Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой мир"
рабочая программа (2, 3 класс)
Целью программы является развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moy_mir.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
Починковского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
«Мой мир»
2, 3 класс
Составитель:
Стальмакова
Ольга Дмитриевна,
учитель начальных классов
1 категории
2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10 09 N 373 (ред. от 31.12 15),основной образовательной программы МБОУ Стодолищенской СШ, утвержденной приказом по школе № 233а от 01.09 15г.
Рабочая программа курса «Мой мир» предназначена для обучающихся 2, 3 класса и рассчитана на 2 года обучения: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель программы: развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
-познакомить детей с этикетной терминологией, развивать умение использовать «специальные слова» в повседневной жизни;
-формировать представления о нормах этического поведения;
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей;
-развивать у обучающихся навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
-воспитание привычки к социально одобряемому поведению в семье, школе, в общественных местах;
-выработка навыков культурного поведения в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой, общения);
-формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Вежливость - основа воспитанности (3часа)
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?
Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?
Мои умные помощники (5часов)
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
Умеет ли разговаривать природа (3часа)
Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.
Всё начинается со слова «Здравствуйте» (4часа)
Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры
Это слово говорят, если вас благодарят (2часа)
Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) (2часа)
Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.
Когда без извинения не обойтись? (4часа)
Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.
Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) (5часов) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) (2часа) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».
В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) (2часа)
Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.
К нам гости пришли! (2часа)
Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.
3 класс
Азбука общения (2часа)
Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».
Волшебная палочка - это речь (3часа)
Наука «риторика», ее значение и история.
Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.
Гостям всегда рады (2часа)
Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли»
Если с другом вышел в путь (3часа)
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».
Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе
Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».
Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья (4часа)
Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»
Почему люди ссорятся? (6часов)
Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай». Притчи.
Культурный человек: кто он такой? (5часов)
Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.
Правила поведения в столовой (3часа)
Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.
Правила поведения в библиотеке (4часа)
Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.
Как дарить подарки? (2часа)
Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка.
Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок»
Тематическое планирование
2 класс
Номер п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Вежливость - основа воспитанности | 3 |
2 | Мои умные помощники | 5 |
3 | Умеет ли разговаривать природа | 3 |
4 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | 4 |
5 | Это слово говорят, если вас благодарят | 2 |
6 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 2 |
7 | Когда без извинения не обойтись? | 4 |
8 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 5 |
9 | У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) | 2 |
10 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя | 2 |
11 | К нам гости пришли! | 2 |
ИТОГО | 34 |
3 класс
Номер п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Азбука общения | 2 |
2 | Волшебная палочка - это речь | 3 |
3 | Гостям всегда рады | 2 |
4 | Если с другом вышел в путь | 3 |
5 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | 4 |
6 | Почему люди ссорятся? | 6 |
7 | Культурный человек: кто он такой? | 5 |
8 | Правила поведения в столовой | 3 |
9 | Правила поведения в библиотеке | 4 |
10 | Как дарить подарки? | 2 |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактич. | |||
1 | Доброе слово и кошке приятно. | 1 | ||
2 | Вежливые слова | 1 | ||
3 | Приветствие и прощание | 1 | ||
4 | Невербальные средства общения | 1 | ||
5 | Распознавание эмоций | 1 | ||
6 | Общение на расстоянии | 1 | ||
7 | Пиктограммы | 1 | ||
8 | Речевые ситуации | 1 | ||
9 | Правила поведения, общения с природой | 1 | ||
10 | Олицетворение | 1 | ||
11 | Сказки, загадки, стихи о природе | 1 | ||
12 | Понятие о форме вежливого приветствия. | 1 | ||
13 | Значение вежливых слов | 1 | ||
14 | Слова с эмоциональной окраской | 1 | ||
15 | Художественное слово | 1 | ||
16 17 | Слова благодарности. Их роль в речи. | 2 | ||
18 19 | Обращение к собеседнику | 2 | ||
20 | Вежливые слова при извинении | 1 | ||
21 | Выход из конфликтных ситуаций | 1 | ||
22 | Словесная игра | 1 | ||
23 | Учимся жить без конфликтов | 1 | ||
24 | В начале было слово.. | 1 | ||
25 | Слово – не воробей | 1 | ||
26 | Мосты понимания | 1 | ||
27 | Умение слушать | 1 | ||
28 | Ролевые ситуации | 1 | ||
29 | Телефон – средство общения | 1 | ||
30 | Правила разговора по телефону | 1 | ||
31 | Магазин – место общения | 1 | ||
32 | Покупатель - продавец | 1 | ||
33 | Знакомство с правилами гостевого этикета | 1 | ||
34 | Ждём гостей | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактич. | |||
1 | Для чего нужно общение? | 1 | ||
2 | Правила знакомства | 1 | ||
3 | Наука «риторика», ее значение и история. | 1 | ||
4 | Интонация | 1 | ||
5 | Умение вести беседу | 1 | ||
6 | Мы идём в гости | 1 | ||
7 | Правила поведения в гостях | 1 | ||
8 | Что означает слово «дружба?» | 1 | ||
9 | Как завоёвывать друзей | 1 | ||
10 | Бескорыстие в дружбе | 1 | ||
11 | Мы друзья | 1 | ||
12 | Друг или товарищ | 1 | ||
13 | Как выбирать друзей | 1 | ||
14 | Как сохранить дружбу | 1 | ||
15 | Понятие «ссора» и «конфликт» | 1 | ||
16 | Внешние и внутренние конфликты | 1 | ||
17 | Нет ссоре! | 1 | ||
18 | Учимся признавать свою вину | 1 | ||
19 | Ссоры в произведениях. К чему они привели? | 1 | ||
20 | «В мире жить – с миром жить» | 1 | ||
21 | Понятие о культурном человеке | 1 | ||
22 | Легко ли быть культурным? | 1 | ||
23 | Соблюдаем этикет | 1 | ||
24 | Какой я? | 1 | ||
25 | Правила культуры | 1 | ||
26 | Правила поведения за столом | 1 | ||
27 | Экскурсия в столовую | 1 | ||
28 | Разыгрывание ситуаций | 1 | ||
29 | Где живут книги? Как выбрать книгу? | 1 | ||
30 | Отношение к книге | 1 | ||
31 | «Лечим» книги | 1 | ||
32 | Правила поведения в библиотеке | 1 | ||
33 | Дарим подарок правильно | 1 | ||
34 | Правила получения подарка | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. -М.: «Вече», 2005.
2. Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер. Москва . «Просвещение».2007.
3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Методическое пособие для учителей начальной школы (3-4 кл).- Москва, 1991.
4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Методическое пособие для учителей начальной школы (1-2 кл).- Ленинград ,1991.
5. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
6. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
7. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.
8. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
9. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. 3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
10. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
11. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с. 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...