Партнерство и взаимопомощь: Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья
статья
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в решении всех возникающих вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабзовская Л.В.
Партнерство и взаимопомощь:
Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья.
Мы все нуждаемся друг в друге: мы
связаны этой нуждой друг с другом,
от каждого идет нить отношения к
каждому другому и, кроме того, -
нить отношения к нашему общему
достоянию……
И.А. Ильин.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в решении всех возникающих вопросов. В воспитании возможны «срывы», «ЧП», возврат к уже, казалось бы, пройденному этапу, уточнение позиций ребенка, семьи или школы по той или иной проблеме. Последние годы происходит отчуждение родителей от школы, пропал интерес к глубинным воспитательным процессам.
Меня очень волнует, как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания ребенка стало общим? Как привлечь таких занятых мам и пап, а в некоторых случаях не желающих заниматься воспитанием ребенка? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка? Пожалуй, эти вопросы можно смело отнести к разряду вечных. Для решения этих проблем, я ищу новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и я – воспитатели одних и тех же детей. Результатом нашей деятельности может быть успешным только при условии, если я и родители станем союзниками. Наш союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии, ответственности и направлен на развитие личности ребенка.
Практика показывает, что родительское собрание – это самая универсальная форма взаимодействия. Здесь обсуждаются вопросы, волнующие учителя и родителей, участие родителей в школьной жизни своего ребенка и класса в целом.
Я планирую разные формы проведения родительских собраний. Это и традиционная форма, дискуссия, круглые столы, мастерские, тематические консультации для родителей. Да и тематика разнообразная.
Родители знают теорию воспитания, но практически применяют немногое, иногда испытывают растерянность, видя расхождения между теорией и практикой. Главное, чтобы наши встречи не оставляли равнодушными мам и пап, заставили их еще раз уточнить свои точки зрения на воспитание детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом. Мы обсуждаем, на каких основах должны складываться отношения: учитель-родители, учитель-ученик, родители-ребенок. Все это я делаю для того, чтобы ребенку было в школе комфортно.
Приведу пример одного из родительских собраний посвященных детскому чтению, опираясь на опыт В.А.Сухомлинского: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Акцентирую внимание родителей на то, что одним из главных факторов, стимулирующих детское чтение, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Готовясь к родительскому собранию «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», продумываю ход собрания: провожу анкетирование учащихся, анализирую читательские интересы детей, готовлю памятки родителям “Как привить любовь к чтению”, подбираю проблемные ситуации, с которыми в жизни сталкиваются каждый из них, продумываю ответы на их предполагаемые вопросы. Собрания проходят живо, родители с интересом слушают друг друга, одни делятся опытом, другие дают полезные советы. Все активны, всем интересно, нет равнодушных. В ходе дискуссии вырабатываются рекомендации или иначе руководство к действию. Не раз замечала, выйдя из школы, родители продолжают обсуждать тему родительского собрания. Одним собранием работа не ограничивается. Родительский комитет это связующее звено учителя и родителями. Он помогает организовать встречи с писателями (С.Махотин, А.Шевченко) и друг. совершать
экскурсии по литературным местам (Суйда. Музей-усадьба Ганнибала, Кобрино. Домик няни, Рождествено. Музей-усадьба В. Набокова, Выра. Домик стационного смотрителя.) Совместная подготовка детей и родителей литературных праздников.
С каким удовольствием родители принимают участие в литературных спектаклях! А какое чувство гордости у детей за своих родителей! Вот она дружная семья -Ученик, родители и я.
Вот они общие дела, которые сплачивают коллектив.
При поддержке родителей приобретаем абонементы в Русский музей, Эрмитаж . После посещения Русского музея, дети пишут сочинения- эссе по картинам русских художников, где выражают свои мысли, чувства от увиденного. Через их сочинения можно почувствовать, что дети гордятся неподражаемой красотой русской природы, а следовательно и страной, в которой они живут. Приведу выдержки из сочинений ребят: « Я восхищаюсь красотой русского леса ! « Грабарь Февральская лазурь Олжабаева Ася 4 класс Хочу привести размышления детей: «У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину», « Я благодарна художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости.» «В этой картине я почувствовала красоту и необыкновенность русской природы.» Эта работа благотворно влияет на развитие личности.
Я уделяю много внимания патриотическому воспитанию: самые памятные даты – 9 Мая, День снятия Блокады. Дети пишут ответ на письмо фронтовика, берут интервью у ветеранов, посещаем мемориал «900 Блокадных дней».
В итоге, я считаю, что эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного процесса, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Положительные отзывы родителей мне импульс к новым творческим свершениям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"
Проект плана работы с родителями Реализация совместной деятельности школы и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей...
Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)
Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....
Внеклассное мероприятие "Папа, мама, школа, я - вместе дружная семья"
Данное мероприятие – заключительный этап проекта. В рамках этого проекта детьми были проведены исследования: «Моя родословная», «Моя фамилия», «Мое имя». Также учащиеся писали сочинения: «Моя семья», ...
Здравствуйте! Разрешите представиться! «Слово “МЫ”- сильней, чем “Я” Вместе – дружная семья!»
Аннотация к самопредставлению учащихся 2 «А» класса «Слово “МЫ”- сильней, чем “Я” Вместе – дружная семья!» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...
Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"
Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....