Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника.
материал на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобрести,

 не может скомбинировать и двух идей.  Вольтер

Цель: оценить значимость развития памяти младшего школьника .

Задачи собрания: 

  1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
  2. Познакомить  родителей с  методами  и приёмами  развития памяти детей.
  3. Рекомендовать к использованию материал(упражнения, памятка, тексты, литературу) для развития памяти у обучающихся.

Вопросы для обсуждения:

  • Значение памяти в учебной деятельности.
  • Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

  1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.
  2. Рекомендуемая литература для родителей;
  3. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

- Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей.

- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

- Трудно ли ему выполнить домашние задания, связанные с запоминанием      учебного материала?

- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

- Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

Ход занятия

1.Вступительное слово классного руководителя.

      Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

      Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:

 - какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

 - Не знаю, - отвечает тот.

 - Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

 - А она вчерашняя!

     Этот разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

    Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных.

     Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

2.Анализ тестирования учащихся.

     Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативно3

3.Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

     Упражнение №1.

     Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

     Упражнение №2.

     Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

     Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

     Упражнение №3.

     Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, и вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

     Упражнение №4.

     Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

     В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

     После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.   

  Упражнение №5.

     Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

     Упражнение №6.

     Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

     Упражнение №7.

     Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

     Упражнение №8.

     Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4 букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть их читает до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

     Упражнение №9.

     Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

     Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение №10.

    Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

     При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

     Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

Весёлый праздник          Сомнение

Радость                               Зависть

Гнев                                     Сила воли

Мальчик-трус                    Болезнь

Отчаяние                             Успех

Быстрый человек              Дружба

Скорость                             Смелый поступок

Печаль                                 Справедливость

Вкусный ужин                    Хороший товарищ

Тёплый ветер                     Мороз

     Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребёнком дома, апробируются с родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

5.Заключительное слово классного руководителя.

     Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.

    Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

     Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

     Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

     Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

  1. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.

Литература для подготовки к родительскому собранию:

  1. Локанова Н. П. Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, 2001г.
  2. Сонин В.В. Психологический практикум, Москва, 1998г.
  3. Филимонова Н. И. Через занимательное – к развитию личности. Минск, 2000г.
  4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, ВАКО, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить...

«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебн...