Исследовательский проект «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Козлова Любовь Александровна

Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам:  « В завтраке – сила!», « Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», « Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект39.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 4» ЭМР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальный конкурс проектов «Хочу все знать!»

Исследовательский проект

«Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека»

                       Авторы проекта:

                                    учащиеся 2а и 3а класса

                         МБОУ СОШ № 4

                                  Руководители проекта:

                                                    Козлова Любовь Александровна,

                                                        Савенкова Наталья Александровна

                                          учителя начальных классов

                        МБОУ СОШ № 4

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

1.1. Актуальность темы проекта

1.2. Гипотеза проекта.

1.3. Цель и задачи проекта.

1.4. Вид проекта.

2. Организационный этап проекта.

3.Теоретический этап проекта.

  1. В завтраке – сила!»
  2. Значение слова «завтрак»
  3. Зачем нужен завтрак?
  4.  Польза завтрака.
  5. Режим питания школьника.
  6. Исследование данного вопроса.
  7. Как устранить выявленные проблемы?

4. Практический этап проекта.

4.1. Исследовательская работа по теме проекта.

5. Заключение.

6. Рефлексия

7. Информационно-методическое обеспечение

 8. Приложение

  1. Введение

   …Тому на пользу мой совет пойдет,

    Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

                Авиценна.

Мы, учащиеся МБОУ «СОШ№4» очень часто в школе и по телевидению   слышим о том, что надо вести здоровый образ жизни. Это значит, соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек.  

Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам:  « В завтраке – сила!», « Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», « Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?

          Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести собственное исследование «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?»  Так была написана эта работа, цель которой: изучение влияния завтрака на здоровье человека.

Для   реализации   поставленной   цели необходимо   решить следующие задачи:

  • осуществить поиск материалов по теме исследования (справочники, энциклопедии, художественная литература, Интернет);
  • провести анкетирование одноклассников, с целью выявления количества учащихся, завтракающих дома и в нашей школьной столовой;
  • собрать и обработать данные анкетирования;
  • оформить информационный буклет  «Берегите свое здоровье!»
  • оформить книжку-малышку  «10 рецептов вкусной и весёлой пищи»;
  • выработать рекомендации и советы для утреннего приема пищи.

Гипотеза исследования:

  1. Предположим, что завтрак выдумали взрослые, чтобы соблюдать этикет питания.
  2. Допустим, что завтракать нужно только тогда, когда хочется кушать,  и есть на завтрак только то, что нравится.

Объект  исследования: завтрак.

Предмет  исследования:  правильное  питание учащихся начальных классов.

Методы исследования:

  • теоретическое исследование;
  • анкетирование учащихся,  фото – фиксация;
  • собеседование;
  •  наблюдение;
  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение.

Актуальность

Изучая данный вопрос в Интернет-сети, в энциклопедической, научно-популярной литературе, мы выяснили, что питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии.

В ходе Всероссийской диспансеризации было выявлено, что здоровье российских школьников в последнее десятилетие значительно ухудшилось.

Было осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей  до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период:  снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по  классам болезней:

  • болезни органов пищеварения - 35%;
  • болезни костно-мышечной системы - 26%;

Болезни органов пищеварения, прежде всего,  связаны с состоянием питания школьников.

Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с усложнением школьных программ, нередко приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания детей. Пищевой рацион школьников должен соответствовать всем энергетическим потребностям, связанным с ростом организма детей.

Актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её  составляющих - это завтрак.

•    Вид проекта:

- по  содержанию  (исследовательский, информационный);

- по комплектности (межпредметный);

- по    количеству    участников    (групповой);

-  по продолжительности: октябрь 2017г. – ноябрь 2017г.

2. Этапы проекта и ожидаемые результаты.

1 этап - организационный (распределение обязанностей в группе);

• 2 этап - теоретический;

« В завтраке – сила!»

Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Его питание должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решении данного вопроса занимает завтрак. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  Министр здравоохранения Саратовской области считает: «Показатели здоровья школьников за последнее десятилетие ухудшились. Это очень четко, хотя и не в полном объеме, показала проведенная диспансеризация».

Значение слова «завтрак»

Изучив  словарь  русского языка, мы  пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:

•        Из толкового словаря  русского языка  Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. мы узнали, что ЗАВТРАК:

  1. Утренняя еда.

  2. Пища, приготовленная для утренней еды.

В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат) - «утренний обед».

В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан) - «утренний рис».

А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».

В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».

         Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу! Завтрак  — первый дневной приём пищи, утренняя еда. Также, завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие! Нам стало интересно, а так ли важен завтрак? Наверное, неспроста  гласит старая мудрая русская пословица: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!»

Зачем нужен завтрак?

Работая с научной литературой, мы узнали: наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают – восстанавливаются, рождают новые клетки.

Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый.

Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами –   белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!

Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Польза завтрака

Британские ученые выяснили, что люди, которые по утрам не завтракают, более подвержены таким заболеваниям, как простуда и грипп. В особенности это касается зимнего времени, когда организм  ослаблен.

По статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак – это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работая с интернетом,  мы открыли  для себя много интересных фактов о завтраке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Режим питания школьника

Нам стало интересно, а когда и как завтракают наши сверстники и другие ученики начальных классов?

