Моделирование как метод познания окружающего мира.
учебно-методический материал на тему
Моделирование как метод познания окружающего мира.
Здравствуйте!
За время работы в педагогической деятельности я строю отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и на теории моделирования.
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Решение многих сложных научных и практических задач, относящихся к различным областям деятельности человека, существенно упрощается с помощью моделирования. Теория замещения объектов-оригиналов объектом-моделью называется теорией моделирования. Слово «модель» происходит от латинского «modulus», что в переводе означает «образец». Модель – это некий заменитель объекта, процесса или явления, который в определенных условиях может замещать оригинал, воспроизводя интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала.
Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства. Модель воспроизводит в специально оговоренном виде строение и свойства исследуемого объекта. Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом, образцом, прототипом.
Модели по свойству приблизительны, упрощены и адекватны, по цели учебно-игровые (наглядные пособия, обучающие программы, игры), и имеет существенные преимущества и удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ней и т.д.).
Основным видом нашего моделирования является знаковое моделирование. Знаковым называется моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: графики. Для того чтобы понять структуру оригинала, его свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром и управлять им нам необходима модель.
Основными задачами теории моделирования являются выбор моделей и перенос результатов исследования моделей на оригинал, которые решаются с помощью достаточно общих эффективных методов. В нашем случае, в частности, в качестве заместителей оригиналов модели используются средства общения (язык, письменность, графика и рисование).
На основе проектов (1,11), «Порядок предоставления дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях Томской области» 17 сентября 2007 года в на базе дополнительного образования в Республике Тыва Барун-Хемчикского кожууна, в «Центре детского творчества» была создана группа предшкольного образования, для детей 5-6 лет, не посещающих ДОУ. Организационно-педагогической формой образования, целью формирования основ готовности школьному обучению и создания условий для единого старта в 1 классе. Работаю по модифицировано-адаптированной программе, в режиме кратковременного пребывания.
Ведущей деятельностью дошкольника является – игра. Игры бывают разные по-своему виду и характеру. Я хочу остановиться на играх -занятиях с картинками, на основе сказок, посредством графического моделирования.
По выражению К.Д. Ушинского, «…ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями». Важно обогащать эти ощущения и восприятия через сказки с применением графического моделирования. Сказка неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой с основным видом деятельности дошкольника. Сказочный мир будит и развивает воображение ребёнка. Малыш радуется победам героев, чудесам, огорчается их невзгодам. Под образами животных подразумевается пороки и слабости человека или наоборот положительные качества, представления об уме и глупости, о хитрости и трусости и. т.п. Их легче передать графически, формируя творческие способности, развивая логическое мышление и развитие речи детей. Через сказочный мир и язык графического моделирования в группе «Росток» я создала атмосферу единого понимания, благодаря чему растёт динамика достижений наших детей.
Процесс графического моделирования наиболее эффективный и простой метод познания в воспитании и обучении дошкольников:
-сокращает время обучения, развивает речь
-развивает психические процессы (память, мышление, внимание)
-превращает абстрактные символы в образы
-развивает творческие и способности.
Развивает познавательные способности и эмоциональную сферу ребенка, такие как: сопереживание, сочувствие и эстетические чувства.
Поэтому процесс графического моделирования является наиболее доступным и эффективным способом в сфере учебно-познавательной деятельности дошкольника.
Рассмотрим, теорию моделирования в моей практике.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
Цели и задачи:
Ø Учить связной речи с опорой на наглядность и моделировать сказку графически.
Ø Развивать связную речь.
Ø Воспитывать любовь к животным через сказку.
Материалы и оборудование: Фломастеры, линейка, ластик, счётные коричневые палочки, дощечки, картинки. Баранки на каждого ребенка, чай с малиновым вареньем.
Тип занятия: занятие-игра
Организационный момент: Слушание музыки «Времена года». Давайте отправимся в тридевятое царство в мир сказок. Закроем глазки и слушаем музыку. Откроем глазки. Сегодня мы научимся рассказывать сказку по картинкам.
Методы: наглядный, игровой, практический
Ход занятия
Педагог:
Рассмотрим картинки. Угадаем, как называется эта сказка. Молодцы! Это русская народная сказка «Заюшкина избушка». Давайте, расскажем сказку (рассказывание сказки с опорой на наглядность).
Жили-были и. Построили . У домик лубяной, а у .
Пригрело и наступила
Изба растаяла и превратилась в . Попросилась лиса к зайцу, да и выгнала его из дома. Сидит плачет.
Бежит мимо и спрашивает: «Что случилось?». Зайчик отвечает: «Попросилась ко мне в и выгнала меня из дому, вот сижу и плачу ». говорит: «Я тебе помогу,выгоню лису из твоего дома». А лиса не выходит и не смогла собака помочь и убежала.
Идёт , и тоже не смог помочь. Мимо идёт с косой как закричит: «Уходи , , вон несу косу , чтоб тебя посечи!» Испугалась она и убежала в лес.
Аи стали жить-поживать в припеваючи!
Игра – физминутка «Найди героев сказки» (работа с картинками)
Педагог: Молодцы! А теперь, смоделируем её графически.
