Воспитательная система класса "Шаг за шагом"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Материал полезен в воспитательной работе учителям начальных классов. Сейчас это особенно актуально, т.к. сам президент В.В.Путин отметил, что приоритетной задачей воспитания является формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом. А министр просвещения РФ Сергей Кравцов добавил: «Данный законопроект возвращает воспитательную работу в общеобразовательные учреждения; не только семья, но и школа должна воспитывать будущего гражданина нашей страны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_za_shagom.docx | 705.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 69»
Воспитательная система класса
(1 – 4 класс)
«Шаг за шагом»
Автор-разработчик:
Кутырева Валентина Андреевна
учитель начальных классов
Нижний Новгород
2020
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Обоснование
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.
Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.
При создании данной воспитательной среды учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, школа с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами стали:
- духовно-нравственное развитие;
- ежедневное повышение уровня культуры;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- здоровьесбережение школьника;
- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.
Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.
Многолетний опыт работы с детьми этого возраста показывает, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» стало главным в нашем классе. Есть у нас и другие правила дружбы, которые принимали все ученики нашего класса:
- не злись;
- не зазнавайся;
- не обижай слабого и младшего;
- учись договариваться, а не драться (решай вопросы не с позиции силы, а с позиции ума);
- каждый день делай хоть какое-нибудь доброе дело и др.
По этим правилам живут ученики нашего класса уже 3 год. Заметны перемены в отношениях: почти не стало драк, исчез повышенный тон в общении, большинство научились работать в парах, группах, дети в основном могут договариваться, они постепенно становятся более самостоятельными, почти перестали плакать, любят выполнять различные поручения, все вопросы решают с позиции добра и т.д.
Родители, дети, учитель работают в единстве. Много добрых дел совершают они в классе, школе, дома. Основная идея нашего сотрудничества – всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас становился лучше.
Целеполагание
Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;
2) воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;
3) приобщать к здоровому образу жизни;
4) создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;
5) способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).
Концептуальные основы системы
При создании воспитательной системы «Шаг за шагом» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».
Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.
Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.
В основе воспитательной системы «Шаг за шагом» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:
- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.
- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;
- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;
- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.
- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.
Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.
В воспитательной системе класса выделены следующие направления:
Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).
- Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).
- Воспитание культуры обучения. НОУ, предметные олимпиады, конкурсы
Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).
- Воспитание семейной культуры.
- Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
- Этическое и эстетическое воспитание
Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).
- Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.
Социальное.
- Профилактическое:
- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Аналитическая часть
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
1. Социальный статус класса (класс как социальная группа)
В классе 14 мальчиков: 5 человек 2009 года рождения, а 9 человек – 2010 года рождения. Класс особый, дети с ограниченными возможностями здоровья. Три мальчика с диагнозом: расстройство аутистического спектра, где у одного из них под вопросом ещё один диагноз: лёгкая умственная отсталость; один ребенок- слабослышащий (тугоухость), у остальных задержка психического развития. К учебным занятиям ребята относятся ответственно и являются довольно работоспособными.
Начиная с первого класса, среди учащихся выделились две микрогруппы.
Первая группа – дети ходили в один детский сад. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе.
Вторая группа – дети, которые пришли в класс из других школ или из других классов. Это происходило в течении 1, 2 классов. Их шесть человек. Многие из них успешно влились в классную группу и нашли друзей.
В первом классе отношения между детьми были более сложными, часто вспыхивали конфликты, ссоры, и даже драки. В настоящее время в результате совместной работы учащихся, классного руководителя, педагогов, родителей прослеживается динамика развития классного коллектива. В классе сложились доброжелательные отношения, открытой агрессии в поведении отдельных учащихся уже не наблюдается. Учащиеся стали более терпимы друг к другу. Общение большинства ребят строится на принципе сотрудничества и взаимной поддержки. В классе есть работоспособный актив, но явного лидера нет, «отвергнутых» тоже нет. Обособленно в классе держится только один ученик в силу своего заболевания (РАС и легкая умственная отсталость)
Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке, готовят рабочее место к уроку и т. п.
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
Учащиеся всегда информированы о том, что происходит в школе. Класс проявляет большой интерес к внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, заучивают стихотворения для мероприятий; совместно с родителями готовят поделки и открытки для конкурсов. Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.
У всех ребят условия воспитания в семье отвечают социальным требованиям. Отношение родителей к своим детям ответственное и доброжелательное. Все родители посещают родительские собрания, прислушиваются к рекомендациям специалистов в школе.
