работа с текстом
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Работа с текстом- это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста. ,но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи :ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы. составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии , фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
-определяют последовательность пунктов плана текста;
-различают абзацы;
-подбирают антонимы и синонимы к словам;
-определяют сравнения и олицетворения,
- восстанавливают деформированный текст
-вставляют пропущенные орфограммы и доказывают свой выбор..
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память. ,а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом, внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основе содержания прочитанного текста.
При работа с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Цель курса- формирование первоначальных навыков работы с текстом, умения извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её, развитие речевого внимания к языковой стороне текста, внимания к деталям.
Задачи курса:
- обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста
- развитие внимания к языковой стороне текста
- обучение навыкам восстанавления текста
- закрепление основных знаний. умений, навыков по чтению на новом материале
- развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка.
Учебно-тематический план на год
№/№ | Содержание программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с текстом | 20 |
3 | Работа по восстановлению деформированного текста | 4 |
4 | Комплексный анализ текста | 10 |
5 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
Содержание курса
1 раздел(1ч)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел(20 ч)
Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение.
3 раздел(4 ч)
Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
4 раздел(10ч)
Работа по подготовке к комплексному анализу текста: лингвистическому. фонетическому, стилистическому, словообразовательному.
5 раздел(1ч)
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год.
Ожидаемые результаты
*Овладение первоначальными навыками работы с текстом
* Приобретение умений точно выполнять работу по заданному плану
* Развитие творческих способностей и повышение интереса к получению новых знаний
*Подготовка к комплексным итоговым работам за год
Тематическое планирование
№/№ | Тема занятия | Дата по плану | факт |
1 | Вводное занятие | ||
2 | Работа с текстом «Синица» | ||
3 | Работа с текстом «Грызуны» | ||
4 | Работа с текстом «Ответ» | ||
5 | Работа по восстановлению текста | ||
6 | Работа с текстом «Змеи» | ||
7 | Работа с текстом «Дрессировка» | ||
8 | Работа с текстом | ||
9 | Работа с текстом «И так бывает» | ||
10 | Текст с продолжением | ||
11 | Работа с текстом «Бактерии» | ||
12 | Работа с текстом «Растения» | ||
13 | Работа с текстом «Солнечный свет» | ||
14 | Работа по восстановлению текста | ||
15 | Работа с текстом «Сосновый бор» | ||
16 | Работа с текстом «Дельфины» | ||
17 | Работа с текстом «Башмачки» | ||
18 | Работа с текстом «Немецкая овчарка» | ||
19 | Работа с текстом « Осёл и бобр» | ||
20 | Работа с текстом «Оленёнок» | ||
21 | Работа с текстом « На катке» | ||
22 | Текст с продолжением | ||
23 | Работа с текстом «Калина» | ||
24 | Комплексный анализ текста | ||
25 | Комплексный анализ текста | ||
26 | Комплексный анализ текста | ||
27 | Комплексный анализ текста | ||
28 | Комплексный анализ текста | ||
29 | Комплексный анализ текста | ||
30 | Комплексный анализ текста | ||
31 | Комплексный анализ текста | ||
32 | Комплексный анализ текста | ||
33 | Комплексный анализ текста | ||
34 | Итоговое занятие |
Используемая литература
- Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом.:3 класс.- М.: «Экзамен», 2014.
- Климанова Л. Ф. Волшебная сила слов .2 класс/Пособие для учащихся, М.:Просвещение,2011.
- Комплексные итоговые работы .3 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...