Статья на тему: " Сущность нравственной культуры и пути её формирования у младших школьников".
статья
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Цель нравстенного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двухсторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему: "Сущность нравственной культуры и пути её формирования у младших школьников" | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность нравственной культуры и пути её формирования у младших школьников
Нравственное воспитание учащихся осуществляется в разнообразных видах учебной, трудовой, игровой деятельности. Регулируется и направляется эта деятельность системой конкретных, всё усложняющихся задач.
Процесс обучения в школе обеспечивает возможности овладения школьником общеобразовательными знаниями и опытом нравственного поведения.
Показателями воспитанности школьника являются:
- отношение к учению;
- отношение к труду;
- отношение к коллективу;
- отношение к людям;
- стремление оказать необходимую помощь;
- отношение к самому себе;
- честность и правдивость;
- морально-волевые черты (целеустремлённость, настойчивость, принципиальность. смелость);
- отношение к нарушениям моральных норм.
Переход от дошкольного детства к школьному является сложным для детей, даже хорошо подготовленному к школе ребёнку включение в учебную деятельность и в жизнь школьного коллектива дается нелегко. Первоклассники отличаются большой эмоциональностью и впечатлительностью. Семилетний ребёнок, с желанием пришедший в школу, легко поддаётся воспитательному влиянию. Он хочет стать хорошим учеником.
В начальной школе ребёнок многое будет делать в первый раз. В воспитательном отношении важно, чтобы первые шаги ребёнка в школе, были хорошо продуманы и организованы.
Первоклассник воспринимает новые требования серьёзно, с желанием и готовностью их выполнять.
Школьник получает первое общественное поручение. Надо научить его выполнять это задание и проследить, чтобы оно было выполнено, чтобы работа его была оценена, чтобы ему сказали, что сделано хорошо, а чему он ещё должен научиться.
Очень важно предъявлять детям новые для них требования постепенно. Объём получаемых детьми нравственных представлений и знаний не должны превышать возможности ребёнка. Младший школьник отличается неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения, быстрой утомляемостью. Поэтому учитель должен заботиться о дозировке учебной работы, поддержании у детей нужного настроения, о разнообразии форм и видов занятий при изучении одного и того же уче6ного материала, а также о правильном режиме дня ребёнка. Хорошее самочувствие детей и снятие усталости будут положительно влиять на отношение детей к учению, учителю, товарищам.
Большая эмоциональность детей и недостаточное развитие произвольного поведения нередко осложняют воспитательную работу с младшими школьниками. Переживание детьми своих радостей и неудач протекает очень бурно. Если неудачи подчёркиваются учителем при всех, дети часто теряют уверенность в своих силах, теряют интерес к учению, делам класса. Наоборот, поощрение хороших поступков благотворно отражается на общем самочувствии ребёнка, его успехах.
Педагог должен учитывать и индивидуальные качества ребёнка. Одни дети очень активны, открыты, непосредственны; другие – замкнуты, скрыты, неактивны. Одни дети отличаются положительными моральными качествами; у других же наметились такие черты личности, которые делают их «трудными» в коллективе. Дети, которые легко усваивают моральные установки, обычно отличаются ещё до поступления в школу своей общей организованностью, добросовестным выполнением требований взрослых. При правильной воспитательной работе учителя эти качества углубляются, становятся устойчивыми.
Как правило, все дети, приходящие в школу, желают хорошо учиться, выполнять требования учителя. Однако не все дети имеют к этому необходимые предпосылки, не все правильно и быстро усваивают моральные требования. Те дети, у которых имеются пробелы в воспитании – неорганизованность, отсутствие выдержки и других волевых качеств, отсутствие трудовых навыков и привычек, требуют особого внимания и помощи учителя в организации их деятельности. Дети неуверенные в своих силах, боязливые, необщительные нуждаются в поддержке, поощрении учителя, взрослых.
В воспитательной работе необходимо учитывать жизненный опыт каждого ученика и опираться на этот опыт. В различных видах деятельности: учении, играх, труде, при выполнении поручений, в общении со взрослыми и сверстниками у детей формируется нравственный опыт.
У младшего школьника сильно развита подражательная способность. Она помогает ему непосредственно усвоить многие способы поведения, характер и формы общения с людьми.
В процессе учебно-воспитательной работы между учителем и детьми складываются сложные и разносторонние взаимоотношения. Учитель для ребёнка тот человек, через которого он, ребёнок, оценивает взрослых и своих товарищей, многие жизненные события, школу с её порядками и требованиями. У младшего школьника безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. Характер отношений педагога и детей во многом определяет воспитательную эффективность всей проводимой с детьми работы.
Педагогической аксиомой считается требование общего доброжелательного отношения к ребёнку. Это не значит, что учитель не может быть возмущён, рассержен поведением ребёнка, его отношением к товарищам, к своим обязанностям, к школьным требованиям. Но в основе отношения к ребёнку должно быть внутреннее уважение к нему, его мыслям, переживаниям, глубокая вера в возможности ребёнка. Часто встречающаяся педагогическая ошибка состоит в том, что ребёнок оценивается в школе только по интеллектуальным данным и соответственно учебным успехам. И если эта сторона личности не является сильной, то школьник рискует остаться незамеченным или даже неправильно понятым.
Каждый ребёнок неповторим и в этом смысле необходимо пристальное внимание педагога к каждому. Здесь главное – опора на сильные стороны ребёнка, поощрение и развитие этих сторон. Развитие сильных, положительных сторон личности ребёнка является основой для преодоления отрицательных черт характера, недостатков в поведении, отношениях с другими людьми, основой для формирования нравственно целостной личности.