2. Учебная деятельность
Высокий уровень учебной мотивации имеют 3 ученика, они осознают важность и необходимость учения, охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с интересом относятся ко всем предметам. Эти мальчики быстро включаются в учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание произвольное, может работать с материалом недостаточно интересным, но важным на данном этапе урока. Темп деятельности познавательной активности выше среднего показателя класса. Новый материал запоминают быстро и прочно, умеют сравнивать, классифицировать, находить существенные признаки. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль.
Средний уровень учебной мотивации имеют 7 человек. Это учащиеся, которые осознают важность и необходимость учения, но с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Но они не всегда могут работать самостоятельно. Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части детей с нарушениями звукопроизношения. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо.
Низкий уровень учебной мотивации у четырёх учащихся. У этих ребят нет особого интереса к учебе. Внимание непроизвольное. Познавательно - ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данные ученики быстро утомляются, чаще других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы.
3. Знание и соблюдение культуры поведения и воспитания учащихся класса
За два с половиной года обучения в школе дети в основном научились обслуживать себя самостоятельно:
- приходить вовремя в школу;
- здороваться с учителями и одноклассниками, родителями;
- готовиться к уроку;
- правильно вести себя на переменах;
- аккуратно одеваться и раздеваться;
- следить за своим рабочим местом и др.
Но не у всех это получается, поэтому командир класса или дежурные напоминают им об этом.
Поведение учеников также бывает разным. Есть дети, у которых сформировалась позиция ученика: они ведут себя хорошо на уроках и в перемену, вежливо общаются с одноклассниками, доброжелательные, умеют договариваться. Есть дети, которым надо постоянно напоминать, объяснять, рассказывать на примерах, что и как надо делать в школе и зачем они сюда пришли. Такие дети эмоционально неустойчивы, нервничают, плачут, порой грубят одноклассникам и учителям. Большую помощь в воспитании таких учеников оказывают лидеры класса, дежурные, учитель и родители.
4. Здоровье
В результате медицинских обследований, было выявлено, что в классе 9 человек могут заниматься в основной группе здоровья, а 5 человек – в подготовительной, из них два ученика инвалида: один с РАС, другой по тугоухости.
Есть различные отклонения в здоровье учащихся: нарушение осанки, сколиоз, глазные заболевания, остеохондроз, неврология, заболевания пищеварительной системы, есть гиперактивные дети, есть дети с замедленной реакцией. Абсолютно здоровых детей практически в классе нет.
Посадка детей за парты осуществляется исключительно по рекомендациям врача, проводятся работы по профилактике различных заболеваний: проветривание кабинета по графику; влажная уборка каждый день; генеральная уборка родителями кабинета 1 раз в неделю; физкультминутки на уроках; различные виды гимнастик и зарядок в течении дня (для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, и др.)
5. Педагогические выводы
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;
- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;
- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;
- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;
- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения;
- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.
Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.
Модель ученика – выпускника начальной школы
(в соответствии с ФГОС)
Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:
- ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
- ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
- ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
- ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Внешние и внутренние связи
и отношения воспитательной системы класса
При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.
Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Шаг за шагом»
- Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
- Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
- Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают шефы из 7-го класса, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
- Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог, логопед тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
- Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
- Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.
Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.
Социальный партнёр | Формы совместной деятельности |
1) Школьная библиотека, детская районная библиотека | Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д. |
2) Спортивные учреждения | Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи. |
3) Театры, кинотеатры, выставки, музеи | Акции, праздники, классные часы |
4) Общественные организации | Акции, выставки, слёты, олимпиады |
Механизм функционирования воспитательной системы класса
На первой ступени работы воспитательной системы в классе были приняты совместные правила школьной жизни. Их обсуждали все: учитель, ученики, родители. Дети в процессе проектной деятельности оформили эти правила в виде стенгазет и назвали их «правилами дружбы» (см. рисунки).
Свою школьную жизнь ученики стали сверять с этими правилами. На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов: инсценирование, выпуск «Молний», выступления на классном часу и т.д. На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.
Воспитательная работа в классе ведётся по 5 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.
Диагностические исследования учащихся 1 – 2 класса
В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Это было необходимо для выстраивания каждому ученику коррекционной и дидактико-воспитательной работы.
Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:
- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;
- сформированность коллективистических отношений в классе;
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.
