Творческий проект "Шахматы в годы Великой Отечественной войны"
проект (4 класс)
Проект «Шахматы в годы Великой Отечественной войны» направлен на изучение шахмат в период Великой Отечественной войны, подвига шахматистов, роли шахмат в жизни бойцов на фронте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области
Творческий проект
«Шахматы в годы Великой Отечественной войны»
Выполнила
Жакболеева Ш.Т.,
педагог дополнительного образования
МУДО «ДДТ» р. п. Дергачи.
.
р.п. Дергачи
2020 г.
Оглавление
Разделы | Страница |
1.Паспорт проектной работы. | 3 |
2.Введение. | 4 |
3. Цели и задачи. | 5 |
4. Обоснование социальной значимости и актуальности проекта. | 5 |
5. Механизм реализации проекта. | 6 |
6. Предполагаемые конечные результаты. | 6 |
7. Основной раздел исследования: 7.1. Шахматы в годы Великой Отечественной войны. 7.2. Подвиг шахматистов в бою.
| 7-14 |
8. Заключение. | 15 |
9. Используемая литература. | 16 |
10. Приложение (слайды из фотографии) | презентация |
2
- Паспорт проектной работы
Участники проекта: обучающиеся детского объединения «Белая ладья» МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи, обучающиеся начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи».
Вид проекта: краткосрочный, индивидуальный.
Проблема: посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель: проект «Шахматы в годы Великой Отечественной войны» направлен на изучение шахмат в период Великой Отечественной войны, подвига шахматистов, роли шахмат в жизни бойцов на фронте.
Методы работы: использовался метод исследовательской работы:
- теоретический (анализ литературных и информационных источников).
- библиографический анализ, структурирование и анализ накопленных материалов, изучение исторических документов.
План работы над проектом. Этапы.
Подготовительный и организационный.
На данном этапе определить тему проекта, поставить цель, составить план работы, изучить информацию об истории шахмат в годы войны в библиотеке из книг и журналов и в Интернете, подготовить материал.
Основной.
На этом этапе предусматриваются следующие направления работы:
- Шахматное движение военного времени.
- Жизнь, подвиг советских шахматистов.
- Генералы и маршалы – шахматисты.
- «Оружие Победы- шахматы»
Итоговый.
Аналитический – подведение итогов работы в рамках проекта, итоговых исследований. Возможные формы активных воспитательных мероприятий:
презентации, беседы, доклады, сообщения.
3
2. Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей образовательных организаций. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Важно донести до ребенка – чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
2020 год – Год Памяти и Славы и знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей – это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.
Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу – память о них живёт, и будет жить вечно у нас в сердцах. И эта наша память никогда не изменится, и будет продолжаться в наших детях и внуках. Передать эстафету памяти, показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу – одна из задач творческого проекта «Шахматы в годы Великой Отечественной войны». Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.
При изучении темы «История развития шахмат в России» по программе «Белая ладья» МУДО «ДДТ» р.п. Дергачи дается очень мало информации о шахматном движении в период Великой Отечественной войны, о подвиге советских шахматистов, их жизни и судьбе, о роли шахмат для советских бойцов.
4
Путем исследовательской деятельности автором получены эти информации в Интернете, в библиотеке для того, чтобы обучающиеся расширили свои представления о Великой Отечественной войне, об истории нашей Родины, о патриотизме советских шахматистов, узнали о выдающихся шахматистах военного времени, оставивших свой неповторимый след в истории шахматного развития нашей страны.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: узнать о популярности шахмат и подвиге шахматистов в период Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
- собрать, проанализировать и представить информацию о шахматном движении в годы войны;
- собрать факты о выдающихся шахматистах военного времени;
- осмыслить роль шахмат в условиях войны;
- пробудить интерес обучающихся к подвигам шахматистов и событиям Великой Отечественной войны;
- развить в обучающихся чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный народами нашей страны.
4. Обоснование социальной значимости и актуальности проекта.
Детство – прекрасная пора, когда в каждом ребенке формируется целостная личность с собственными принципами и взглядами на мир. Обучающиеся учатся жить в сложном и непонятном мире, а помогают им в этом старшие товарищи, родители, педагоги. То, чему мы учим наших обучающихся сегодня, составит картину нашего будущего.
Выбор темы проекта «Шахматы в годы Великой Отечественной войны»
неслучаен. На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания в современных детях чувства уважения и памяти к героическим подвигам и событиям Великой Отечественной войны.
5
Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Советское шахматное движение тоже проявила себя в дни войны. Шахматисты Советского Союза заняли свое место на передовых линиях фронта борьбы с фашистскими захватчиками и на оборонных предприятиях в тылу. Шахматы стали популярной формой культурного досуга больных и выздоравливающих бойцов и офицеров Красной Армии в госпиталях. На передовых позициях, в землянках и блиндажах, в часы боевой паузы фронтовики нередко встречаются за шахматной доской. Чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна.