Первоклассники, поступающие в школу, уже имеют определённый нравственный опыт. Те из них, которые посещали детский сад, а таких много, более общительны, они не боятся обратиться к учителю, в новом коллективе чувствуют себя свободно, умеют соблюдать санитарно-гигиенические правила, не боятся оставаться в школе без родителей. Но большинство этих детей легко возбудимы. Они с трудом сосредотачиваются на каком-нибудь одном занятии даже в течение сравнительно короткого времени. В этих условиях учитель, опираясь на уже имеющийся опыт детей, приучает их постепенно к новым требованиям, которые связаны с выполнением школьных правил. В первом классе этому способствует введение дидактических игр, чередование разных видов работ на уроке, специальные упражнения на воспитание произвольного внимания, постепенное приучение детей ко всё более длительным, систематическим занятиям, когда нельзя отвлекаться, разговаривать с товарищами, а нужно внимательно слушать и точно выполнять требования учителя.
Знание педагогом интересов, склонностей, любимых занятий детей поможет ему найти с ними общий язык и так организовать их жизнь, что они смогут быстрее привыкнуть к новой обстановке, легче включиться в учебную работу.
В младших классах, особенно в первом, у учителя безусловно благодатная почва для воспитания у детей взаимопомощи. Все просьбы учителя к ученикам помочь своим товарищам дети, как правило, встречают с воодушевлением. Эту отзывчивость детей надо использовать для формирования правильных мотивов взаимопомощи. Дети очень ценят помощь, доброту.
Отношения детей друг к другу часто прямо отражают отношение учителя к ним. К тем детям, которых учитель оценивает отрицательно, начинает проявляться такое же отношение
и у одноклассников.
В младших классах учитель непосредственно регулирует отношения между детьми. Они и сами часто обращаются к нему за помощью в «конфликтных ситуациях». Иногда дети обращаются к учителю, желая услышать подтверждение справедливости своих требований к товарищу. В воспитательном отношении очень важно знать мотивы жалоб и обращений, чтобы правильно оценивать их и формировать нравственные мотивы. Одно дело, когда ученик хочет восстановить справедливость, другое – когда им руководит желание сделать неприятное товарищу или унизив его, показать себя.
Учителю необходимо очень тонко чувствовать реакцию детей, коллектива класса на его суждения, оценки, требования. Любая ошибка в оценке поступка ученика или просто небрежность может направить формирование взаимоотношений детей в коллективе по неверному пути.
В формировании нравственного сознания в младших классах велика роль чтения и обсуждения книг. В разнообразных по содержанию специально подобранных литературных произведениях перед детьми раскрываются основные темы, расширяющие их нравственные представления: что такое хорошо и что такое плохо, дружба и товарищество, любовь к Родине. Художественная литература влияет на эмоциональную сферу ребёнка, развивает его чувства, представления, знакомит с нормами нравственного поведения. Доступная детям литература раскрывает сложность человеческих отношений, особенности душевных переживаний, тот мир чувств, который не всегда выражен внешне, а потому мало заметен. Атмосфера при обсуждении прочитанных книг должна быть свободной, непринуждённой. Учеников следует научить свободно высказывать своё мнение. Неправильный или неполный ответ будет обсуждён, и школьники постепенно под руководством учителя будут вырабатывать правильное мнение.
Большие возможности для нравственного воспитания детей дают трудовые дела на уроках технологии, в группе продлённого дня, в кружках и т. д. Коллективная работа предполагает выполнение одного задания группой детей или всеми учащимися, разделение труда между детьми, общий план работы, общую ответственность за её результат. Коллективные формы труда организуются лишь после того, как дети приобрели необходимые навыки работы с материалами и инструментами. Это позволяет направить внимание учителя на воспитание правильных взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности.
Воспитание культуры поведения- составная часть процесса нравственного воспитания. Известно, что формирование личности ребёнка является целостным процессом. Организация жизни детей, пример учителя, его требования воздействуют на внутренний мир ребёнка.
В начальной школе дети должны усвоить правила личной гигиены, нормы поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах, культуру речи. Содержание работы по этим темам охватывает основные стороны жизни младшего школьника.
У детей должны быть сформированы навыки быть аккуратными и опрятными, красиво носить свою одежду. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым людям, к своим товарищам. Ребёнок должен знать, что значит быть вежливым и как надо поступать в каждом конкретном случае, то есть его надо научить правилам вежливости: обращаться к взрослым на «вы», называть их по имени и отчеству, уступать место взрослому, при просьбах говорить «пожалуйста» и благодарить за услугу, говорить «спасибо» и т. д.
Воспитание полезных привычек предполагает такую организацию детской жизни, которая потребует от школьника упражнения в тех или иных поступках. Но упражнение не простое повторение. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно «подкрепилось» положительными эмоциями, одобрением уважаемого человека, поощрением коллектива, товарищей. У ребёнка необходимо воспитывать желание, стремление поступать правильно. Другими словами, надо, чтобы воспитание было связано с самовоспитанием. Успех работы по культуре поведения детей зависит от разумного сочетания разъяснения и упражнения детей в правильном поведении.
Если воспитательная работа учителя, воспитателя не будет поддержана соответственными требованиями родителей к детям, то все усилия педагога фактически будут сведены на нет. Поэтому в самом начале учебного года родители должны быть ознакомлены с планом работы по культуре поведения детей в школе, с теми требованиями, которые будут предъявляться к школьникам. Родители должны знать весь объём умений и навыков по культуре поведения, которые будут воспитываться у детей в начальной школе, чтобы воспитание в семье и школе шло в одном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".
В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....
Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "
«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...
Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"
Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...
Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "
«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...
Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...
«Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника»
Обобщение опыта по теме: «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника». Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей зн...
Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."
В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....