Рисуем таблицу (приложение 1). Мини - выставка графических работ детей.
Педагог: У лисички растаял дом. Давайте, ребята, слепим новый дом из счётных коричневых палочек .Это будет лубяной дом. Конструирование «Построим лубяной дом лисе». Она будет нам очень рада!
Все вместе садятся за стол пьют чай с баранками и с малиновым вареньем. Итог проводится во время чаепития за дружеской беседой.
Приложение №1
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»
Цели и задачи:
Ø Учить связной речи с опорой на наглядность и моделировать сказку графически.
Ø Развивать связную речь.
Ø Воспитывать любовь к животным через сказку.
Материалы и оборудование: Фломастеры, линейка, ластик, напольный конструктор «Лего», дощечки, картинки. Баранки на каждого ребенка, чай с малиновым вареньем.
Тип занятия: занятие-игра
Организационный момент: Слушание музыки «Времена года». Давайте отправимся в тридевятое царство в мир сказок. Закроем глазки и слушаем музыку. Откроем глазки. Сегодня мы научимся рассказывать сказку по картинкам.
Методы: наглядный, игровой, практический
Ход занятия:
Педагог: Рассмотрим картинки. Угадаем, как называется эта сказка. Молодцы! Это русская народная сказка «Теремок». Давайте, расскажем сказку (рассказывание сказки с опорой на наглядность).
Стоял в поле . Мимо бежала. Стала она в теремке жить-поживать. Прискакала квакушка, за ней попрыгунчик Стали они жить вм. Затем сестричка и зубами шёлк. Их стало . Пришёл косолапый . Тут не выдержал и развалился. Звери перепугались, разбежались все в разные стороны. А построил новый на радость всем зверям.
Вот и сказке конец! Кто слушал, тот молодец!
Игра – физминутка «Найдите обитателей теремка» (работа с картинками)
Педагог: Молодцы! А теперь, смоделируем её графически.
Рисуем таблицу (приложение 2). Мини - выставка графических работ детей.
Педагог: У лесных зверей развалился дом-теремок. Давайте, ребята ,слепим новый дом – теремок из конструктора «Лего». Конструирование «Построим новый дом» и поместим там зверей. Они будут нам очень рады!
(Мытьё рук теплой водой с мылом). Все вместе садятся за стол пьют чай с баранками и с малиновым вареньем. Итог проводится во время чаепития за дружеской беседой.
Приложение №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkyga_material.docx | 866.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование как метод познания окружающего мира.
Здравствуйте!
За время работы в педагогической деятельности я строю отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и на теории моделирования.
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Решение многих сложных научных и практических задач, относящихся к различным областям деятельности человека, существенно упрощается с помощью моделирования. Теория замещения объектов-оригиналов объектом-моделью называется теорией моделирования. Слово «модель» происходит от латинского «modulus», что в переводе означает «образец». Модель – это некий заменитель объекта, процесса или явления, который в определенных условиях может замещать оригинал, воспроизводя интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала.
Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства. Модель воспроизводит в специально оговоренном виде строение и свойства исследуемого объекта. Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом, образцом, прототипом.
Модели по свойству приблизительны, упрощены и адекватны, по цели учебно-игровые (наглядные пособия, обучающие программы, игры), и имеет существенные преимущества и удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ней и т.д.).
Основным видом нашего моделирования является знаковое моделирование. Знаковым называется моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: графики. Для того чтобы понять структуру оригинала, его свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром и управлять им нам необходима модель.
Основными задачами теории моделирования являются выбор моделей и перенос результатов исследования моделей на оригинал, которые решаются с помощью достаточно общих эффективных методов. В нашем случае, в частности, в качестве заместителей оригиналов модели используются средства общения (язык, письменность, графика и рисование).
На основе проектов (1,11), «Порядок предоставления дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях Томской области» 17 сентября 2007 года в на базе дополнительного образования в Республике Тыва Барун-Хемчикского кожууна, в «Центре детского творчества» была создана группа предшкольного образования, для детей 5-6 лет, не посещающих ДОУ. Организационно-педагогической формой образования, целью формирования основ готовности школьному обучению и создания условий для единого старта в 1 классе. Работаю по модифицировано-адаптированной программе, в режиме кратковременного пребывания.
Ведущей деятельностью дошкольника является – игра. Игры бывают разные по-своему виду и характеру. Я хочу остановиться на играх -занятиях с картинками, на основе сказок, посредством графического моделирования.
По выражению К.Д. Ушинского, «…ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями». Важно обогащать эти ощущения и восприятия через сказки с применением графического моделирования. Сказка неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой с основным видом деятельности дошкольника. Сказочный мир будит и развивает воображение ребёнка. Малыш радуется победам героев, чудесам, огорчается их невзгодам. Под образами животных подразумевается пороки и слабости человека или наоборот положительные качества, представления об уме и глупости, о хитрости и трусости и. т.п. Их легче передать графически, формируя творческие способности, развивая логическое мышление и развитие речи детей. Через сказочный мир и язык графического моделирования в группе «Росток» я создала атмосферу единого понимания, благодаря чему растёт динамика достижений наших детей.
