«Своя игра» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина
классный час
«Своя игра» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина
Цель: обобщения в игровой конкурсной форме знания младших школьников по творчеству А.С. Пушкина;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_svoya_igra.docx | 386.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Своя игра» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина
Цель: обобщения в игровой конкурсной форме знания младших школьников по творчеству А.С. Пушкина;
Задачи:
- образовательная: проверить уровень знаний учащимися сказок А. С. Пушкина;
- развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;
- воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны. Воспитывать командный дух, чувство локтя учащихся во время соревнования.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер;
- презентация «Своя игра» (Приложение №1)
- задания для конкурсов (Приложения № 2,3,4,5);
- костюмы героям сказок;
- фонограммы мелодий к сказкам А.С. Пушкина;
- экипировка команд;
- призы
Рекомендации по проведению:
За 4-5 недель сформировать от каждого класса путем отборочного тура команды, выбрать капитанов, придумать название, повторить сказки А.С.Пушкина.
. Ход мероприятия
- Организационная часть
1 ведущий:
- Итак, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас,
- А для кого они ?
- Для вас!
2 ведущий:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки.
Слово учителя:
Ребята, сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Вся жизнь крестьянина сопровождалась устной народной поэзией. Пелись песни во время работы, на посиделках и свадьбах. Народная жизнь, её история, обычаи – все отражалось в былинах, преданиях, песнях и сказках. В станину предания, сказки заменяли школу. Кто рассказывал – поучал, кто слушал – поучался. От поколения к поколению передавалось сочиненное устно, что-то добавлялось последующими рассказчиками, что-то придумывалось заново.
1чтец:
Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет.
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
2 чтец:
В этих сказках непременно
Происходят чудеса,
На неведомых дорожках
Снова слышим голоса…
На волнах царевна Лебедь
Светит месяц под косой,
В эти сказки будешь верить,
Даже если ты большой.
Учитель: Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь.
1ученик: Мы впервые услышали его в самом раннего детстве и, еще не умея читать, уже повторяли наизусть со слов старших: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет."
2 ученик: Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице - мачехе или скромной, доброй царице, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
3ученик: В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостными, страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.
4ученик: Родился Александр Пушкин в 1799 году в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; Мать Надежда Осиповна была внучкой знаменитого "арапа Петра Великого" - Абрама Петровича Ганнибала.
5ученик: Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».
6ученик: Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:
Я плоды своих скитаний,
И гармонических статей
Читаю только старой няне –
Подруге юности моей...
7ученик: Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.
В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт …
Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»
2 Основная часть
Учитель
Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.
"Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок."
Ход игры
1 тур Приветствие команд.
В этом конкурсе команды представляют своё домашнее задание (название, эмблема, девиз и т.д.) Данный конкурс оценивается в 5 баллов максимально..
2 тур «Своя игра» Приложение №1(презентация «Своя игра»)
3 тур «Эрудит»
Задание: разгадать кроссворд по сказкам Пушкина Приложение№2
Игра со зрителями
Кот. Здравствуйте, ребята, Здравствуйте, дорогие гости! Это я, Учёный кот. Пришёл я к вам на праздник и не с пустыми руками. Принёс я вам подарки ценные. Но чтобы получить подарки, вы должны ответить на мои вопросы Ну, что, согласны? Очень хорошо. Вот вам моё задание. Посмотрите, вот тот самый дуб зелёный с златой цепью, по которой я люблю гулять. А на дубу листочки с заданиями из сказок А.С.Пушкина. Приложение №3 ( вопросы к зрителям)
4тур «Конкурс капитанов» Приложение №4 ( в форме теста)
Игра со зрителями
Черт Кручу, верчу – запутать хочу. А у меня для вас рекламные объявления. Отгадайте, кто автор этих объявлений и из какой он сказки.
1) Предлагаю свои услуги:
Работаю за семерых;
Могу:
- запрягать лошадь,
- топить печь,
- закупать продукты на рынке,
- печь яйца, варить кашу,
- нянчить детей.
(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2) На работу в лесопункт требуются:
- конюх,
- повар,
- плотник.
По результатам работы выплачиваются премиальные.
Вознаграждение – по итогам работы за год.
(Поп, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя - 10 тыс. руб.,
- чёрно - бурые лисицы – 5 тыс. руб.,
- чистое серебро – 15 тыс. руб.,
- злато – 30 тыс. руб.,
- донские жеребцы – 20 тыс. руб.
Всё по доступным ценам!
«Пальмира» ждёт вас!
(Купцы, «Сказка о царе Салтане…»)
4) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.