В процессе диагностики у учащихся 1, 2 классов (сентябрь – октябрь, май) были рассмотрены следующие параметры:
- развитие вербально-логического мышления;
- установление логических связей;
- уровень концентрации внимания;
- память, речь;
- степень произвольной регуляции поведения;
- уровень волевой готовности;
- самооценка;
- саморегуляция;
- тревожность;
- агрессия;
- психологический климат семьи.
Данные исследований следующие:
Диаграмма 1. Уровень вербально-логического мышления учащихся (в %)
На диаграмме 1 видно:
- по сравнению с 1-м классом вырос процент учащихся с выше среднего и средним уровнем вербально-логического мышления;
- процент детей с низким и очень низким уровнем развития вербально-логического мышления уменьшился во 2 классе, но он всё-таки сохраняется. У этих детей преобладает наглядное мышление, объём знаний об окружающем мире находится на бытовом уровне. Логическое мышление развивается с трудом.
Диаграмма 2. Оценка успешности учащихся (в %)
На диаграмме 2 видно:
- процент учащихся с высоким уровнем успешности в учебе вырос незначительно: дети легко учатся, хорошо развиты мыслительные операции;
- значительно вырос – 3 уровень: дети также успешны, но, чтобы стать отличниками, нужно приложить усилия;
- несколько снизился процент учащихся, отнесенных к 2 и 1 уровню успешности: дети с педагогической запущенностью, им труднее даётся обучение.
Таблица 1. Исследование самооценки учащихся
Уровень самооценки | Сентябрь 2018 год | Май 2019 год | Сентябрь 2019 год | Март 2020 год |
завышенная | 5 % | 5 % | 5 % | 4 % |
в норме | 76 % | 69 % | 73 % | 78 % |
заниженная | 19 % | 17 % | 18 % | 15 % |
низкая | 0 % | 9 % | 4 % | 3 % |
Из таблицы 1 видно:
- подавляющее большинство учащихся имеют адекватную самооценку;
- снизился процент учащихся, имеющих заниженную самооценку.
Таблица 2. Исследование саморегуляции
Уровень саморегуляции | Сентябрь 2018 год | Май 2019 год | Сентябрь 2019 год | Март 2020 год |
в норме | 48 % | 58 % | 60 % | 61 % |
ниже нормы | 33 % | 25 % | 25 % | 26 % |
низкая | 19 % | 17 % | 15 % | 13 % |
Из таблицы 2 видно:
- намечается рост уровня саморегуляции учащихся;
- снизился процент учащихся, имеющих уровень саморегуляции ниже нормы и низкий.
Таблица 3. Исследование школьной тревожности
Тревожность | Сентябрь 2018 год | Май 2019 год | Сентябрь 2019 год | Март 2020 год |
+ (есть) | 19 % | 21 % | 20 % | 19 % |
- (нет) | 81 % | 79 % | 80 % | 81 % |
Из таблицы 3 видно:
- у подавляющего большинства учащихся отсутствует уровень школьной тревожности;
- процент учащихся, испытывающих школьную тревожность несколько снизился и является невысоким.
Таблица 4. Наличие агрессии
Агрессия | Сентябрь 2018 год | Май 2019 год | Сентябрь 2019 год | Март 2020 год |
+ | 19 % | 20 % | 19 % | 18 % |
- | 81 % | 80 % | 81 % | 82 % |
Из таблицы 4 видно, что агрессивное поведение имеет положительную динамику к снижению.
Таблица 5. Исследование психологического климата семьи
Климат | Сентябрь 2018 год | Май 2019 год | Сентябрь 2019 год | Март 2020 год |
АДК | 57 % | 55 % | 56 % | 58 % |
НПТД | 38 % | 34 % | 33 % | 32 % |
П\Т, СРК | 5 % | 11 % | 11 % | 10 % |
АДК – адекватный климат в семье,
НПТД – недостаток психологической теплоты дома,
П\Т – психологическая травма,
СРК – социально-ролевой конфликт
Из таблицы 5 видно:
- в 58% семей - адекватный климат в семье;
- намечается положительная динамика к снижению процента семей с недостатком психологической теплоты дома;
- неустойчивый показатель семей с социально-ролевым конфликтом.
Диаграмма 3.
Исследование коммуникативной компетенции учащихся (в %)
На диаграмме 3 видно:
- большинство учащихся имеет компетентный характер коммуникативной компетенции;
- намечается рост процента учащихся с компетентным характером коммуникативной компетенции.
Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху, без зависимости. Из данного исследования можно сделать вывод, что дети не всегда общаются «на равных», уверенно, бывают агрессивные выпады, оказывающие давление, и пассивное отношение к какой-либо ситуации, и заискивающие взаимоотношения.
