Введение элементов исследовательской деятельности в программу творческого объединения «Юный шахматист
рабочая программа
Обучение детей началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеклассную работу и дополнительное образование при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский институт открытого образования.
«Введение элементов исследовательской деятельности
в программу творческого объединения «Юный шахматист»
Бочкарева Ольга Петровна
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1194
Москва
20018 год
Содержание:
1.Программа физкультурно-оздоровительной
направленности объединения «Юный шахматист». 2 стр.
2.Пояснительная записка к приложению «Введение
элементов исследовательской деятельности» 18 стр.
в программу юный шахматист».
3.Темы занятий (2 год обучения) . 20стр.
4.Темы для исследовательских работ 24 стр.
(3 год обучения).
5. Заключение. 25 стр.
6. Список литературы. 26 стр.
Программа физкультурно-оздоровительной направленности объединения «Юный шахматист»
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа “Юный шахматист» имеет статус модернизированной программы и относится к спортивно-технической направленности. Воспитанники объединения обучаются игре в шахматы, тренируются и участвуют в шахматных турнирах и соревнованиях.
Новизной программы является то, что
- составленная программа, предусматривает максимально простое и доступное обучение игре в шахматы воспитанников младшего возраста,
- важное значение, при обучении игре в шахматы, имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях воспитанников,
- введение элементов исследовательской деятельности в программу. (см ниже приложение)
Актуальность программы подтверждается тем, что в возрасте 7 – 10 лет происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция, в значительной степени способствующая становлению личности ребенка младшего возраста и приобретение умений игры в шахматы помогает наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучение игре в шахматы с самого раннего возраста положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа, позволяя им преодолеть замкнутость и мнимую ущербность.
Игра в шахматы учит наблюдать, делать выводы, сравнивать, классифицировать, группировать, выяснять закономерности. Расширяет круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации.
Цели и задачи данной программы вытекают из организации деятельности ГОУ ДЮЦ «Каравелла», целью которого является:
«Создание условий для эффективного совершенствования и развития духовно-нравственных, интеллектуальных и физических возможностей воспитанников различных возрастных категорий.»
Ц е л ь нашей программы-
Помочь 7 – 10 летним воспитанникам усвоить основы шахмат.
З а д а ч и.
Обучающие:
- Познакомить с шахматной доской, шахматными фигурами , правилами хода и взятия каждой фигуры.
- Обучить навыкам рокировки, матования, находить несложные тактические удары и проводить комбинации.
- Обучить решению элементарных задач в один, два и три хода.
- Научить записывать шахматную партию.
- Познакомить с игровой практикой.
- Дать первоначальные основы исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации.
- Расширение с помощью игры в шахматы начальных форм волевого управления поведением.
- Воспитание чувства сотрудничества, самоутверждения через участие в соревнованиях.
Развивающие задачи.
- Совершенствование и развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение.
- Наиболее полное раскрытие творческих способностей воспитанников через занятия, где они знакомятся с игрой в шахматы.
- Привитие и развитие интереса к игре в шахматы.
Отличительными особенностями данной образовательной программы является то, что начальный курс по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, таких как: В. Костров, ДЖ. Давлетов, И. Майзелис, Е. Гик, И. Сухин и других.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также, шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать на занятиях и сделать своими руками. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программой предусматривается два или 3 занятия в неделю по 2 часа. Программа включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе занятий дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
На занятиях применяются доступные задания по каждой теме для каждой возрастной группы детей.( 6 - 7 лет , 8 - 9 лет , 10 - 11 лет ). К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи семилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Возраст воспитанников - 6-11 лет.
1. Вид учебной группы – постоянный .
2. В группе воспитанников 1 года обучения (6 – 7 лет) 15 человек.
В группе воспитанников 2 года обучения (8 – 9 лет) 12 человек.
В группе воспитанников 3 года обучения (10- 11 лет) 12 человек.
Набор детей в объединение свободный.
Срок реализации образовательной программы – 3 года.
Формы и режим занятий. Программа предполагает такие формы организации познавательной деятельности воспитанников: коллективная форма, групповая форма, игра в паре, исследовательская деятельность. Особенное место уделено индивидуальной работе.
На каждую группу 1 года обучения отведено по 4 часа в неделю.(2 занятия по 2 часа), 144 часа в год. 2 и 3 годы обучения по 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа) – 216 часов в год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу первого года обучения воспитанник знает:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
2 год
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
3 год
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу первого года обучения воспитанник умеет:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
2 год
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
3 год
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Знания проверяются с помощью тестов, соревнований, шахматных турниров, сеансов одновременной игры. Оценивание полученных результатов проводятся два раза по трем уровням: «высокий», «средний», «низкий». «Высокий уровень», это усвоение программного материала на 2/3 и выше. «Средний уровень», это усвоение программного материала на 1/2 «Низкий уровень», это усвоение программного материала на 1/2и ниже.
