вынуждал летчиц летать на меньших высотах, что делало их более легкой мишенью — отсюда их ночные миссии.
Последний полет «ночных ведьм» состоялся 4 мая 1945 года в нескольких километрах от Берлина. Всего самолеты 46 гвардейского полка в общей сложности совершили более 23 тысяч боевых вылетов. Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 тысяч зажигательных снарядов. За годы Великой Отечественной войны 23 участниц полка были удостоены звания Героя Советского союза. Столь эффективное участие женщин во время войны до сих пор является беспрецедентным случаем в мировой истории.
Говоря о саратовчанках - героях войны нельзя не упомянуть о трех женских авиационных полках: 586-ом истребительном, 587-ом бомбардировочном и 588-ом ночных бомбардировщиков, под командованием Героя Советского Союза Марии Михайловны Расковой. Большинство летчиц, штурманов и техников пришли в авиацию именно из-за Расковой, вдохновленные ее полетами, ее победами, ее устремленностью. Эта красивая женщина стала кумиром для целого поколения.
Казаринова М. А., начальник штаба полка пикирующих бомбардировщиков, вспоминала, что на одном из выступлений М. Раскова говорила: «Вот, девушки, и о нас тоже когда-нибудь будут писать пьесы. Мы с вами должны продолжить славные традиции русской женщины-воина. Для нас нет преград и условностей… Нам все дано: и право защищать Родину, и грозное оружие – самолеты».
Учитель: вопросы.
- О какой профессии мы сейчас говорили? (летчицы)
- Кто был инициатором женского летного состава? (Марина Раскова)
- Сколько было лет летчицам? (15-27 лет)
- Как немцы называли Саратовских летчиц? (ночные ведьмы)
- На каких самолетах летали летчицы? (Бирланы У-2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Есть такая профессия Родину защищать"
Презентация к классному часу ко дню Защитника Отечества...
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе—выставке детского технического и художественно—прикладного творчества, посвященный Дню Защитников Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать…»
1. Цели и задачи школьного конкурса—выставки.1.1. Школьный конкурс—выставка призван способствовать привлечению детей к участию в общественно—значимых мероприятиях, а также воспитание у детей мла...
презентация "Есть такая профессия- Родину защищать!" для урока окружающего мира "Кто нас защищает"
презентация к уроку окружающего мира...
Классный час "Есть такая профессия-Родину защищать"
В рамках педагогического проекта "Мы живём в России" (патриотическое воспитание младших школьников) проводится классный час "Есть такая профессия-Родину защищать" в канун дня Защитника Отечества...
Классный час " Есть такая профессия - Родину защищать"
Разработка классного часа для начальной школы, посвящённого 23 февраля "Есть такая профессия - Родину защищать"...
Классный час "Есть такая профессия - Родину защищать!"
Встреча с ветераном боевых действий Афганистана....
КЛАССНЫЙ ЧАС «Есть такая профессия – Родину защищать…»
Цели: (слайд 2)1. Познакомить учащихся с историей возникновения памятных дат.2. Способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины, развивать чувство патриотизма.3. Сформировать среди п...