Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".
статья на тему
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка . Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Всю жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познаёт сложные связи в природе и обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Золотова О.А.,учитель начальных классов
ГБОУ лицей №344 Невского района Санкт – Петербурга
Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников.
Связная речь: определение, классификация и свойства.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную ( диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – непосредственное общение двух или более лиц.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе её уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль ( или переориентировать её).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Её содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное первым,- грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создаётся как языковыми средствами ( умение употреблять слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами ( интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчёркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. По тому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативная, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю ( интериоризация) сопровождается редуцированием ( сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи ко внешней (экстериоризация) требует. Наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и с грамматическими.
Таким образом, речь – это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь, как психическая функция является инструментом мышления.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании.
Устная связная речь: определение, классификация, свойства.
Термин «Связная речь» употребляется в методике русского языка в трёх значениях:
- связная речь как деятельность говорящего, процесс выражения мысли;
- связная речь как текст, высказывание, продукт речевой деятельности;
- связная речь как название раздела методики развития речи.
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определённую функцию ( обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.
Связная речь – это последовательный и логически связный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь является описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.
Реализация связного развёрнутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной устной речи. Независимо от формы ( монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка ( Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Всю жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познаёт сложные связи в природе и обществе.
Психологическая природа связной речи, её механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания ( А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба). обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
В формировании связной речи отчётливо устанавливается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Для того, чтобы хорошо. Связно рассказывать о чём-нибудь, надо ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями и т.д. помимо этого, для достижения связности речи необходимо не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать специальные языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое ударение, подбирать наиболее точно подходящие в данной ситуации слова, уметь строить сложные предложения и т.д.
Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить. Но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Так, связная устная речь воплощает в себе все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Развитие связной уcтной речи неотделимо от решения основных задач речевого развития: обогащения, уточнения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры.
Возрастные особенности устной речи младших школьников.
Содержание и форма речи человека зависит от его возраста, ситуации, опыта, темперамента. Характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влиябт друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у младших школьников при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевого развития младших школьников. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.
Так, младшие школьники составляют предложения, объединенные темой; восстанавливают деформированный текст по серии сюжетных иллюстраций; устно отвечают на вопросы, объединенные темой; устно рассказывают о прочитанном, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя развивают свою речевую среду, учатся говорить связно, логично и последовательно.
Следует отметить, что у младших школьников в процессе взаимодействия (со взрослыми и сверстниками) устная речь развивается как средство самовыражения. Критериями самовыражения в младшем школьном возрасте являются осмысленность высказывания ( наличие определённого замысла, отражающего смысл описываемой ситуации для субъекта речи), программирование ( способность ребёнка к построению программы высказывания и её вербальной реализации) и речевая активность.
Методики диагностики и развития связной речи младших школьников.
Методы и приёмы диагностики и развития связной устной речи младших школьников можно классифицировать следующим образом:
- по источнику получения знаний: теоретические, практические, теоретико-практические;
- в соответствии с дидактическими задачами: сообщение знаний с целью их восприятия, закрепление полученных универсальных учебных действий, творческое применение универсальных учебных действий на практике.
К числу теоретических относятся такие методы и приёмы, как объяснение, эвристическая беседа, сопоставительный анализ текста и предложения, сопоставительный анализ темы и микротем текста и др.
Примером практических методов и приёмов являются: наблюдение, озаглавливание текста, расположение частей текста в нужной последовательности, определение темы текста, определение темы текста по опорным словам и др.
В качестве теоретико-практических методов и приёмов можно выделить: нахождение широкой и узких тем среди данных, определение количества микротем текста, составление плана текста, создание текста на данную тему, редактирование и др.
Приведённая классификация носит в известной степени условный характер: один и тот же метод или прём может решать разные дидактические задачи, и, наоборот, одна и та же дидактическая задача может быть решена разными методами.
Упражнения
В методике начальной школы разработаны разнообразные виды упражнений по диагностике и развитию устой связной речи:
- развёрнутые ответы на вопросы ( в том числе в беседе);
- различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматических форм или лексики, если высказывания ( или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;
- устный пересказ прочитанного ( в его различных вариантах);
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по иллюстрации, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества;
- перестройка данных учителем текстов ( выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.);
- диалоги – пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися;
- различные виды устной драматизации воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов и др.
Литература
Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2005.
Вяткина И.А. Учебное сотрудничество как средство развития речи // Начальная школа. 2007. №9. с.39-40
Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2007. №11 с. 12-14
Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе . М., 1969
Малышева Е.Ю. Эмоционально –личностное общение как условие развития устной речи младших школьников. Автореф. Дис… к.психол. н. М., 2014
Фомина И.В. Щербакова И.В. Развитие речи и коррекция письма. М. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.
В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...
Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников
Статья направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами возникновения и способами преодоления дезадаптации....
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...
Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....