Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"
методическая разработка (3 класс)
В год 75 летия Победы учащиеся знакомятся с городами героями.
Разработка классного часа+ презентация "Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_urok_pamyati.docx | 21.34 КБ |
leningrad.pdf | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»
Тема: Блокада Ленинграда.
Тип урока: Классный час.
Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.
Оборудование к уроку: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба.
Ход урока
Слайд 1-4. Звучит удар колокола.
Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
Слайд 5.
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, холодная зима, проблемы с отоплением и транспортом, привели к сотням тысяч смертей среди жителей
Слайд 6-7.
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм. Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Справка: Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку:
- пищевая целлюлоза – 10 %,
- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
- обойная пыль – 2 %,
- выбойки из мешков – 2 %,
- хвоя – 1 %,
- ржаная мука – 75 %.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
Слайд 8-13.
В кольце окружения по приблизительным расчетам оказалось 2 451 000 гражданского населения (в том числе дети).
Ленинград не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях. В блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты.
Слайд 14-15
По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинград продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Первое время перевозить по ледовому маршруту удавалось небольшие партии грузов. Во-первых, машины шли недогруженными, что давало дополнительный шанс уцелеть, не провалиться под еще слабый лед. Во-вторых, расстояние между ними составляло не меньше 100 метров, да и скорость движения была невелика.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.»
Слайд 16-17
Стихотворение Лев Зазерский
Их теперь совсем немного-
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети малеького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней-
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна-
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Итог. Жертвы блокада Ленинграда: От голода погибло 640 тыс. человек.От боевых действий- 235 тыс. человек. 27 января 1944г. Блокада города была окончательно прорвана. В городе к этому времени оставалось 560 тыс. жителей- это в 5 раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда оказалась самой кровопролитной осадой в истории человечества.
Интернет ресурс:
1.1.Фото: Блокадный Ленинградhttps://aloban75.livejournal.com,
https://www.pravmir.ru › 20-fotografij-blokadnogo-leningrada
1.2.Дети Ленинграда https://mir24.tv › articles › vospominaniya-detei-blokady-dom-ne-razbom.
2.Видео:
2.1.Хлеб в блокадном Ленинграде,
2.2Блокада Ленинграда глазами детей
2.3 https://yadi.sk/i/Tii-5b9C1xELbA
https://drive.google.com/drive/folders/1Wx7fxeeuyM5d104PWJyjhswRT7lsgo4y
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)
Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....
Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"
Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...
Всероссийский урок памяти «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»
Цели:1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;2. способствовать нравственно-патриотическом...
Из опыта работы участия во Всероссийской акции "Блокадный хлеб"
В рамках празднования 75-летия Великой Отечественной войны в нашем классе проведен ряд мероприятий, посвященных Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб», Великой Победе....
Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводится в память о стойкости духа советского народа в годы Великой Отечественной войны....
Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"
Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"...