Хотя основная масса детей способна участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполнять разные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.
Анализ диагностических результатов позволяет сделать следующие выводы.
1. Обучающиеся класса имеют недостаточный уровень сформированности базовых ключевых компетенций.
2. По сравнению с 1-м классом у учащихся наблюдается положительная динамика личностного развития.
3. Не все родители обладают достаточным уровнем педагогической культуры.
На основании сделанных выводов выявлены противоречия:
1. Между требованиями ФГОС и уровнем готовности учащихся класса к достижению поставленных целей и задач.
2. Между уровнем педагогической культуры родителей и требованиями ФГОС.
Проведённая диагностика показывает, что несмотря на выявленные противоречия, воспитательная система работает и даёт положительные результаты. Воспитательная система является открытой и в процессе перехода от одного этапа к другому происходит её коррекция и изменение в соответствии с требованиями ФГОС .
Этапы функционирования воспитательной системы класса
Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:
- проектирование (или прогнозирование);
- становление;
- успешное функционирование;
- совершенствование.
Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа зависит от особенностей класса, возможностей и способностей детей и может совпадать или не совпадать с продолжительность учебного года.
Этап 1 «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
(сентябрь 2018 – май 2019 г.)
- знакомство с учениками класса, изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей;
- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;
- определить общие цели, перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Этап 2 «Я и мои друзья»
(сентябрь 2019 – май 2020 г.)
- сплочение детского коллектива, укрепление межличностных отношений;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность
- организация работы актива класса;
- формирование традиций класса.
На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.
Этап 3 "Жизнь дана на добрые дела"
(сентябрь 2020 – май 2021 г.)
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- активно развиваются самоуправленческие начала;
- актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело»;
Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.
Этап 4 «Я и большой мир»
(сентябрь 2021 – май 2022 г.)
- находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;
- обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.
Образно работу воспитательной системы «Шаг за шагом» можно представить в виде рисунка. Мы сажаем семена добра (I этап). Всё, что окружает ребёнка, взращивает эти семена, и появляется небольшой росток (II этап). Мы продолжаем ухаживать за этим ростком, и вот - это уже небольшое деревце (III этап). Затем оно становится выше и крепче (IV этап). Но так как наша система открытая, то в последующих классах надо продолжать ухаживать за этим деревцем, и оно наполнит мир красотой, радостью, добром.
Годовой цикл мероприятий
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
(сентябрь 2018 – май 2019 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - раскрытие творческого потенциала каждого учащегося; - формировать любознательность, интерес к знаниям. | Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса. "Мы уже писать умеем" - поздравительная открытка "Кто лучше считает?" - математический ринг "Клуб Почемучек" - поисковая деятельность |
Общекультурное | - изучить правила поведения, обязанности и права школьника - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | День Знаний «Здравствуй школа» «Правила поведения в школе» "Содержи в порядке книжки и тетрадки" - беседа Конкурс рисунков на асфальте. Экскурсия в природу «По тропинке осени» "Помоги братьям меньшим" - акция " Помощь зоопарку" "Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" "Картинная галерея" - путешествие в мир творчества "Алло, мы ищем - таланты!" - час творчества |
Духовно-нравственное | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | Районный конкурс «Восславим женщину – Мать» Районный конкурс рисунков «Мир глазами детей» "Ветеран живёт рядом" - изготовление поздравительной открытки Районный конкурс «Новогодняя открытка» "Достопримечательности нашего города" – фотовыставка Проект «История семьи в истории страны» Городской конкурс «Зимняя сказка» "Символика родного края" - беседа |
Спортивно-оздорови- тельное | - воспитание у учащихся мотивации здорового образа жизни; - воспитание бережного отношения к окружающей среде; - формирование личной ответственности за состоянием здоровья; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | Спортивный праздник для детей с ОВЗ стадион «Полет» Тематические классные часы: «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу», «Подружись с зубной щёткой» и др "Любимая школа - чистая школа" – экскурсия «Здоровье - это жизнь!» - конкурс рисунков "Панорама развивающих курсов"-знакомство со спортивными секциями и кружками в школе "Зимние забавы" - спортивный праздник на природе |
Социальное | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. - воспитывать чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям. | Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе» "День рожденья только раз в году!" - праздник "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" - концерт для мам и бабушек Акция «День пожилых людей» |
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2018 – май 2019 год.
