литературное чтение и русский язык в начальной школе статья №5
статья
литературное чтение и русский язык в начальной школе статья №5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chtenia.docx | 82.14 КБ |
konspekt_russkogo_yazyka.docx | 60.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. студента: Николаева Анастасия Александровна
Тема: «Н.Артюхова ”Саша-дразнилка”»
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Н.Артюховой «Саша-дразнилка».
Задачи:
Дидактические: познакомить с биографией Н.М.Артюховой, её произведением “Саша-дразнилка”, его содержанием; познакомить с характером героев; отрабатывать технику чтения;
Развивающие: развивать навыки чтения (чтение учащимися по цепочке); развивать мыслительные операции: анализ (анализирование произведения); обобщение; формулировка выводов;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу через содержание произведения; воспитывать положительное отношение друг к другу при работе в парах, группах.
Планируемые результаты:
Предметные: умение воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя; умение понимать прочитанный текст и отвечать на вопросы учителя;
Метапредметные:
Познавательные: научатся выделять события, видеть их последовательность в произведении; понимать фактическое содержание текста; научатся соотносить отрывки из текста с предложенными иллюстрациями.
Регулятивные: умеют формулировать цель в соответствии с темой урока; планируют учебную деятельность, следуют плану на протяжении всего урока;
Коммуникативные: выражать свои мысли в устной речи, строить монологи и участвовать в диалоге (при ответах на вопросы учителя); умение выразительно читать текст по цепочке.
Личностные: умение высказывать свое отношение к героям произведения, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки героев через анализ произведения.
Дидактический тренажер: https://learningapps.org/display?v=pohuc00hn20
https://learningapps.org/display?v=prgbef00520
https://learningapps.org/display?v=pua2ijv9k20
Цель использования тренажера: отработка умений на знание литературного произведения (умение расставлять в правильном порядке хронологические события); умение соотносить отрывки теста с подходящей иллюстрации.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Формы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Мотивационный этап | Словесный метод: беседа Прием: «Смайл» | – Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох, садитесь. – С каким настроением вы пришли на урок? – Поднимите смайлик: Зеленый- хорошее настроение; Красный- плохое настроение. | Положительно настраиваются на учебную деятельность | Фронтальная | Словесная оценка учителя Смайлик для показа настроения учащимися | Интерактивная доска (изображены красный и зеленый смайлики) Раздаточный материал (зеленые и красные смайлики) |
Постановка учебной задачи | Словесный метод: беседа | – Внимательно посмотрите на доску, это качества человека. Одни отрицательные, а другие – положительные. – Попробуйте разделить их на две группы по этим признакам, и объяснить их смысл. Для данной работы я предлагаю вам разбиться на две группы. – Вспомним правила работы в группах. (Трудолюбие, лень, зависть, доброта, упрямство, честность). Слайд – Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о качествах человека) – Ребята, а произведения каких авторов вы знаете, в которых рассказывается о качествах человека? (высказывания учащихся) – Также есть много пословиц, в которых говорится о качествах человека. – Давайте вспомним, в каких пословицах говорится о личных качествах человека. (учащиеся вспоминают пословицы) – Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном качестве, подумаем, хорошее оно или плохое? – А поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова. – Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель нашего урока. – А помогут вам слова-помощники: Узнаем… Познакомимся… – А для того, чтобы урок прошел быстро и интересно, я предлагаю вам составить план: 1.Знакомство с автором. 2.Знакомство с произведением. 3.Знакомство с главным героем рассказа. (приложение 2) – Ваша задача поставить пункты плана в правильной последовательности (на доске пункты плана перепутаны) | Учащиеся делятся на две группы. 1 группа работает на интерактивной панели. 2 группа работает со смарт-доской Вспоминают ранее прочитанные произведения Вспоминают пословицы, в которых говорится о качествах человека Например: не одежда красит человека, а его добрые дела и поступки. Учащиеся совместно с учителем составляют план на урок, на протяжении всего урока отмечают выполненные пункты плана. | Групповая Фронтальная | Словесная оценка учителем | Интерактивная панель, смарт-доска (задание в программе learningapps) Карточки с планом (учащиеся по ходу урока отмечают выполненные пункты плана) |
