ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Весна в поэзии, живописи, музыке»
творческая работа учащихся (2 класс)

Бондаренко Татьяна Григорьевна

Тема нашего исследования «Весна в поэзии, живописи, музыке». Почему мы выбрали эту тему?

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты.

Нам тоже хочется показать свое отношение к природе.

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу.

Об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы, звуками.

Актуальность исследования обусловлена тем, что все реже школьники стали обращать внимание на то, как красива природа нашей Родины. Какие прекрасные произведения искусства были посвящены родной стороне. Поэтому нами была выбрана данная тема.

Цель исследования: проанализировать произведения литературы, живописи, музыки, выявить особенности изображения весны в данных произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota._vesna_v_poezii_zhivopisi_muzyke.docx551.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Чулковская СОШ №20

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Весна в поэзии, живописи, музыке»

Выполнили работу:

учащиеся 3 «В» класса

Авдеева София,

Бондаренко Дарья

Руководитель: Бондаренко Т.Г.

Чулково, 2019г.

Введение

Тема нашего исследования «Весна в поэзии, живописи, музыке». Почему мы выбрали эту тему?

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты.

Нам тоже хочется показать свое отношение к природе.

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу.

Об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы, звуками.

Актуальность исследования обусловлена тем, что все реже школьники стали обращать внимание на то, как красива природа нашей Родины. Какие прекрасные произведения искусства были посвящены родной стороне. Поэтому нами была выбрана данная тема.

Цель исследования: проанализировать произведения литературы, живописи, музыки, выявить особенности изображения весны в данных произведениях.

Задачи:

  • изучить произведения искусства на данную тему;
  • проследить связь искусств в отображении окружающего мира;
  • научиться получать радость от общения с искусством;
  • показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки.

Объект исследования: особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Предмет исследования: произведения литературы, живописи, музыки, изображение весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Методы исследования: поиск источников информации с помощью книг, использование компьютерных технологий.

Источники информации: книги, интернет.

Гипотеза исследования: в результате анализа выявить особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Практическая значимость состоит в получении результатов исследования. Произведения искусства развивают образное мышление, воображение, расширяют кругозор. И, хотелось бы отметить, все-таки, что происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, он становится другим!

1. Основная часть

1.1. Образ весны в поэзии

В литературе мы знаем много поэтов, которые посвятили свои стихи красавице-весне. Ее не спутаешь с другим временем года. Солнце светит ярче и греет по настоящему, дни стали заметно длиннее, небо - высокое и голубое-голубое, с каждым днем становится теплее, снег тает и бегут ручейки, на реках начинается ледоход, возможно половодье, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя, иногда снега, который быстро тает. Об этих приметах писал Федор Иванович Тютчев.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Стихотворение «Зима недаром злится»)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…(Стихотворение «Весенние воды»)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Стихотворение «Весенняя гроза»)

Если увидим первую зеленую траву, то торопимся произнести строчки незатейливого стихотворения Алексея Николаевича Плещеева:

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.»

А вот как видел весну Иван Алексеевич Бунин, писатель и поэт, великий мастер слова. В каждой строчке чувствуется любовь к родной природе, видно, что поэт не просто описывает ее, а любуется ею.

«За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.»

Мы видим, что у поэтов только на первый взгляд природа весной однообразна. Все солнце, да капель, а то мороз ударит. Снова оттепель! А какой день разный, то сверкающий, звонкий, то серенький мягкий.


1.2. Образ весны в живописи

Перед вами один из шедевров русской живописи - картина Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели».

RooksBackOfSavrasov.jpg

На картине изображен март месяц. Пасмурный день. Окраина села. На переднем плане березы, кривые и корявые. Не яркое солнце. Облупившаяся церковь. Краски не яркие, серовато-коричневые с голубизной. - Что здесь привлекательного? Даже не привлекательные задворки могут показать поэтичность русской природы.

Возникает вопрос: может ли эта картина звучать? Стоит взглянуть, и уже слышишь: пение птиц, шум воды, капель, треск льда. Звуки, окружающие нас весной, необычны…

Таким образом мы увидели картину - весенний пейзаж, который приводит в восторг и художников, и зрителей, и критиков. У художника весна - серая, не яркая серовато-коричневая с голубизной.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Mart_levitan.jpg

Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана.

Тверская губерния - любимое место творчества Исаака Ильича Левитана. Вот и здесь зрителю представлен "задний двор" загородного имения. Крестьянин остановив свою телегу, запряженную худой лошаденкой, ушел. А лошадь, стоит неподвижно, боясь спугнуть этот редкий миг отдыха.

         Весна на картине практически не вступила в права. Тяжелый и лишь слегка подтаявший снег лежит толстым ковром. Только снеговая шапка на крыше заднего крыльца готова упасть и рассыпаться. Если молодые березки освещены ярким солнцем, то мрачные сосны остаются в тени, словно не желая так скоро уступать наступающему теплу.

Но весну никак не скрыть. Ее выдает безупречно чистое небо, синие тени на снегу, скворечник на вершине березы уже готов принять веселое и шумное птичье семейство. Дороги уже практически избавились от снега. Дорожка следов, убегающая в лес, напоминает сказку о снегурочки, что пряталась от грозного Ярила-Солнца.

Вся работа пронизана атмосферой нетерпеливого ожидания расцвета и цветения. Пробудившись, весна медленно, но верно преображает все вокруг.

Картина "Ранняя весна" принадлежит кисти известного русского живописца Архипа Ивановича Куинджи.