Закончился год обучения в школе. Интересно узнать, что понравилось и запомнилось детям и родителям в этом учебном году, а что их огорчило. Было проведено анкетирование детей и родителей.
Анкета для детей:
- Что тебя радует в школе?
- Что тебя огорчает в школе?
- Какое мероприятие тебе понравилось?
- Твои пожелания на будущий год.
Анкета для родителей:
- Что понравилось в этом учебном году?
- Ваши пожелания на будущий год.
- Какое мероприятие (дело) Вы могли бы провести в следующем году или принять участие в его подготовке?
Ответы на эти простые вопросы помогли убедиться, что воспитательная работа движется в правильном, позитивном направлении.
Сотрудничество учителя, детей и родителей становится важным фактором в создании воспитательного пространства, где царит добро, дружба, уважение, культ знаний, взаимовыручка и взаимопомощь, каждый ребёнок в классе принимается таким, какой он есть.
Но остались проблемы, над которыми предстоит работать на следующем этапе:
- продолжать формировать сознательную дисциплину и культуру поведения, речи учащихся;
- продолжать работу по сплочению коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка.
- осуществлять более тесное взаимодействие семьи и школы.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса мы можем получить следующие результаты:
- социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
- укрепление гражданской позиции;
- стремление к самореализации.
«Я и мои друзья»
(сентябрь 2019 – май 2020 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - раскрытие творческого потенциала каждого учащегося; -формирование чувства «мы». | Проект: «Сочиняем сказки о дружбе». Праздник первой отметки - утренник Экскурсия в шоколадную галерею. Конкурс «Я открываю Н.Н» текст творческой экскурсии «Дорога от дома до школы» |
Общекультурное | - приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой культуры | Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Участие в фестивале среди детей с ОВЗ «Нижегородская краса» Конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Животные лесов России», Новогодний серпантин и др. Фольклорные праздники: «Масленица» и др Конкурс декоративно-прикладного творчества «Свет Рождественской звезды», |
Духовно-нравственное | - воспитывать гордость за свою страну, знать её историю | Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ). Городской мега-проект «Материнская слава» Районный проект «Сыны Отечества» Епархиальный фотоконкурс к дню памяти святых жен-мироносиц Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. |
Спортивно-оздорови- тельное | - формировать понимание значимости здоровья в жизни; | Каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена». «Твой безопасный маршрут в школу»- маршрутный лист |
Социальное | - учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других | Проект: «Живём по правилам дружбы» Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах», «Правила поведения в школе» (выпуск газет, открыток, комиксов). Участие в выставке технического творчества. |
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2019 – март 2020 года.
По окончании второго этапа воспитательной работы было проведено анкетирование детей и родителей. Классный руководитель совместно с родительским комитетом изучили пожелания детей и родителей класса на основании которых были сделаны следующие выводы:
- большинство детей способны осуществлять коллективную творческую и познавательную деятельность, хотя не у всех это получается;
- активное участие в жизнедеятельности класса принимают родители;
- в классе появились традиции: празднование дня именинника, Дня победы, «Дары осени», «Новогодние ёлки» и др.
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса мы должны получить следующие результаты:
- дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
- стремление к самореализации, к самостоятельности;
- приобщение к ЗОЖ;
- раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
- дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
- дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.
Промежуточный анализ 2 этапа воспитательной работы «Шаг за шагом», проведённой во 2 «В» классе (2020 год)
На данном этапе ставились следующие задачи:
- дальнейшее сплочение коллектива класса;
- развитие и формирование самоуправленческих навыков;
- формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
В Ш четверти 2-го класса были проведены промежуточные диагностики:
Диагностическая методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе».
Каждый ученик должен был подготовить один кадр о нашем классе, чтобы получился мультфильм.
Ребята рисовали самостоятельно без подсказок и коррекции учителя. Кадры потом склеиваются, и ребята озвучивают свой кадр. Эта методика позволила получить много информации о классе:
- Какие сцены и факты из жизни класса повторяются;
- Какие имена чаще называются в кадрах мультфильма;
- Какая эмоциональная окраска фильма – злая, добрая, смешная, грустная и др.;
- Какие проблемы поднимает мультфильм.
Мультфильм получился смешным и добрым, без драк, ссор, оскорблений. Ребята рассказывали о своей школьной жизни, какие уроки им нравятся, что любят делать после уроков.
Учащимся предлагалось дома написать сочинение на тему по выбору: «Если б я был бы учителем», «На каких уроках мне не бывает скучно».