Учебное действие | Рассказ о писателе Работа с толковым словарем «Вопрос-ответ» Чтение по цепочке | – Ребята, один из вас подготовил краткую биографию о писательнице. – Я предлагаю выступить с сообщением, остальные внимательно слушают и запоминают. – Ребята, что интересного вы узнали о детской писательнице? – Как вы думаете, какое из данных произведений нам поможет узнать о человеческом качестве? – Итак, первый пункт плана мы выполнили. – Какой следующий? – Как вы понимаете слово дразнилка? – В толковом словаре это объясняется так: ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз. ДРАЗНИЛКА - человек, который дразнит другого. – Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? – Какие чувства испытывает человек, когда его дразнят? – Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (чтение рассказа учителем) 1. Как звали главного героя рассказа? (Саша) 2. Как звали его сестру? (Ляля) 3. Что очень любил делать Саша? Что при этом делала его сестра? 4. Что спросил папа у девочки, когда увидел, что она расстроена? 5. Что ответила девочка? 6. Какими Саша назвал всех девчонок? Что ему ответила Ляля? 7. Кто вошел в комнату? Что увидела мама? Что она спросила у сына? 8. Что ответил ей на это Саша? 9. Можно ли называть это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»? – Оцените, как вы поняли рассказ с помощью шкалы оценивания. – А сейчас давайте поработаем в группах. Ваша задача: распределить отрывки из текста с иллюстрациями. – Перед тем, как начать читать, давайте проведем зарядку для глаз: Вверх, вниз, вправо, влево; Поморгали. (повторить 3-4 раза) – А теперь прочитайте рассказ по цепочке. (слежу за грамотностью речи) – Выполните задание в группах: 1 группа: на смарт-доске 2 группа: интерактивный планшет (задание на расположение последовательности событий) – Какой пункт плана остался? – Какими качествами обладает главный герой? – А какими качествами обладает сестра Саши? – Нравится ли вам Саша? Почему? – А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. – Сейчас вы побудете в роли художников. Вам необходимо в парах нарисовать главного героя. – Придумайте по 2 качества хорошего человека и подпишите их рядом с главным героем. – Каким бы вы хотели его видеть? | Хорошо читающий ученик знакомит остальных учащихся с биографией писательницы: (Биография автора: Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет. Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза», «Трудный вечер», «Саша – дразнилка»). Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся внимательно слушают рассказ, следят по учебнику, после этого отвечают на поставленные вопросы учителем. Отмечают выполненный пункт плана Выполняют задание в группах. Первая группа работает у смарт-доски. Вторая группа работает у интерактивной панели. Учащиеся читают рассказ по цепочке. | Индивидуальная Фронтальная Работа в группах Работа в парах | Словесная оценка учителем Шкала оценивания (приложение 1) Оценивание учителем правильности чтения учащимися | Смарт-доска (портрет Н.М.Артюховой) Толковый словарь Учебник по литературному чтению Смарт-доска и интерактивная панель (работа с тренажером: соотнести отрывок текста с иллюстрацией) Смарт-доска, Интерактивная панель (работа с программой learningapps) |
Действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки | Лесенка успеха | – Включите пульты и ответьте на несколько вопросов. Вопросы в системе голосования: 1.С каким автором мы познакомились сегодня на уроке? 2.Какое произведение прочитали? 3.Как звали главного героя? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы ее? - На столах у вас лежат листы. - Оцените свою деятельность на уроке с помощью лесенки успеха. Спасибо, урок закончен. | Учащиеся отвечают на вопросы в системе голосования; оценивают свою деятельность с помощью лесенки успеха. | Индивидуальная | Лесенка успеха Словесная оценка учителем | Смарт-доска (система голосования) Индивидуальные карточки (лесенка успеха) |
Приложение 1
Шкала оценивания
Приложение 2
1.Знакомство с автором | |
2.Знакомство с произведением | |
3.Знакомство с главным героем рассказа |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. студента: Николаева Анастасия Александровна
Тема урока: «Что такое лексическое значение слова»