Учебно-тематический план
Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | |
1 год обучения 1. Шахматная доска | 4 | 17 | 21 |
2. Шахматные фигуры | 2 | 5 | 7 |
3.Начальная расстановка фигур | 8 | 25 | 33 |
4. Ходы и взятие фигур | 8 | 67 | 75 |
5.Цель шахматной партии | 1 | 3 | 4 |
6. Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | 3 | 4 |
Итого | 24 | 120 | 144 |
2 год обучения | |||
1.Краткая история шахмат | 4 | 16 | 20 |
2.Шахматная нотация | 4 | 16 | 20 |
3.Ценность шахматных фигур | 4 | 16 | 20 |
4.Техника матования одинокого короля | 4 | 24 | 28 |
5. Достижение мата без жертвы материала | 4 | 17 | 21 |
6.Шахматная комбинация | 4 | 103 | 107 |
Итого | 24 | 192 | 216 |
3 год обучения | |||
1.Основы дебюта | 8 | 131 | 139 |
2.Основы миттельшпиля | 8 | 53 | 61 |
3.Основы эндшпиля | 8 | 8 | 16 |
Итого | 24 | 192 | 216 |
Содержание программы.
Первый год обучения
- РАЗДЕЛ: ШАХМАТНАЯ ДОСКА. (Вводное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.)
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется
- РАЗДЕЛ: ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадайка». Руководитель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Руководитель загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Руководитель берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга, чем отличаются. (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». Руководитель ставит на столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
- РАЗДЕЛ: НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.«Да и нет». Руководитель берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.«Мяч». Руководитель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.
- РАЗДЕЛ: ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Руководитель играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить всё черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра - подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон, не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела ,(даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
- РАЗДЕЛ: ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.«Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
- РАЗДЕЛ: ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с руководителем следующим образом: на каждый ход взрослого ребенок отвечает двумя своими ходами.
Второй год обучения
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях и в перерыве.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль».Руководитель показывает одну из вертикалей, воспитанники должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так дети называют все вертикали. Затем руководитель спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? ферзи? королевские слоны? ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е!— а5»).
«Какого цвета поле». Руководитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ребенка, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Руководитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Руководитель уточняет ответы детей.
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Руководитель ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях руководителя и ребенка были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4.ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат :в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. \,
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода».
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
- ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
Третий год обучения
- ОСНОВЫ ДЕБЮТА. (Вводное занятие. Знакомство с группой. Цели и задачи на учебный год. Программа занятий. Правила поведения на занятиях и в перерыве.)
Дидактические задания
«Мат в 1 ход», «Поставь мат в 1 ход нерокированному королю», «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
«Поймай ладью», «Поймай ферзя». Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). «Выведи фигуру». Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. «Поставить мат в 1 ход «повторюшке». Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в 2 хода». В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. «В какую сторону можно рокировать?». В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
«Чем бить черную фигуру?». Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. «Сдвой противнику пешки». Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ..
Дидактические задания
«Выигрыш материала». Надо провести типичный тактический приём, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
«Мат в 3 хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
«Сделай ничью». Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Дидактические задания
«Мат в 2 хода». Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. «Мат в 3 хода». Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. «Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру. «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. «Проведи пешку в ферзи». Тут требуется провести пешку в ферзи. «Выигрыш или ничья?». Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. «Путь к ничьей». Точной игрой надо добиться ничьей.
Методическое обеспечение программы.
Занятия планируются по принципу «от простого к сложному», чтобы воспитанники постепенно приобретали навыки при обучении игре в шахматы.
На занятиях идет фронтальная работа. Теоретический материал закрепляется дидактическими играми и игровой практикой. Проводятся сеансы одновременной игры и шахматные туры.
Кроме практических навыков игры в шахматы дети знакомятся с историей шахмат, узнают о лучших шахматистах мира, играют в компьютерные шахматные игры, знакомятся с историей Зеленограда.
Воспитанники знакомятся с правилами проведения шахматных соревнований и являются их активными участниками.
Условия реализации программы
-Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне. В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней?
-Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Л а г и н Л. Старик Хоттабыч. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез//И. Сухин. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.— М.: Новая школа, 1995,.— Вып. 4, 5. Томин Ю. Шел по городу волшебник. Ч ж а н-Т я н ь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
-Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: «Горизонталь — вертикаль», «Диагональ» (материал — плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото.
