«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)
материал (4 класс)

Гордеева Елена Николаевна

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебной деятельности. - Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

                                      Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-

                                                                                                              бинировать и двух идей.

                                                                                                                                        Вольтер.

Задачи собрания:

               1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

               2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  - Значение памяти в учебной деятельности.

  - Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

1. Анкетирование учащихся.

- Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

2. Анкетирование родителей.

- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?

3. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

           Для того, чтобы не быть голословным, учитель должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся.

           Для этого готовясь к собранию, он может провести исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут с детьми работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных.

Исследования можно провести следующие:

  1. Числовые ряды.

Детям предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

                                3, 7, 4, 8, 9, 5

                                2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

                                8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

                                5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

                                1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа дети зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удерживается близко к норме (7 + 2)

  1.  Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Детям следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги.

 Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме памяти.

                9         2             W            G

                A         R            6             4

                C         5             X            B

    3.  Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются.  Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

                2   5   4   7   1

                                                 4   1   6   2   3

                                                                                      5   7   9   3   8

    Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  •  Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
  •  Если в одном – то как удовлетворительная.

4.  Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»

Учащимся предлагается набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, кружка, виноград. Затем предметы убираются. Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

5. Памятка для учащихся по развитию памяти.

  • Заучиваете учебный материал с желанием знать и запомнить.
  • Ставьте себе цель запомнить надолго.
  • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  • Многократно повторяйте заученное.
  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение заучить трудно.
  • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  •  Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

  Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.

Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.

- Какое сегодня число? 0 спрашивает у своего друга товарищ.

- Не знаю, - отвечает тот.

- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она вчерашняя!

      Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.

     Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных.

       Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

II.    Анализ тестирования учащихся.

Учитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

  1. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
  2. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

       Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

       Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

        Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 2.

       Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3.

      Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

      В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу  рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

       После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 4.

       Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.  

Упражнение 5.

Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 6.

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 7

Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 8.

Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

                         Весёлый праздник                      сомнение

                         Радость                                        зависть

                         Гнев                                             сила воли

                         Мальчик-трус                             болезнь

                         Отчаяние                                     успех

                         Быстрый человек                       дружба

                         Скорость                                     смелый поступок

                         Печаль                                         справедливость

                         Вкусный ужин                            хороший товарищ

                         Тёплый ветер                              мороз

Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнить все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

  1. Заключительное слово учителя.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.

   Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...