Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья
Обобщение опыта работы и мои размышления о том, как улучшить познавательную активность детей с помощью внеклассных мероприятий и вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
воспитателя МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
Захаровой Елены Валентиновны
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,
А факел, который надо зажечь.
Сведения об авторе.
В 1987году закончила МГПИ им. М,Е,Евсевьева по квалификации учитель биологии и химии. Моя педагогическая деятельность началась в Такушевской средней школе Теньгушевского района РМ на должности пионервожатой. В настоящее время имею первую квалификационную категорию, присвоенную в 2015году. В МБОУ «Барашевская СОШ» работаю с 2009 года в должности воспитателя.
Тема опыта.
«Повышение познавательной активности учащихся во внеурочное время».
Актуальность.
Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.
Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать в информационных технологиях, способностью быстро ассимилировать новые и разнообразные знания, т.е. иметь познавательную мобильность, умение совмещать знания разных предметов.
Все это происходит лишь тогда, когда знания переходят на уровень убеждений. Для такого перехода необходимо, чтобы учащийся в ходе учебно-познавательной деятельности пропустил полученные знания через свой опыт, то есть проявил познавательную активность.
Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка, постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Теоретическое обоснование.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении - это вид деятельности, сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Теоретическая база опыта.
Идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
УМК « Школа России школа» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
Основная идея.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, так как сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит прежде всего активизировать их мышление. Важность этой задачи неоднократно подчеркивал видный советский психолог С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач». Кроме того, развивать познавательные способности учащихся — это значит формировать у них мотивы учения.
Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей, у учащихся, невозможно развить и их мышление. Систематически в работе использую работу с пословицами, загадками, ребусами, кроссвордами, рифмами.
Новизна опыта.
В последние годы наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности.
Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Мною были намечены следующие задачи:
1)Формировать положительную мотивацию учения
2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка
3)Развивать личностный потенциал учащихся
4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.
5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Следует также заметить, что сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Это, несомненно, еще один путь к повышению познавательных интересов. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека.
В последние годы в нашей школе уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем, не только в старшей школе, но и в начальной.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Проект «Конкурс исследовательских работ «Малая академия юных дарований» хороший стимул.
Технология опыта.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки внеурочные занятия: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты, исследовательские проекты и работы . На таких уроках и длительных проектах и исследованиях воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков и внеклассных мероприятий, подготовленных мною.
Толчком к активизации мышления служит проблемная ситуация. Для этого я придумываю проблемное задание, вопрос во время внеклассного мероприятия или занятия. Дети сами находят ответ. Если ответ верный, значит, урок удался.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
Одной из популярных игр является игра «Мозговой штурм». Это отличный способ активизировать умственную деятельность и творческую активность учащихся. учащихся.
Результативность.
За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.
Выполняя творческие, исследовательские проекты, участвуя во внеклассных мероприятиях (спортивных, познавательных) мы учимся выдвигать идеи, гипотезы, ставить вопросы и находить пути решения.
Мы имеем призёров муниципального этапа школьных и межшкольных предметных олимпиад. Участвуем и занимаем призовые места в предметных конкурсах разного уровня. Участвуем и побеждаем в защите проектов по различным учебным темам на межшкольном уровне.
Список использованной литературы
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 5с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.
- Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2. - 96—101с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...