«Маленький, да удаленький».
классный час (3 класс)

Набиркина Елена Владимировна

Классный час о значении и ценности труда в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_da_udalenkiy.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

  Классный час в 3 классе «Маленький, да удаленький».

(Классный руководитель: Набиркина Е.В.)

Цель: раскрыть значение и ценность труда в жизни человека.
Задачи: привлечь внимание детей к добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся;
- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;
-способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность;
- побуждать детей к развитию трудовых навыков и самовоспитанию.

                                              Ход

     Сегодня в нашем классе собрались ребята, которых называют маленькими помощниками. Скажите, когда вас так называют?

     Есть русская пословица  «Маленький, да удаленький». Что это значит?

    Поразмышляем  о том, как надо поступать, чтобы о вас говорили: «Маленький, да удаленький».

     С давних времён на Руси, как правило, в семье было много детей. Родители с малых лет приучали своих детей к труду,  каждого учили помогать в доме, в поле, на огороде.

     У каждого ребёнка в семье были свои обязанности: кто из колодца носил воду, кто сухие дрова к печи подносил и золу из печи выгребал, девочки бельё полоскали, доили коров, коз; мальчики знали и умели распрячь, напоить и накормить коня. Дел было много, и без помощников родители не смогли бы всё успеть сделать. Растили помощников с колыбели, напевая такие песни: …………

Ты расти, расти, расти,

Набирайся сил во сне.

Доброго тебе пути,

Станешь ты опорой мне.

Баю-баю, мой малыш,

В колыбели  крепко спишь.

А ещё, сынишка, знай:

Стыдно, коли ты лентяй.

Засыпай-ка, засыпай,

Баю-бай, баю-бай.

     О труде можно было услышать в пестушках, потягушеньках.  Дети понимали, что хвалят тех, кто трудится. Послушайте такие песенки в исполнении….

Иван, Иван,

Вырывай бурьян,

Чтобы росла репка

Сладкая да крепкая,

Чтобы вырос огурец,

Длинноусый молодец.

     Загибали на ручке малыша пальцы и при этом пели потешку о братьях – помощниках:

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашку варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

   Какие обязанности были у старшего брата и двух средних? Сироту обычно брали в семью родственники, и он  наравне со всеми имел обязанности: «Гришка – сиротка кашу варил». Даже маленькому Тимошке нашлось дело. Представим, как он мог потешать своих старших братьев. Аудиозапись потешки «Капустка».(Дети выполняют движения)

Все дети трудились, не перекладывали свои обязанности на других, заботились друг о друге. А как учили тех, кто позволял себе лениться, узнаем из следующей потешки.

Чи-чи-чи, сорока,

Чи-чи-чи, белобока,

На печке сидела,

Кашку варила,

Деток кормила:

Петьке – больше,

Вовке – меньше.

     Как вы думаете, почему Петя получил больше каши, а Вова – меньше? По труду и награда.

     Не любили лентяев на Руси, над ними смеялись, их укоряли. Послушайте…

Проснулась Марьяна не поздно, не рано.

Люди косить, а она – голову мочить.

Люди грести, а она – косу плести.

Люди жать, а она – на меже лежать.

А обедать пойдут, и она тут как тут.

   

 Аудиозапись «Сорока – белобока»

   

  Того, кто не выполнял свои обязанности, называли лодырями. И поучали, оставляя голодными: хочешь есть калачи - …( не сиди на печи)

    Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

    Конкурс. Подбери пословицу к иллюстрации. (Презентация «Пословицы»)

   Послушайте сказку, которую сочинил … к пословице …

«Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок».

     Посмотрим сказку «Мороз Иванович» (инсценирование). Чему учит сказка?

   Приучайте себя к труду, чтобы о вас говорили окружающие: «Мал золотник, да дорог».

   Посмотрите ещё на одну иллюстрацию к пословице. Назовите эту пословицу. (Мала пчела, а и та работает»)

    Иногда ребята думают: « Я ещё маленький, мне рано работать. Вот вырасту…»

    Правильно ли думают ребята? Если так рассуждать, то руки у таких детей останутся неумелыми. А для умелых рук всегда найдётся дело. Так считают …

Всегда найдётся дело умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

Цыплёнка надо напоить,

Котёнка надо накормить,

И посуду, и посуду перемыть.

Всегда найдётся дело умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

А тот, кто дела не найдёт,

Пускай скучает целый год

И лентяем, и лентяем прослывёт.

Всегда найдётся дело умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

И грядки надо поливать,

И куклу надо одевать,

И картинки, и картинки рисовать.

Выставка детских работ: «Умелые руки не знают скуки».

Проверим, что ещё умеют ваши руки. Я назову предмет, а вы покажите, как им правильно пользоваться.

Веник.

Утюг.

Швабра.

Грабли.

Скалка.

     Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Послушайте, к чему вас призывают…

1. Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,

Нетрудно, а все-таки надо уметь.

За что ни возьмись, нужно мастером стать

И дело любое уметь выполнять!

2. Сломалась игрушка - умей починить,

А новую сам научись смастерить,

Недаром ребятам смекалка дана,

Во всем и везде помогает она.

3. Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок,

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

        Закончите фразы:

Я понял…

Мне захотелось…

      Дорогие ребята! Пока вы школьники, и главный ваш труд – это хорошая учеба, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслуживать, помочь друзьям и близким.

Труд – это источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Трудолюбивый человек всегда заслуживает уважения окружающих. И у каждого человека есть свои определенные обязанности, которые надо выполнять самому, а не перекладывать на другого человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Классный час "Маленькое дело лучше большого безделья"

Классный час посвящен воспитанию трудолюбия....

Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

"Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры" (Сказка «Теремок» на новый лад) 2 класс

Занятие внеурочной деятельностью «Детский музыкальный театр»...