Излечиваются заболевания:
- укусы правого и левого глаза,
- волдыри на носу.
(«Сказка о царе Салтане...»)
5) Тем, кто интересуется жилплощадью!
Всего за 5 тыс. руб. сдаю на лето свою горницу в аренду.
В горнице имеются:
- кругом лавки, крытые ковром,
- под святыми стол дубовый,
- печь с лежанкой изразцовой.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Пушкина. Надеюсь, что сегодня вы не только вспомнили пушкинские сказки, но ещё и узнали много нового и интересного для себя.
5тур «Следопыт» Приложение №5 (разгадывание ребусов)
3.Заключительная часть
Объявление итогов – награждение
Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Пушкина. Надеюсь, что сегодня вы не только вспомнили пушкинские сказки, но ещё и узнали много нового и интересного для себя.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)
Приложение№2
«Эрудит»
1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | |||||||||||||||||||||||||
14 | 15 | 16 | 17 | ||||||||||||||||||||||||
18 | 19 |
По горизонтали:
4. Куда пошел поп «посмотреть кой-какого товару»?
5. Кого искал поп на базаре?
6. За какую плату согласился Балда « служить славно, усердно и очень исправно»?
10. На чем спал Балда?
11. Что ел Балда?
12. Кто звал Балду «тятей»?
14. Кто печалится о Балде?
16. О чем поп «думает частенько»?
18. На что «ум бабы повадлив»?
19. Кто дал совет попу «заказать Балде службу, чтобы стало ему невмочь»?
По вертикали:
1. Что должен был Балда «собрать с чертей»?
2. Место, где жили черти?
3. Что стал крутить Балда «у берега моря»?
7. Кто «вынырнул» из моря?
8. Что заключили между собой Балда и бесенок?
9. Кто победил в беге на перегонки?
12. Что хотел зашвырнуть Балда на тучу?
13. Кого нужно было снести на себе в третьем соревновании?
15. Что помогло Балде снести кобылу на версту?
17. Что подставил поп Балде для расплаты?
Ответы по горизонтали: 4. Базар .5. Работник .6. Щелчки. 10.Солома. 11. Полба.
12. Попенок. 14. Поповна. 16. Расплата. 18. Хитрости. 19. Попадья.
По вертикали: 1. Оброк. 2. Море. 3. Веревка. 7. Бесенок. 8. Уговор. 9. Зайка.
12. Палка. 13. Кобыла. 15. Ноги. 17. Лоб.
Приложение №3
Игра со зрителями
Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
А. Один дуб.
Б. Две пальмы.
В. Три сосны.
Г. Берёзовая роща.
Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон.
А. Ива.
Б. Дуб.
В. Клён.
Г. Берёза.
«Тот уж когти распустил, / Клёв кровавый навострил...» О ком идёт речь в этих строчках А.С. Пушкина?
А. О золотом петушке.
Б. О коршуне.
В. О комаре.
Г. О Гадком утёнке.
Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
А. Лунный камень.
Б. Солнечный луч.
В. Звезда.
Г. Месяц.
Где выстроил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
А. У лукоморья.
Б. В чистом поле.
В. На острове.
Г. В дремучем лесу.
Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина?
А. Рубины.
Б. Сапфиры.
В. Жемчужины.
Г. Изумруды.
Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А. Янтарную комнату.
Б. Хрустальный дом.
В. Золотое дупло.
Г. Изумрудную пирамиду.
Какую песню исполняла белка в пушкинской "Сказке о царе Салтане..."?
А. "Во поле берёза стояла".
Б. "Во саду ли, в огороде".
В. "Ой мороз, мороз".
Г. "Ах вы, сени мои, сени".
Какое практическое применение нашёл князь Гвидон золотой скорлупе от орехов?
А. Золотой запас княжества.
Б. Ювелирное искусство.
В. Стоматология.
Г. Монеты.
Какого чуда НЕ было за морем в "Сказке о царе Салтане..."?
А. Белка.
Б. Тридцать три богатыря.
В. Царевна Лебедь.
Г. Кот учёный.
Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?
А. В глаз.
Б. В лоб.
В. В нос.
Г. В ухо.
Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону?
А. Тётей.
Б. Бабушкой.
Г. Мачехой.
Д. Кормилицей.
В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон в пушкинской сказке?
А. Комар.
Б. Муха.
В. Пчела.
Г. Шмель.
Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи?
А. 2.
Б. 3.
В. 4.
Г. 5.
Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
А. Ихтиандр.
Б. Черномор.
В. Беломор.
Г. Жак-Ив Кусто.
Какую Кашу любил Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина?
А. Манку.
Б. Полбу.
В. Геркулес.
Г. Плов.
Каких состязаний НЕ было у Балды с бесёнком?
А. Кто быстрее обежит вокруг моря.
Б. Кто дальше бросит палку.
В. Кто дальше пронесет кобылу.
Г. Кто правильно отгадает загадку.
В какой паре пушкинских сказок в каждой из них есть персонаж по имени Черномор?
А. «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Б. «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
В. «Руслан и Людмила» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Г. «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане».
В названии какой пушкинской сказки допущена ошибка?
А. "Сказка о спящей царевне и о семи богатырях".
Б. "Сказка о золотом петушке".
В. "Сказка о попе и о работнике его Балде".
Г. "Сказка о рыбаке и рыбке".
(Правильное название: "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".)
Какая пушкинская сказочная героиня умерла от зависти и тоски?
А. Ткачиха.
Б. Повариха.
В. Сватья баба Бабариха.
Г. Мачеха мёртвой царевны.
У какой героини сказок Пушкина было такое приданое: "семь торговых городов да сто сорок теремов"?
А. У Людмилы.
Б. У Шамаханской царицы.
В. У мёртвой царевны.
Д. У царевны Лебедь.
Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил?
А. Старик.
Б. Балда.
В. Черномор.
Г. Гвидон.
У какого персонажа пушкинской сказки был "толоконный лоб"?
А. У старухи.
Б. У Балды.
В. У попа.
Г. У Черномора.
В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)?
А. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Б. «Сказка о попе и о его работнике Балде».
В. «Сказка о царе Салтане».
Г. «Сказка о золотом петушке».
Какой пушкинский персонаж подслушал беседу трёх девиц?
А. Царь Салтан.
Б. Князь Гвидон.
В. Королевич Елисей.
Г. Дядька Черномор.
В какой сказке А.С. Пушкина сёстры-завистницы обманывают царя?
А. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Б. «Сказка о золотом петушке».
В. «Сказка о царе Салтане».
Г. «Руслан и Людмила».
Приложение №4
Конкурс капитанов
1Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке"?
А. Окна землянки.
Б. Тарелки.
В. Зеркальце.
Г. Корыто.
Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Бреднем.
В. Неводом.
Г. Сачком.
Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?
А. Два дня.
Б. Две недели.
В. Два года.
Г. Тридцать лет и три года.
Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.
За что в "Сказке о рыбаке и рыбке" была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.
Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?
А. За браконьерство.
Б. За трусость и безволие.
В. За загрязнение окружающей среды.
Г. За невнимание к жене
Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой?
А. Один день.
Б. Одну неделю.
В. Один месяц.
Г. Один год.
Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?
А. Матерью.
Б. Сестрой.
В. Тётей.
Г. Подругой.
Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?
А. Две.
Б. Три.
В. Четыре.
Г. Пять.
Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?
А. Елисеевич.
Б. Русланович.
В. Салтанович.
Г. Дадонович.
Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки.
Б. Буяна.
В. Скандалиста.
Г. Хулигана.
Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?
А. На юг.
Б. На север.
В. На восток.
Г. На запад.
Приложение №5
«Следопыт»
1)
2) ко
3)и
4) а
5) ,, ,
6)
7) ,, о=а
8) у=а
9) к = п
10) да
Ответы: 1)королева
2)Соколко
3)Елисей
4)черт
5)Чернавка
6)рыбка
7)старуха
8)Салтан
9)поп
10)Балда
т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Его биография.
Проектная работа по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. ...
Сказки Александра Сергеевича Пушкина
Литературный кроссворд по сказкам можно провести как внеклассное мероприятие во внеурочное время, а так же как фрагмент урока после чтения сказок А.С.Пушкина. Первый вариант проведения ...
Интеллектуальная игра "Своя игра" по сказкам А. С. Пушкина
Данная разработка может быть использована во внеклассной работе, на обобщающих уроках по литературному чтению, посвященных творчеству А. С. Пушкина, а также в летней работе при организации Пушкинского...
Сценарий урока : "Сказки Александра Сергеевича Пушкина"
Сценарии урока и презентация по теме, посвяцённая году литературы...
КВН по сказкам Александра Сергеевича Пушкина 3 класс
КВН по сказкам Александра Сергеевича Пушкина для обучающихся 3 класса. Материал содержит интересные задания, которые ребета выполняют в командах....
Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»
В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....
Мини-викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина
Мини-викторина с вопросами на знание учащимися сюжетов и героев сказок А.С.Пушкина....