Процесс графического моделирования наиболее эффективный и простой метод познания в воспитании и обучении дошкольников:
-сокращает время обучения, развивает речь
-развивает психические процессы (память, мышление, внимание)
-превращает абстрактные символы в образы
-развивает творческие и способности.
Развивает познавательные способности и эмоциональную сферу ребенка, такие как: сопереживание, сочувствие и эстетические чувства.
Поэтому процесс графического моделирования является наиболее доступным и эффективным способом в сфере учебно-познавательной деятельности дошкольника.
Рассмотрим, теорию моделирования в моей практике.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
Цели и задачи:
- Учить связной речи с опорой на наглядность и моделировать сказку графически.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать любовь к животным через сказку.
Материалы и оборудование: Фломастеры, линейка, ластик, счётные коричневые палочки, дощечки, картинки. Баранки на каждого ребенка, чай с малиновым вареньем.
Тип занятия: занятие-игра
Организационный момент: Слушание музыки «Времена года». Давайте отправимся в тридевятое царство в мир сказок. Закроем глазки и слушаем музыку. Откроем глазки. Сегодня мы научимся рассказывать сказку по картинкам.
Методы: наглядный, игровой, практический
Ход занятия
Педагог:
Рассмотрим картинки. Угадаем, как называется эта сказка. Молодцы! Это русская народная сказка «Заюшкина избушка». Давайте, расскажем сказку (рассказывание сказки с опорой на наглядность).
Жили-были и. Построили . У домик лубяной, а у .
Пригрело и наступила
Изба растаяла и превратилась в . Попросилась лиса к зайцу, да и выгнала его из дома. Сидит плачет.
Бежит мимо и спрашивает: «Что случилось?». Зайчик отвечает: «Попросилась ко мне в и выгнала меня из дому, вот сижу и плачу ». говорит: «Я тебе помогу,выгоню лису из твоего дома». А лиса не выходит и не смогла собака помочь и убежала.
Идёт , и тоже не смог помочь . Мимо идёт с косой как закричит: «Уходи , , вон несу косу , чтоб тебя посечи!» Испугалась она и убежала в лес.
Аи стали жить-поживать в припеваючи!
Игра – физминутка «Найди героев сказки» (работа с картинками)
Педагог: Молодцы! А теперь, смоделируем её графически.
Рисуем таблицу (приложение 1). Мини - выставка графических работ детей.
Педагог: У лисички растаял дом. Давайте, ребята, слепим новый дом из счётных коричневых палочек .Это будет лубяной дом. Конструирование «Построим лубяной дом лисе». Она будет нам очень рада!
Все вместе садятся за стол пьют чай с баранками и с малиновым вареньем. Итог проводится во время чаепития за дружеской беседой.
Приложение №1
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»
Цели и задачи:
- Учить связной речи с опорой на наглядность и моделировать сказку графически.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать любовь к животным через сказку.
Материалы и оборудование: Фломастеры, линейка, ластик, напольный конструктор «Лего», дощечки, картинки. Баранки на каждого ребенка, чай с малиновым вареньем.
Тип занятия: занятие-игра
Организационный момент: Слушание музыки «Времена года». Давайте отправимся в тридевятое царство в мир сказок. Закроем глазки и слушаем музыку. Откроем глазки. Сегодня мы научимся рассказывать сказку по картинкам.
Методы: наглядный, игровой, практический
Ход занятия:
Педагог: Рассмотрим картинки. Угадаем, как называется эта сказка. Молодцы! Это русская народная сказка «Теремок». Давайте, расскажем сказку (рассказывание сказки с опорой на наглядность).
Стоял в поле . Мимо бежала. Стала она в теремке жить-поживать. Прискакала квакушка, за ней попрыгунчик Стали они жить вм. Затем сестричка и зубами шёлк. Их стало . Пришёл косолапый . Тут не выдержал и развалился. Звери перепугались, разбежались все в разные стороны. А построил новый на радость всем зверям.
Вот и сказке конец! Кто слушал, тот молодец!
Игра – физминутка «Найдите обитателей теремка» (работа с картинками)
Педагог: Молодцы! А теперь, смоделируем её графически.
Рисуем таблицу (приложение 2). Мини - выставка графических работ детей.
Педагог: У лесных зверей развалился дом-теремок. Давайте, ребята ,слепим новый дом – теремок из конструктора «Лего». Конструирование «Построим новый дом» и поместим там зверей. Они будут нам очень рады!
(Мытьё рук теплой водой с мылом). Все вместе садятся за стол пьют чай с баранками и с малиновым вареньем. Итог проводится во время чаепития за дружеской беседой.
Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнае...
Конспект занятия по познанию окружающего мира в ясельной группе. Тема: «сказка в гостях у ребят»
в гости к ребятам пришёл Колобок!!!...
Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников....
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
Тема для самообразования, проектной деятельности с детьми дошкольного возраста....
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ.
В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол...
Моделирование-как метод познания
Презентация для педагогического совета...
Значения экскурсий в природу как метода формирования здорового образа жизни и исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.
Из опыта работы по формированию здорового образа и исследовательских умений во время экскурсий в природу....