- Механизмы реализации проекта.
Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:
- сбор и анализ информации;
-презентации, встречи, беседы, доклады, сообщения.
В рамках проекта применяются следующие средства:
- использование ресурсов сети Интернет;
- цифровые средства;
- библиотечный материал.
6. Предполагаемые конечные результаты.
В данной творческой работе получены и обобщены сведения о шахматах в годы Великой Отечественной войны, была осмыслена роль шахматного движения во время войны, подвиг и патриотизм шахматистов.
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:
1. Пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной Войны;
2. Развитие и становление патриотического самосознания обучающихся;
3. Закрепление сведений о героях – шахматистах в памяти обучающихся;
4. Развитие личности обучающихся путем прививания чувства благодарности и сопереживания.
6
Данная работа может быть использована педагогами дополнительного образования, обучающимися, учителями образовательных организации Дергачевского района для подготовки докладов, сообщений на данную тему.
- Основной раздел исследования.
Огнем прорвали мы в полях
Ряды немецких линий.
Был на Днепре объявлен шах,
И будет мат в Берлине.
С. Я. Маршак (1944 г.)
7.1. Шахматы в годы Великой Отечественной войны
В июне 1941 года, когда война только началась, было не до шахмат. Все силы были брошены на фронт. Чемпионат СССР должен был пройти в августе 1941 года. Персональное приглашение получили 6 участников матч-турнира: Михаил Исаакович Ботвинник, Василий Васильевич Смыслов, Пауль Петрович Керес, Андрэ Арнольдович Лилиенталь, Исаак Ефремович Болеславский, Игорь Захарович Бондаревский, Александр Александрович Котов, Григорий Яковлевич Левенфиш. В Ростове-на-Дону шли отборочные матчи. Но они были прерваны войной. На борьбу с фашистским захватчиком, вероломно напавшим на нашу страну, встал весь советский народ. Страна просила своих сыновей и дочерей встать на защиту её. Об этом нам говорят призывающие плакаты и лозунги Великой Отечественной: «Родина – мать зовёт!», «Отстоим Москву!», «Каждый удар молота по врагу!», «Ты чем помог фронту?», «Наши силы неисчислимы», «Будь Героем!», «Партизаны, мстите без пощады!». «Наше дело правое – победа будет за нами!» и многие другие. Шахматисты получили «белые билеты» во время всеобщей мобилизации, но те, кто были в силах идти воевать, уходили на фронт. Шахматное движение не замерло. Школьные секции продолжали работать, турниры проходили в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Свердловске.
Во время Великой Отечественной войны проявил себя как выдающийся организатор шахматной жизни.
7
В 1943 году шахматист В. Алаторцев. написал брошюру «Шахматы в госпитале», в которой поставил задачу помочь клубным работникам госпиталей наладить шахматную работу и в то же время дать начинающим шахматистам элементарные сведения о нашей игре. В ноябре 1941 - январе 1942 года в осаждённой Москве прошёл шахматный чемпионат, где звание чемпиона Москвы завоевал лейтенант Красной Армии Исаак Яковлевич Мазель. На туры он попадал прямо с передовой, которая тогда проходила совсем неподалёку. Партии не прерывали даже во время воздушной тревоги. Но после партии бойцы снова занимали свои позиции. Следующий московский чемпионат проходил во время Сталинградской битвы.
7.2. Подвиг шахматистов во время войны.
Когда говорят о шахматистах, не вернувшихся с поля боя, первыми обычно называют Сергея Белавенца, Марка Стольберга и Льва Кайева. Наверное, потому, что все трое были очень одаренными мастерами, которые могли еще многое сделать для шахматного искусства, были хорошими, честными, добрыми людьми.
Сергей Белавенец (1910-1942гг.)
В дни блокады Ленинграда советская шахматная организация потеряла А. Ильина-Женевского, И. Рабиновича, А. Троицкого, Л. Куббеля, Раузера и других. Погибли от бомбёжек и голода, но не бросили дела и не сдались в плен шахматисты: С.О. Вайнштейн, Н. Н. Рюмин. Ведущие шахматисты выступали в госпиталях перед ранеными красноармейцами, читали лекции, организовывали турниры, давали сеансы одновременной игры.
- Советские генералы и маршалы-шахматисты.
