Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
Память человеку необходима для проявления души.
Блез Паскаль
Без памяти человек не может ничего изобрести,
не может скомбинировать и двух идей. Вольтер
Цель: оценить значимость развития памяти младшего школьника .
Задачи собрания:
- Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
- Познакомить родителей с методами и приёмами развития памяти детей.
- Рекомендовать к использованию материал(упражнения, памятка, тексты, литературу) для развития памяти у обучающихся.
Вопросы для обсуждения:
- Значение памяти в учебной деятельности.
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
- Оформление выставки литературы по проблеме собрания.
- Рекомендуемая литература для родителей;
- Анкетирование детей и родителей.
Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Анкетирование родителей.
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
- Трудно ли ему выполнить домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?
Ход занятия
1.Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.
Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:
- какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Этот разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
2.Анализ тестирования учащихся.
Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативно3
3.Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение №1.
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение №2.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение №3.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, и вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение №4.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение №5.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
Упражнение №6.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение №7.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение №8.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4 букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть их читает до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение №9.
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение №10.
Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:
Весёлый праздник Сомнение
Радость Зависть
Гнев Сила воли
Мальчик-трус Болезнь
Отчаяние Успех
Быстрый человек Дружба
Скорость Смелый поступок
Печаль Справедливость
Вкусный ужин Хороший товарищ
Тёплый ветер Мороз
Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребёнком дома, апробируются с родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
5.Заключительное слово классного руководителя.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
- Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.
Литература для подготовки к родительскому собранию:
- Локанова Н. П. Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, 2001г.
- Сонин В.В. Психологический практикум, Москва, 1998г.
- Филимонова Н. И. Через занимательное – к развитию личности. Минск, 2000г.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, ВАКО, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""
В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
родительское собрание...
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить...
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебн...