«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)
материал (4 класс)
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебной деятельности. - Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-
бинировать и двух идей.
Вольтер.
Задачи собрания:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
- Значение памяти в учебной деятельности.
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
1. Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
2. Анкетирование родителей.
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?
3. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.
Для того, чтобы не быть голословным, учитель должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся.
Для этого готовясь к собранию, он может провести исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут с детьми работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных.
Исследования можно провести следующие:
- Числовые ряды.
Детям предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа дети зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удерживается близко к норме (7 + 2)
- Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Детям следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме памяти.
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
- Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
- Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
- Если в одном – то как удовлетворительная.
4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»
Учащимся предлагается набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, кружка, виноград. Затем предметы убираются. Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
5. Памятка для учащихся по развитию памяти.
- Заучиваете учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение заучить трудно.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!
Ход собрания.
- Вступительное слово учителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.
Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.
- Какое сегодня число? 0 спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных.
Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
II. Анализ тестирования учащихся.
Учитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.
- Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
- Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 2.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 3.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
Упражнение 5.
Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 8.
Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:
Весёлый праздник сомнение
Радость зависть
Гнев сила воли
Мальчик-трус болезнь
Отчаяние успех
Быстрый человек дружба
Скорость смелый поступок
Печаль справедливость
Вкусный ужин хороший товарищ
Тёплый ветер мороз
Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнить все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
- Заключительное слово учителя.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""
В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
родительское собрание...
Родительское собрание в 3 классе на тему: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника»
родительское собрание 3 класс...