Шахматное домино.Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Шахматная доска — куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28.03.1990 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Занятия проводятся в отдельном кабинете СОШ №1739 . Кабинет оборудован инвентарем. Гигиенические нормы и техническая безопасность соблюдены.
Список литературы.
«Необычные шахматы» - Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
«Шахматный решебник. Книга А. Мат в 1 ход.» - Изд. Дом «Литера», 2005 г.
«Шахматный учебник». Издание 5-е – Ростов – н/Д: Феникс, 2005,В.Пожарский
«Полный курс шахмат» Изд. ФОЛИО Москва 2005г, С.Б.Губницкий, М.Г. Хануков, С.А. Шедей.
«Нчальный курс шахмат»- Москва, «Астрель» АСТ, 2003 г.Н.Петрушина
«Шахматный учебник для детей»- Ростов- на- Дону, Феникс, 2005г.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // И. Сухин. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.— М.: Новая школа, 1994.— Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Ягя//М. Сухин. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.— М.: Новая школа, 1995.— Вып. 5.
Сухин И. От сказки — к шахматам.— Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//И. Сухин. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.— М.: Изд-во фирмы АСТ, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//И. Сухин. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.— М.: Новая школа, 1994.— Вып. 2.
«Необычные шахматы» - Астрель, АСТ, Москва, 2002 г.
«Начальный курс шахмат» - изд. ФОЛИО Москва 2005г, С.Б. Губницкий, М.Г.Хануков,
Пояснительная записка к приложению «Введение элементов исследовательской деятельности в программу объединения «Юный шахматист».
В настоящее время мы можем с уверенностью сказать, что в рамках общего среднего образования активно развивается такое направление работы как исследовательская деятельность учащихся. Все большее количество школьников начинают осваивать новый для них вид творческой деятельности - научное исследование. Учащиеся пишут рефераты, проводят наблюдения, ставят опыты, выступают с научными докладами, защищают свои исследовательские проекты на конференциях и публикуют свои первые научные труды.
Исследование предоставляет личности возможность развиваться и совершенствоваться.
Благодаря процессу исследования ребенок познает мир, обнаруживает закономерности, обогащается новой информацией.
Для организации исследовательской работы учащихся необходимо понимание ее особенностей. Научная деятельность учащихся отличается от деятельности взрослых в области науки. Цель научного познания – получение новых для человечества знаний, а цель научной деятельности учащихся – это научиться проводить само научное исследование и получить новое знание для себя в процессе творческого преобразования объекта познания.
В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы – одной из задач образования. Это объясняет большой интерес к исследовательской деятельности детей, которая формируется при изучении различных предметов, начиная с младших классов.
Обучение детей началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеклассную работу и дополнительное образование при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Занятия исследовательской деятельностью на базе учреждения дополнительного образования предоставляют детям большие возможности.
Ценность такой работы заключается в том, что ученик закрепляет полученные в процессе обучения в школе знания и умения, приобретенные навыки самостоятельной постановки вопросов, анализирует полученные результаты и делает выводы, что углубляет его знания в целом, развивает интерес к исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью младших воспитанников объединения мы понимаем целенаправленную творческую познавательную деятельность по открытию нового знания об объекте исследования, способе или средстве деятельности, осуществляемой под руководством педагога, главным продуктом которой является развитие самого воспитанника.
В нашем образовательном центре «Каравелла» создано объединение «Юный шахматист» для воспитанников 6 - 10 лет, 3 группы - 1 года обучения, 2 года обучения и 3 года обучения.
Перед тем как учащиеся начнут работать и знакомиться с исследовательской деятельностью, целесообразно познакомить их с особенностями научного способа познания. Практика подтверждает опасность научной работы без соответствующей подготовки. В этом случае дети не осознают, что и как им делать, они долго бродят по литературным источникам, пишут и переписывают свои работы. На это тратится драгоценное время и здоровье. Поэтому, на отведенных на исследовательскую деятельность занятиях, ведется работа по овладению общими исследовательскими умениями.
Воспитанникам 2 года обучения в программу были введены отдельные занятия, где на примере исследования одной из тем раскрывались основные принципы организации исследовательской деятельности в доступной для воспитанников форме, с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей младших воспитанников. Время, отведенное на каждое занятие – 1 час в месяц. (9 занятий)
На первом организационном занятии воспитанников 3 года обучения уже предлагаются примерные темы исследовательской работы, для самостоятельного выполнения. Время, отведенное на каждое занятие – 1 раз в месяц.(9 занятий) Дети разбиваются на группы, что позволяет уделить больше внимания каждому ребенку. Работа ведется в течение всего учебного года.