Класс: 2
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с понятием «лексическое значение слова»
Задачи урока:
Дидактические: узнать, что такое лексическое значение слова; научиться определять лексическое значение слова;
Развивающие: развивать мыслительные операции: обобщение, формулирование выводов;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах, парах.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: знают, что такое лексическое значение слова, умеют определять лексическое значение слова;
Метапредметные:
Познавательные: классифицируют слова по их лексическому значению (профессии, музыкальные инструменты, спорт, инструменты); обобщают полученную информацию и делают вывод об определении лексического значения слова;
Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий в соответствии с темой и целью урока, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
Личностные: определяют собственные границы незнания при определении понятия слова лексика (лексическое значение слова).
Дидактический тренажёр (вставить ссылки) https://learningapps.org/display?v=pwxof076n20
https://learningapps.org/display?v=p2y7dhpu320
Цель использования тренажёра: отработка умений определять лексическое значение слов; умение распределять слова по группам в зависимости от их лексического значения.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Формы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Мотивационный этап | Словесный метод: беседа | Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох, садитесь. – Итак, у нас урок русского языка, где школьная доска откроет вам тайну о судьбе замысловатых слов. – Ребята, посмотрите на экран. Покажите мне какое у вас настроение. – Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. – Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится. – Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. | Эмоциональная готовность к уроку. Учащиеся с помощью системы голосования оценивают свое настроение. | Фронтальная Индивидуальная | Словесная оценка учителем | Система голосования (определение настроения учащихся) |
Постановка учебной задачи | Прием: задание от сказочного персонажа | – Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его. «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы продолжите раскрывать тайну слов. Успехов вам!» Мудрая сова. – У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем, эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово. (приложение 1) Введение нового понятия. – Какое слово у вас получилось? (Лексика) – Что означает это слово? – Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?) – Прочитайте тему урока. Лексическое значение слов. – Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель урока. – А помогут вам слова-помощники: Узнаем… Научимся… – Давайте составим план на урок. 1.Узнать, что такое лексическое значение слова. 2. Выполнение упражнений на определение лексического значения слова. | Учащиеся знакомятся с заданием, которое им предложила Мудрая сова. Учащиеся выделяют лишние буквы на карточке и получают из них слово. Испытывают затруднение Учащиеся с помощью слов-помощников формулируют цель урока. | Фронтальная Индивидуальная | Словесная оценка учителем Контроль учителя | Интерактивная доска (обращение сказочного персонажа) Карточки с буквами Интерактивная доска (план) |
Учебное действие | Игра «Отгадай слово» Практический метод: работа с учебником | – Я предлагаю вам сыграть в игру Игра «Отгадай слово» • Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса) • Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова) • Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока) – А теперь вы загадайте любое животное, опишите его. – Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает) – То есть мы описывали его… (лексическое значение) – Откройте учебник на странице 43 и прочитайте правило. – Так что же является лексическим значением слова? – Ребята, как мы можем назвать все, что нас окружает? (словом) – А как вы думаете, что можно назвать словом? – Давайте прочитаем рубрику «Обратите внимание! | Учащиеся отгадывают слова по определенным признакам. По указаниям учителя, учащиеся самостоятельно загадывают какого-то животного. Учащиеся знакомятся с правилом в учебнике и отвечают на вопрос учителя. | Фронтальная Индивидуальная | Лист самооценки | Учебник (правило) |
Работа с программой Словесный метод: беседа Практический метод: работа со словарем | – Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. – Но для начала давайте вспомним правила работы в группах. Ваша задача к иллюстрации подобрать лексическое значение. – Ребята, вы находили лексическое значение слова береза. – А что вы знаете о березе? (символ России) – А Россия- это наша большая родина. –А что такое родина? (место, где я родился, город) – Ребята, вы называете малую родину. – А подробнее с малой родиной мы познакомимся на окружающем мире. Узнаем, как любить свою родину, как защищать ее, как быть настоящими патриотами. – Ребята, а теперь давайте проведем зарядку для глаз. (поднимаем глазки вверх, влево, вправо, вниз. Повторить 3-4 раза) – В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. – Посмотрите, что ответили дети: Ложка-то, чем едят суп Садовод-дядя, который водит детей в садик Зима-время года, когда идёт снег Перчатки-то, что делает еду острой – Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей? – Объясните значения этих слов. – Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? (Не знали значения этих слов) – А где можно уточнить значение слов? – Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова (80000 слов), Школьный толковый словарь (около 4,5 тысяч слов) – Попробуйте найти какое-нибудь слово и прочитать его лексическое значение. – Я предлагаю вам поработать в парах. – У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (приложение 2) | Учащиеся делятся на две группы и выполняют задание на классификацию. 1 группа работает со смарт-доской. 2 группа работает с интерактивной панелью. Учащиеся анализируют ответы других детей и высказывают свое мнение. Знакомятся с самыми известными толковыми словарями. Учащиеся в парах выполняют задание на карточках на соотношение слова с его лексическим значением. | Групповая работа Фронтальная работа Работа в парах | Шкала оценки группы Словесная оценка | Смарт-доска Интерактивная панель Программа learningapps (задание на определение лексического значения) Смарт-доска (задание) Толковые словари Раздаточный материал (карточки на соединение слова с его значением) | |
Действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки | Словесный метод: беседа Лесенка успеха | – В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. – Слова можно распределять по группам в зависимости от их лексического значения. – Это мы сейчас с вами и сделаем. – Для работы вам необходимо объединиться в две группы. Ваша задача: распределить слова на 4 группы в зависимости от их лексического значения. – Какая тема сегодняшнего урока? – Какую цель ставили? – Достигли ли мы ее? Как? – Чем полезен был данный урок? – Где вы сможете использовать полученные знания? – Что нового узнали? – Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха. | 1 группа работает со смарт-доской; 2 группа работает с интерактивной панелью. Учащиеся выполняют задание на распределение слов по группам в зависимости от их лексического значения. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке и отвечают на вопросы учителя. Учащиеся оценивают свою деятельность с помощью лесенки успеха. | Работа в группах Фронтальная | Словесная оценка Самооценка (лесенка успеха) Словесная оценка учителем. | Смарт-доска; интерактивная панель (работа в программе learningapps) Индивидуальные карточки (лесенка успеха) |
Приложение 1
А | Б | А | Е | Б | О | Л |
О | Е | Е | Я | Г | Ю | Л |
У | Х | К | У | Д | Я | А |
Л | Ц | Я | Ю | И | Е | М |
Е | Н | У | Ё | Ш | У | К |
Я | Т | И | С | Ц | Ё | Ш |
Ю | Л | Ю | И | З | К | Ц |
Л | Е | К | С | И | К | А |
Приложение 2
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… | баловаться | |
Любящий трудиться, усердный- (какой?)… | ленивый | |
Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)… | пожилой | |
Перевёртываться через голову- ( что делать?)… | жизнерадостный | |
Вести себя безобразно-(что делать?)… | кувыркаться | |
Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)… | трудолюбивый | |
Очень весёлый человек- (какой?)… | гостить |
Приложение 3
«Шкала оценки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...
статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"
Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...
статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"
Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...
Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)
Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....
Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе
Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу долже...
Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...