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

• 3 этап - практический

Исследовательская работа по теме проекта

Мы  провели исследование  питания детей школьного возраста.  Как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?  С вопросами мы обратились к заведующей школьной столовой  Нагибиной Юлии Николаевне.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

В ходе практической деятельности, мы провели анкетирование наших одноклассников (были опрошены 60 человек), результаты которого представлены в диаграммах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

По данным анкетирования, можно сделать выводы:

  • Большинство опрошенных обучающихся (87%) хотят питаться правильно, 78% учащихся считают, что завтрак необходим.
  • 80% учащихся начальной школы завтракают дома. Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
  •  Некоторые ребята не всегда  завтракают по разным причинам: спешат в школу, не желают завтракать.
  • 53% учащихся имеют совместный семейный завтрак.
  • У 50% опрошенных завтрак состоит из бутерброда и горячего напитка. И только 27% учащихся имеют полноценный горячий завтрак.
  • Хотя в школе у нас вкусное и полезное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд. Половине ребят, участвующих в анкетировании, не нравится школьный завтрак.
  • Больше всего учащимся 2-3 классов нравятся бутерброды, их отметили 77%, а меньше всего каши – 35%.
  • 43% учащихся едят 3 раза в день, хотя в нашем возрасте должно быть 4-5 приемов пищи.
  • Из беседы с классным руководителем и школьным медработником мы узнали, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.

Мы  взяли  интервью у нашего  школьного медработника Зверевой Ольги Альбертовны по данной проблеме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

•    4 этап - итоговый

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась.  Она рассыпалась, не дойдя до финала нашего исследования. Согласитесь, мы ни разу не произнесли  «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учащихся начальной школы понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.

        Вторую  гипотезу мы бы отнесли к режиму питания. Воспитывать это нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольники знают о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

Значит, не зря наши родители заставляют нас кушать по утрам. Мы поняли, что завтрак - это  молодость, энергия, малый риск заболеваний, здоровые зубы, успеваемость! Теперь ни одно утро у нас не обходится без завтрака.

Итоги нашего проекта:

  • Обратили внимание родителей  и  учащихся   на рацион  питания детей.
  • Рекомендовали детям два завтрака. Познакомили родителей и учащихся с информационным буклетом.
  • Провели для учащихся начальных классов беседу  «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека?».

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 а

  • Рекомендовали школьным поварам и родителям познакомиться с книжкой – малышкой «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ».
  • Цель нашего проекта достигнута.

Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость! Начните завтракать уже завтра! Лучше «завтрак съесть  самому и не отдавать врагу!»

Рефлексия

В результате нашего исследования, сотрудничая в группах, мы достигли поставленной цели и пришли  к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то наше поколение будет более здоровым. Школьный завтрак необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение.

Мы затронули пока только эту проблему «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно, это станет темой нашего следующего исследования.

Вашему вниманию предлагаем познакомиться с информационным буклетом для  учащихся  «Берегите свое здоровье!»

 ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Выпустили стенгазеты «Правильное питание- залог здоровья», «Быть здоровым – это здорово!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

А чтобы ребята с удовольствием завтракали – предлагаем  книжку-малышку «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ»,  которая  поможет родителям, поварам и нам самим  приготовить завтрак и получить не только  удовольствие, но и пользу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
  2. Бердышев С.Н. «Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. М: «ФИПОЛ КЛАССИК», 2002.
  3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989.
  4. Каневская Л.Я. «Питание школьника», М: «Медицина», 1989.
  5. Могильный Н.П., Ковалёв В.М. Этюды о питании. Скатерть – самобранка – М.:    Книга, 1991.
  6. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
  7. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.
  8. Журнал « Здорово, здорово» № 3, 2009г.
  9. Журнал « Как правильно питаться» М: Медицина,1986г.        

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. ВИКИПЕДИЯ.
  2. rutube.ru/tracks/1770962.html
  3. www.kabanik.ru/page/interesting-facts-about…
  4. Кулинарные книги  Гастрономов(http://  www.gastronom.ru/)
  5. www.vseblogi.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Зачем нужен завтрак?"

 Мы, Кравченко Елена и Тебнева Ксения, учимся  в четвёртом классе во вторую смену. Каждое утро, уходя на работу, родители готовят нам завтрак и часов в 9 мама или папа звонят домой и задают постоянный...

Исследовательский проект "Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов"

Этот материал можно использовать в проектной деятельности начальной школы...

Исследовательский проект "Зачем нужен завтрак школьнику?"

   Актуальность проблемы питания школьников в настоящее время очень велика. Это доказано многими исследованиями, которые постоянно проводятся. Одна из её составляющих - это завтрак....

Визитная карточка исследовательского проекта "Зачем нужен завтрак школьнику?"

    Визитная карточка исследовательского проекта "Зачем нужен завтрак школьнику?" поможет в краткой форме ознакомиться с основным содержанием, результатами и ресурсами, которыми мы по...

Роль режима труда и отдыха для сохранения здоровья человека (кл.час)

Классный час посвящен здоровью человека. На классном часе учащиеся знакомятся с правилами составления режима дня и  составляют режим дня в совместной деятельности  с учителем....

Исследовательская работа "Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека?"

  Питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной медицины. Истоки этих болезней следует искать в детском возрасте. Болезни органо...

Исследовательский проект: «Современная спортивная площадка - шаг к здоровому образу жизни»

Исследовательский проект: «Современная спортивная площадка- шаг к здоровому образу жизни»...