Анализ сочинений показал, что многие написали о своих любимых уроках: математики, окружающего мира, физкультуры, ИЗО. Стало понятно, что труднее всех даётся им русский язык. Он требует много сил.
Дети в сочинениях высказали своё доброжелательное мнение о школе.
Методика изучения личности учащегося и коллектива Н. Шишковой.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующую нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка будет низкой.
Было проведено анкетирование учащихся: «Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы достичь успеха».
Отношение к природе |
|
Любознательность |
|
Прилежание |
|
Поведение |
|
Гражданские качества |
|
Оценивание проводится по пятибалльной системе:
5 | всегда |
4 | часто |
3 | редко |
2 | никогда |
1 | другая позиция |
По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет пять оценок. Затем из пяти оценок вновь выводится среднеарифметическое значение. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл | Уровень |
4, 5 – 5 | высокий |
4 – 4, 4 | хороший |
2,9 – 3, 9 | средний |
2 – 2, 8 | низкий |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.
Качества личности | Средний балл | Уровень |
Отношение к природе | 4, 2 | хороший |
Любознательность | 4, 3 | хороший |
Прилежание | 3, 8 | средний |
Поведение | 3, 9 | средний |
Гражданские качества | 4, 6 | высокий |
Сводные данные по классу | 4, 1 | хороший |
Как показывают результаты анкетирования учащихся: у них в основном хороший уровень воспитанности. Дети начинают задумываться о себе, о своём месте в мире, начинают осознавать свой образ, что делают хорошего, плохого, какие у них есть качества характера, какие из них положительные, какие отрицательные, как они относятся к природе, к друзьям, к школе, что интересует их в жизни.
Выводы:
Результаты методик показывают, что дети достаточно нравственно воспитаны, на первом месте по значимости такие ценности, как любовь к родным, Родине, дружба, взаимовыручка, гордость за страну, ответственность за свои поступки.
Коммуникативные навыки также сформированы, дети хорошо общаются между собой. Дети с РАС и ЗПР стали общаться больше в этом году, вместе играть.
Диаграмма 4. Совместная деятельность детей и родителей (в %)
На диаграмме 4 видно:
- снизился процент учащихся, выполняющих домашние задания с родителями;
- вырос процент семей, в которых родители стали интересоваться школьной жизнью;
- вырос процент семей, участвующих в совместных походах, поездках.
Выводы:
Родители стали больше внимания уделять детям, разговаривать о прожитом, вместе ходить в походы. Их интересует классная жизнь.
"Жизнь дана на добрые дела"
(сентябрь 2020 – май 2021 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Экскурсии в школьную библиотеку и детскую областную библиотеку. Игра-путешествие «Космические загадки» |
Общекультурное | - формирование навыков общения, культуры поведения | Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Фольклорные праздники: «Масленица» и др. |
Духовно-нравственное | - формировать гражданско-патриотические качества личности, нравственных представлений о себе в обществе. - учить любить и беречь природу | Участие в конкурсе «Сын. Отец. Отечество». Конкурс пословиц о Родине «Родина — мать, умей за нее постоять». Экскурсия в природу «Весна идет, весне дорогу!» "Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны. «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. |
Спортивно-оздорови- тельное | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | «Воскресный день здоровья» (прогулка в парке всей семьёй). Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома», «Как оказать первую медицинскую помощь» и др. "Полезные привычки" – викторина. "Весёлые старты" - спортивный праздник |
Социальное | - воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность | "Имею право. Мои права" – игра "Жизнь дана на добрые дела" - круглый стол в кругу друзей Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки |
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2020 – май 2021 года будет проведен в мае 2021 года в виде анкетирования и -сочинений, других методик.
Ожидаемые результаты:
- развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
- совершенствование самоуправления в классе;
- привитие ЗОЖ;
- воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
- дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
- раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.