Каждая исследовательская работа имеет одного или несколько авторов, в зависимости от сложности темы.
Результаты исследований ребята представляют на особых уроках-конференциях, куда приглашаются родители, одноклассники и друзья.
Выбрав тему для исследования, воспитанники разбиваются на группы и действуют по разработанному плану: проводят исследования, фиксируют результаты наблюдения, подбирают в библиотеке необходимый дополнительный материал, анализируют и обобщают его, выбирают нужную методологию. В конце работы каждая группа представляет результат исследования.
Мы понимаем, что проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения воспитанников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов воспитанников и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения исследования мы ограничиваем двумя – четырьмя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий, а на отведенных для этого занятиях оказываем необходимую учащимся помощь.
Так как выполнение исследования проходит в режиме сочетания занятий урочных и внеурочных, то считаем целесообразным - привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над исследованием, иначе губится сама идея метода, о чем сообщаем родителях на специальных родительских собраниях. А вот, помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности воспитанников при выполнении исследовательской деятельности.
Каждая исследовательская работа предусматривает, как теоретическую, так и практическую часть.
Оцениваем исследование по следующим, разработанным критериям:
- Правильно ли вы сформулировали задачу?
- Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?
- Обосновали ли вы каждый из критериев?
- Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?
- Обосновали ли вы свое решение при выборе одной идее?
- Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?
- Соответствовал ли результат проработки идеи тому исследованию, которое вы собирались выполнить?
- Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
- Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?
Темы занятий (2 год обучения)
Задачи
Создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения.
Цели:
-Развитие таких способностей и характеристики личности как – способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.
-Умение выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.
-Развитие следующих навыков:
- формирование и выделение нескольких версий, гипотез в избранной проблеме;
- навык работы с разными версиями на основе анализа свидетельств и первоисточников;
- работа с первоисточниками при разработке версий;
- развитие навыков анализа и принятие на основе анализа одной версии в качестве истинной.
В планирование включены следующие формы исследовательской деятельности:
1. Проблемное ведение занятий «Юный шахматист».
2. Введение в сетку учебного плана занятий (9 часов в год – 2 год обучения) в рамках которых дается методология исследовательской деятельности на конкретных задачах и отработке, постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на занятиях.
3. Реализация самостоятельных исследовательских заданий с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ (9 часов – 3 год обучения) с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Дата | Кол-во часов | Тема занятий |
Сентябрь 1 занятие (2 часа) | 1 час 1 час | Повторение. Ходы шахматных фигур. Выбор темы исследования (на примере заданной темы) |
Октябрь | 1 час 1 час | Обозначение шахматных фигур и терминов. Учимся определять цели и задачи исследовательс кой работы. |
Ноябрь | 1 час 1 час | Техника матования одинокого короля. Выбираем объект и предмет исследования. |
Декабрь | 1 час 1 час | Достижение мата без жертвы материала. Рабочая гипотеза (на примере заданной темы) |
Январь | 1 час 1 час | Шахматная комбинация Изучение литературного материала по проблеме исследования. Анализ и сравнение текстов. |
Февраль | 1 час 1 час | Тема освобождения пространства. Методы анализа (обработка данных) |
Март | 1 час 1 час | Матовые комбинации. Обработка собранных материалов. Соответствие результатов и выводов поставленным целям и зада чам. |
Апрель | 1 час 1 час | Типичные комбинации в дебюте. Выводы – корректно сформулированные положе- ния, следующие в результате проделанной работы. |
Май | 1 час 1 час | Игровая практика. Презентация. |
Темы для исследовательских работ.(3 год обучения)
- Происхождение шахмат.
- Популярность игры в шахматы.
- Как шахматы пришли в Россию.
- Шахматы – игра «великих»
- Язык шахмат.
- Шахматы и искусство.
- Легенды о шахматах.
- Шатуранга и шантрандж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы экологического воспитания школьников в работе творческого объединения "Юные друзья природы"
Многообразие экологического воспитания, развитие эстетического отношения к природе....
программа творческого объединения внеурочной деятельности "Кем быть (введение в мир профессий)"
программа поможет организовать дополнительное образование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Юный шахматист»
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...
Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета з...
Программа физкультурно-оздоровительной направленности объединения «Юный шахматист»
Дополнительная образовательная программа “Юный шахматист» имеет статус модернизированной программы и относится к спортивно-технической направленности. Воспитанники объединения обучаются иг...
Презентация на тему: «Использование ИКТ на занятиях объединения «Юный шахматист»
Использование ИКТ во внеурочной работе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Введение в исследовательскую деятельность» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Введение в исследовательскую деятельность» 3 класс...