Большинство ведущих советских генералов и маршалов были неплохими шахматистами. В городе Янаул республики Башкортостан до сих пор хранят как памятную реликвию шахматный столик, за которым провёл в 1948 году одну партию маршал Г.К.Жуков. Война не оставляла много времени для игры в шахматы, однако турниры активно проводились даже в самые тяжёлые периоды. Так, в ноябре 1941 г. - январе 1942 г. в разгар Московской битвы в осаждённой столице прошёл шахматный чемпионат, где звание чемпиона завоевал мастер И.Мазель, лейтенант Красной Армии. На туры он попадал прямо с передовой, которая тогда проходила совсем неподалёку. Шахматист Василий Панов вспоминал, что по единодушному решению участников игра продолжалась даже во время воздушной тревоги. Следующий Московский турнир состоялся в разгар Сталинградской битвы. А в конце 1942 г. шахматный турнир был проведён и в блокадном Ленинграде, перед самым прорывом блокады. Время проведения этих турниров совпадает с периодами подготовки и проведения военных операций под руководством Жукова, который, видимо, разрешал кадровым военным отвлекаться от боевых заданий на шахматные матчи. Время было тяжёлое, и за несвоевременную игру в шахматы можно было получить по полной программе. Как вспоминает дочь полководца Татьяна, он был отличным шахматистом, любил разгадывать шахматные задачи. Не раз сражался на равных с гроссмейстером Смысловым и даже выигрывал у него.
Любили играть в шахматы и руководители Генерального штаба.
11
Помимо Г.К.Жукова, неплохими шахматистами были Б.М.Шапошников, А.М.Василевский, А.И.Антонов
Так, Шапошников признавал только один вид отдыха – шахматы, а его коллеги-военные даже ввели в обиход выражении «эндшпиль Шапошникова». Связь между развитием необходимых для военного навыков и шахматами подчёркивают многие генералы и маршалы Великой Отечественной войны. По словам И.С.Конева, «если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера». Психологи называют такие навыки архетипом шахматного мышления в сложной ситуации. Сначала человек выделяет основные фигуры, затем границы игрового поля, потом сознательно или интуитивно прогнозирует ход будущих событий. Об этом говорил и другой знаменитый маршал И.Х.Баграмян: «Многие наши военачальники считают шахматы очень нужной и полезной игрой. Ведь они развивают у воина, будь он солдатом или генералом, важнейшие качества - умение предвидеть ход событий, умение почувствовать тот момент, когда следует перехватить у противника инициативу». Сам маршал был бескомпромиссным шахматистом. Его внучка Каринэ вспоминает: «Дедушка очень любил играть в шахматы и нарды. Как истинный шахматист, тем более военный человек, он не любил проигрывать. В случае же проигрыша говорил: «Реванш состоится в следующий раз». Он не любил, когда его соперник за шахматной доской ему поддавался, сразу это замечал и грозился прекратить игру. Считая, что эта древняя игра помогает развивать логическое мышление, дедушка научил меня играть в шахматы».
Но самыми заядлыми шахматистами среди наших полководцев были Р.Я.Малиновский и В.И.Чуйков. Про последнего рассказывают следующий случай. В разгар Сталинградской битвы Чуйков, играя с рядовым Иваном Крушинским, чемпионом Донбасса по шахматам, шахматистом 1-й категории, поставил ему мат на 15-м ходу.
12
В течение года тот мечтал реабилитироваться и сыграть с Чуйковым в побеждённом Берлине. Но не суждено было: погиб под Запорожьем. В 1945 г. по инициативе Чуйкова в Берлине был организован матч между советской и американской группой войск, в котором красноармейцы разгромили союзников с сухим счётом 10:0.
Настоящим фанатом древней игры был маршал Малиновский, который уже после войны, будучи министром обороны, пропагандировал введение шахмат в качестве элемента военной подготовки: «В наше время, когда армии оснащены современным могучим оружием, в котором воплощены все достижения науки и техники, возрастает роль шахмат как средства умственной тренировки. Шахматы развивают точность мышления, способность ориентироваться и принимать ответственные решения в быстро меняющейся обстановке, воспитывают выдержку, закаляют волю».
Малиновский с детства увлекался шахматами и играл на уровне шахматистов первого разряда. По воспоминаниям дочери Натальи, он собрал великолепную библиотеку шахматной литературы, очень любил шахматные этюды. Среди полководцев Великой Отечественной были и другие шахматисты. Так, по воспоминаниям внука Рокоссовского, его дед по полдня гонял его по шахматной доске. Причём даже в почтенном возрасте обыграть его было сложно. Настоящим фанатом шахмат был прославленный ас, будущий маршал авиации А.И.Покрышкин.
7.4. «Оружие Победы – шахматы»
В сложное время в стране старались сохранить шахматные кадры с высоким уровнем мастерства. Из Ленинграда в Свердловск были эвакуированы Михаил Исаакович Ботвинник, Григорий Яковлевич Левенфиш, Пётр Арсеньевич Романовский, лейтенанты Александр Казимирович Толуш и Вячеслав Васильевич Рагозин (Приложение V). Они не имели привилегий, работали вместе с другими, а дома писали книги – шахматные задачники, анализы сыгранных партий.