«Я и большой мир»
(сентябрь 2021 – май 2022 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Литературная викторина Предметные олимпиады Цикл бесед «Жизнь замечательных людей» «Книжкины именины» -«Международный день детской книги» |
Общекультурное | Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя. | "Правила хорошего тона" - учебная игра Проводы зимы - праздник "Масленица" "Школьный двор - лучший двор" - трудовая акция Цикл бесед «Государственная символики России» |
Духовно-нравственное | - обучать пониманию смысла человеческого существования - воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине. | "Сделай мир добрее" - акция Конкурс фотографий «Зову тебя Россиею, единственной зову» Помоги пернатым друзьям – акция. Проект: «Прекрасен мир в глазах ребёнка» (выставка фотографий и рисунков, газет). Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. |
Спортивно-оздорови- тельное | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Береги здоровье смолоду" - конкурс семейных плакатов. "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" - театрализация |
Социальное | Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять. | "Сотвори солнце в себе" - акция добра Цикл бесед «Они отстояли победу» Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки |
На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:
- конкурсы,
- проекты,
- КТД,
- встречи,
- игры,
- концерты,
- экскурсии,
- творческие мастерские,
- психологические тренинги (тимбилдинги),
- дебаты,
- диспуты и т.д..
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2021 – май 2022 года будет проведен в мае 2022 года в виде анкетирования, сочинений и творческих работ, с использованием методик Н.Шишкиной и др..
Ожидаемые результаты:
- коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
- коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
- создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.
Управление жизнедеятельностью классного коллектива
Детское самоуправление
Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Организация классного самоуправления
Воспитательная система называется «Шаг за шагом». С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления: распределяем поручения по желанию. Дети делятся на группы по интересам: «Друзья природы», «Книголюбы», «Любители чистоты и порядка», «Санитары», «Затейники», «Консультанты», «Редколлегия». У каждой группы важные обязанности, за которыми следит ответственный ученик (лидер группы). Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. На стенде «Классная жизнь» ученики пишут заметки о проделанной работе, делая акцент на положительных моментах.
По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.
Во втором классе структура самоуправления изменилась: класс был разделён на 3 отряда, в каждом отряде был избран свой командир, а также командир класса (методикой социометрии). Теперь в каждом отряде выбираются ответственные за то или иное дело, сами дети вместе с лидером оценивают выполнение поручений, назначают дежурных, помогать могут все члены отряда, если кто-то не справляется. Члены отряда могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. В конце каждой недели командиры отрядов докладывают классному руководителю о работе своих отрядов, за успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командир класса и командиры отрядов составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.
Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.
Родительское самоуправление.
Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. На первом собрании мы решили, что все родители будут принимать участие в жизнедеятельности класса, поэтому они разделились на 3 группы. Ежегодно в родительском комитете работает одна из групп. Даже если родители прекрасно справились со своими функциями, на следующий год всё равно выбирается другая группа родителей. Такая форма работы даёт положительные результаты.
Во-первых, каждый родитель пробует себя в роли организатора жизнедеятельности детей. Во-вторых, снимается напряжённость во взаимоотношениях родителей. В-третьих, дети просто счастливы, что их родители помогают классу. Это способствует сплочению детей с родителями.
Итак, родительский комитет избран. На первом его заседании мы распределяем обязанности и выбираем:
- трудовой сектор (помощь в поддержании чистоты в кабинете, составление графика дежурств родителей, украшение класса, помощь в ремонте мебели и т.д.);
- финансовый сектор (помощь в покупке канцтоваров, призов, грамот для детей и т.д.);
- культмассовый сектор (помощь в организации праздников, экскурсий, походов в театры, в музеи, на выставки, помощь в выпуске газет и т.д.);
- здоровьесберегающий сектор (дезинфекция кабинета во время карантина, каникул, обновление аптечки класса, пошив ватно-марлевых повязок для детей и т.д.).
Совместно с родительским комитетом мы обсуждаем и планируем дальнейшую воспитательную работу, вносим коррективы, проводим анкетирование и т.д.
Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.
Формы взаимодействия классного руководителя
с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период | ||
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, учитель |
1 класс | ||
сентябрь | «Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе. | учитель |
октябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель |
декабрь | Мотивы учения младших школьников. | учитель |
февраль | Игра и игрушка в жизни младшего школьника. | учитель, психолог |
апрель | Поощрения и наказания детей в семье. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс | ||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети и первые уроки школьной отметки. | учитель |
II четверть | «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». | учитель |
III четверть | Умеете ли вы любить своего ребенка? О разумной родительской любви. | учитель |
IV четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
3 класс | ||
I четверть | Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем | учитель |
II четверть | «Здоровье наших детей в наших руках». Положение о пользовании средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами | учитель, врач |
III четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка | учитель, библиотекарь |
IV четверть | Роль семьи в воспитании нравственных ценностей | учитель |
4 класс | ||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Психологическая поддержка ребенка | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.