Описание картины Архипа Куинджи «Ранняя весна»

Центральное место на картине отведено скованной льдами реке, замершей накануне весеннего половодья в ожидании первых теплых лучей, которые могли бы позволить ей высвободить все свое могущество и показать себя во всей красе.

Лед на реке треснул, сквозь него уже начинает проступать первая вода, близиться весна. Ее с нетерпением ожидают зеленеющие травы, оголенные ветви деревьев и голубеющее небо. Предчувствие весны – вот, что делает эту картину столь привлекательной и прекрасной.

Подобный пейзаж может лицезреть каждый, кто хоть раз в своей жизни выбирался ранней весной на природу. И все же есть в нем что-то особенное – легкое и неповторимое, то, что не поймет и не заприметит глаз обычного человека, но что с легкостью уловит и отобразит на картине опытная рука живописца.

Описание картины Василия Бакшеева «Голубая весна»

На картине Василия Николаевича Бакшеева небо занимает чуть больше половины картины. Его прикрывают редкие ветки берёз, но оно всё-таки главное на этой картине. Художнику удалось подобрать правильный цвет для этого неба. Оно не светло-голубое, не синее, оно кристальное, чистое и по-настоящему голубое. Поэтому и картина получила своё название «Голубая весна». Художник показал нам не густой лес, а берёзовую рощу. Где стоят тоненькие берёзки, будто только проснувшиеся ото сна. Если мысленно отправиться в эту рощу, то можно услышать свист соловья, почувствовать свежесть ветерка и аромат весны.

1.3. Образ весны в музыке

В произведениях классической музыки тема весны встречается достаточно часто. В них можно услышать весеннюю капель, пение птиц, журчание ручейка.

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Как отобразил весну Петр Ильич Чайковский в этом произведении? Постарайтесь представить весеннюю картину - подснежник тянется к солнцу, выглядывая из-под тающего снега. А вот подснежник качается на легком весеннем ветерке и не яркое солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Чтобы нарисовать эти картины композитор использовал музыкальные краски.

Опера “Снегурочка” по пьесе Островского А.Н.  - самая поэтичная опера Н.А. Римского-Корсакова. Он считал ее своим лучшим творением. Опера “Снегурочка” поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием.

Оркестровое вступление к прологу – красочный музыкальный пейзаж, живописно показывающий пробуждение природы от зимней  спячки; суровая угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами весны.

Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Федор Тютчев

Именно эти строки Федора Ивановича Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. Романс звучит в сопровождении фортепиано, которое неслучайно выбрано инструментом музыкального сопровождения. Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути. Фортепианный аккомпанемент как бы позволяет расширить пространство, помогает испытать яркое, восторженное чувство, которое охватывает и природу, и людей, и весь окружающий мир.








Заключение

Проводя исследование, мы поняли, что природа творит с поэтами, художниками, композиторами чудеса, и вдохновляет их не только на яркие, красочные произведения, но и более жизненные, реалистичные полотна, которые трогают тебя до глубины души.

Каждое полотно, написанное художниками, каждое слово, начертанное русскими поэтами каждое музыкальное произведение, помогают нам обрести гармонию с природой и сладостное предвкушение новой жизни, которую несет с собой весна, пробуждающая природу ото сна.

            Весна вдохновила и нас, мы представляем вашему вниманию стихи собственного сочинения.

Весна идет! Весне дорогу!

Уйдите,  вьюги, холода!

Весна несет с собою солнце.

Прощайте тучи навсегда!

Неси тепло, неси скорей,

Зима ушла, весне – ура!

Щебечут пташки озорные,

Расцвел подснежник голубой,

Журчит ручей проворный.

Как хорошо весной!

София Авдеева

Пришла красавица-весна,

Растаял снег вокруг.

Зима сугробы забрала,

И потеплело вдруг.

Ручьи по улицам бегут,

Журчат, спешат к реке.

А в небе чистом, голубом

Звучит пичуги трель.

Пришла весна! И снова всё

Проснулось ото сна.

Ещё чуть-чуть и расцветёт

Сирени белой куст в садах.

Иди смелей, неси тепло и красоту

В  леса, поля, луга!

Дарья Бондаренко





Список использованной литературы

1.Альшванг А., П.И.Чайковский. М., 1970.

2. Бунин И.А. «За рекой луга зазеленели» 1893.

3. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.

4. Плещеев А.Н. «Ласточка» 1858.

5. Тютчев Ф.И. «Весенняя гроза» 1828.

6. Тютчев Ф.И. «Весенние воды» 1829.

7. Тютчев Ф.И. «Зима недаром злится» 1836.






0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ ночи в поэзии живописи и музыке

Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели:  1. Познакомить учащихся с новым произвед...

Литературно-художественный вечер «Я помню чудное мгновенье…» (Женские образы в живописи, музыке и поэзии)

Данное внеклассное мероприятие предполагает ознакомление учащихся с шедеврами мировой живописи в их контексте с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными женским образам в искусстве.В с...

3 класс урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи» конспект

Конспект  к уроку "Образ матери в исскустве"...

Образ весны в поэзии, живописи и музыке Саратовских поэтов, живописцев, музыкантов.»

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры. Задачи: Образовательная: * продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры; * ...

Урок литературного чтения "Картины зимней природы в поэзии, живописи, музыке."

Тип урока:  урок открытия новых знанийЦель:  создание  условия для проведения анализа  произведения живописи  и поэтического произведения.Задачи:  Обучающие: формиро...

Урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи».

Рассмотреть на уроке картины известных художников о женщине, познакомить с музыкой, прочитать отрывки стихотворений о маме...