13
Абрам Яковлевич Модель организовал в 1942 году в Доме офицеров шахматный турнир, который выиграл перворазрядник Александр Перелыгин, обогнавший двух мастеров и других сильных игроков. Чемпионат 1943 года принес успех доктору Федору Ивановичу Склярову, который в трудные времена помогал шахматистам восстановительными процедурами. После войны Федор Иванович был врачом сборной команды СССР по шахматам. Турнир попал на период подготовки и проведение операций под руководством маршала Жукова, который, видимо, разрешал военным кадрам отвлекаться от боевых заданий на шахматные задачи. Готовились на фронте, играли в землянках, госпиталях.
В 1943 году прошёл шахматный турнир в Свердловске. Все 8 мастеров-участников турнира были освобождены от работы на время турнира. Григорий Левенфиш от участия отказался – руководил производством в Куйбышеве. Победителем стал Михаил Ботвинник. Последний военный чемпионат был проведен в 1944 году в Ленинграде уже после снятия блокады. Его выиграл Абрам Модель. По мере того как фронт все дальше откатывался на запад, культурная жизнь возвращалась в привычную колею. Шахматная деятельность в том числе. Проводились сеансы одновременной войны для бойцов, игры в землянке.
В мае-июне 1944 года был проведен очередной чемпионат СССР - первый в военные годы, а по общему счету тринадцатый. Финалу предшествовали три полуфинала. Столько не бывало и в мирное время. Регулярно выпускался бюллетень турнира.
Шахматы сыграли огромную моральную, стратегическую и тактическую роль в Великой Отечественной войне (1941-1945), дав нам целую плеяду выдающихся солдат и полководцев. Поэтому по праву, наряду со многой военной техникой, они могут быть названы «Оружием нашей Победы».
14
- Заключение
Изучая материалы по теме «Шахматы в годы Великой Отечественной войны», приходишь к мысли, что шахматы были популярны во время войны.
Они помогли применять бойцам, генералам стратегические и тактические действия в бою, самостоятельные и быстрые решения без промедления, так промедление могло быть чревато замешательством или их гибелью.
Неоценимую пользу Родине принесли бойцы – шахматисты: героизм их в годы войны в борьбе с врагом; обучение бойцов в госпиталях и в землянках шахматной игре, шахматным тактическим задачам; их участие в крупнейших международных соревнованиях, сразу после войны, где стали чемпионами мира. Победы выдающихся шахматистов в международных турнирах сделал Россию сильнейшей шахматной державой мира.
Выводы. Благодаря этой творческой работе, обучающиеся детского объединения «Белая ладья» МУДО «ДДТ» р.п. Дергачи пополнят знания об истории развития шахмат в нашей стране во время войны, узнают о героических подвигах шахматистов в годы Великой Отечественной войны.
15
9. Используемая литература и интернет - ресурсы
1.Википедия. Шахматы в СССР.
2. Оружие победы – Популярные шахматы – Блоги – Sport.ru
3. В. Трошенков. Шахматный фронт /Стихи.ру.
4. Шахматы в строю «О тех, кто не вернулся с фронта» (Бюллетень Центрального шахматного Клуба СССР № 5, 1985. WWW/sites.google/com
5. Шахматы на войне – новости спорта, статьи об истории – газета «Обзор» WWW obzor.tt
6.https://yandex.ru/images/search
7.https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shakhmaty/mediateka/chesswwii-2.html.
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны
Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны...
Исследовательская творческая работа по истории Великой Отечественной войны. «Из вечной памяти военных лет. Летчик – истребитель С.С. Дядьков.»
Скромное величие человека… Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро- монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбил...
Творческий проект «Белореченск в годы Великой Отечественной войны»
Основная мысль и цель этой работы – при исследовании истории родного городапробудить чувства гордости, любви и уважения к своей малой родине, а также узнать ипонять исторические моменты жизни своего г...
Викторина "Наша страна в годы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны"
Познавательная викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны и Второй мировой войны...
Школьные годы в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора...
Конкурсная работа: “ Героическая оборона в годы Великой Отечественной Войны” творческая работа учащихся
75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне - памятная дата и дань ныне живущих мужеству, стойкости, героизму всех, сражавшихся за мир. Ученики 4 класса нашей школы приняли у...
Экскурсия в Краеведческий музей «Великие Луки в годы Великой Отечественной войны»
Экскурсия в Краеведческий музей«Великие Луки в годы Великой Отечественной войны»Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны, в истории древнего русского города...