С помощью диагностики можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы, а также получить необходимую и достоверную информацию о сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:
- предварительное изучение;
- анкетирование;
- наблюдение;
- мониторинг;
- метод проекта;
- тестирование;
- социометрия;
- групповая и индивидуальная оценка;
- микроисследование.
Использование различных методик и технологий
Воспитательная задача | Критерий | Методика исследования |
1)Формирование комфортного сосуществования в коллективе | Сформированность классного коллектива, уровень сплочённости | Наблюдение, анкетирование «Кого можно назвать другом», методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе», метод проекта и др. |
2)Способствовать формированию нравственной личности | Сформированность нравственного потенциала | Наблюдение, методика «Цветик-семицветик» И. Витковской, методика изучения личности и коллектива Н. Шишкина, методика неоконченных предложений, тест Н. Щуровой «Размышления о жизненном опыте» (адаптированный к начальной школе) и др. |
3)Приобщение к здоровому образу жизни | Сформированность физического потенциала | Медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, статистический анализ занятости детей в спортивных секциях и др. |
4)Формировать активную жизненную позицию, способствовать раскрытию творческого потенциала | Сформированность эстетического, коммуникативного, творческого потенциала | Метод проекта, педагогическое наблюдение, методика Л. Бойбородовой «Исследование мотивов участия в совместной деятельности», тесты, смотры, конкурсы, мини-сочинения, рисунки и др. |
Изучение психологического климата семьи.
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.
Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.
Ожидаемые результаты
В конце 4 класса мы предполагаем получить следующие результаты:
1) становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни; способности решать все проблемы с позиций добра;
2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;
3) приобщение к здоровому образу жизни;
4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;
5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.
Образ выпускника начальной школы.
| Любовь к своему народу, истории, стране |
Признание себя, своего «я» | |
Любовь и верность семье | |
Стремление к совершенствованию | |
Здоровый образ жизни | |
Культура общения и поведения | |
Духовность, нравственность, толерантность | |
Уважение к труду, творчеству | |
Совершать свои поступки с позиции добра |
Средства реализации воспитательной системы класса
Для работы воспитательной системы используется каждая минута жизни ребёнка в школе – это урочное и внеурочная деятельность.
Конечно, все внеклассные мероприятия проводятся в выходные дни или после уроков. На них присутствуют многие члены семей учащихся, любят посещать их не только родители, но и бабушки, дедушки.
К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:
- День именинника;
- День матери;
- День защитника Отечества;
- Фольклорный праздник;
- Праздник «23+8»;
- День Победы;
- Встречи с ветеранами ВОВ;
- Концерты и т.д.
Походы в театры, в музеи, на выставки очень нравятся детям и родителям. Они любят пообщаться в неофициальной обстановке. После этого в классе проходит выставка рисунков, написание сочинений об увиденном.
Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», психологические тренинги- всё это любят ученики. Часто в этом помогают родители.
Традиционными стали экскурсии: «Нижегородский валенок», «На фабрику ёлочных игрушек», на хлебозавод, в парки и др. Дети узнают много нового и интересного, учатся вести себя в общественных местах.
На тематические классные часы к нам часто приходят родители. Они рассказывают о своих профессиях, увлечениях, читают детям книги с продолжением, проводят викторины. Это сближает детей и родителей.
Дети любят спортивные соревнования, хотя некоторые сильно переживают, когда их команда проигрывает, но мы учим радоваться успеху других, тогда и их успеху порадуются. Дети по выходным или после школы любят гулять вместе с родителями в парке. Это также сближает коллектив. У них там появляются свои интересные дела, и они рассказывают о них в классе. Мы учимся слушать, не перебивать одноклассников, но и они должны рассказывать кратко и понятно.
Как показывает опыт, все мероприятия способствуют сплочению детского и родительского коллективов. Воспитательная система «Шаг за шагом» работает эффективно. Мы стараемся сделать мир добрее и найти себя в этом мире.
Очень хочется надеяться, что на 4 этапе нашей воспитательной системы не будет сбоев, и работа продолжится в последующих классах. Система будет развиваться, улучшаться, совершенствоваться, так как общество всегда нуждается в хороших делах, традициях, а главное - в умных и добрых людях, любящих свою Родину и знающих свои корни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
- Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
- Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
- Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
- Классный руководитель в школе / научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
- Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
- Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
- Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Воспитательная система класса "Шаги к успеху"
Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...
Воспитательная система класса "Вместе здорово шагать"
С этой воспитательной системой я выступала на конкурсе "Самый классный классный" в 2009 году...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
Воспитательная система "шаг за шагом"
Система воспитательной работы...