Использование ИТК в воспитательной работе
статья

В данной статье представлен опыт работы по применению ИТК в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_itk_v_vospitatelnoy_rabote.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИТК в воспитательной работе

Каждый из нас, наверняка, вспоминает детство и события, которые связаны с жизнью в школьные годы. И, наверное, добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который всегда помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он, конечно же, ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Но если мы сравним себя и современных детей, многие со мной согласятся, что современные дети совершенно другие. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является основным источником информации для ребенка.

И конечно, же здесь будут уместны слова  педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...» 

Основным фактором, который обеспечивает эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека, способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и самосовершенствованию.

Применение инновационных технологий помогает классному руководителю улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес у учащихся, формировать определенные нравственные качества личности.

Воспитательных технологий в современной педагогике очень много. Как из этого потока выбрать наиболее эффективные? Ведь при организации воспитательного мероприятия приходится сочетать несколько технологий.

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Современные воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В своём выступлении заострю внимание только на одной технологии – информационно-коммуникативной.

С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Считаю, что использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий в основном использовали печатные материалы, то сегодня имеем возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, мы формируем электронную базу фото и видео материалов класса, ведем электронное портфолио учащихся, летопись класса.

Считаю одним из действенных способов этой технологии использование мультимедийных презентаций. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, классный руководитель способен создавать оригинальные материалы, которые увлекают и мотивируют детей. Используя этот метод, имеем возможность воздействовать сразу на несколько органов чувств, вызывать эмоциональный отклик у детей, переживания. Презентация поможет нам провести беседу, при помощи презентации мы можем провести викторину, организовать караоке-клуб и другие мероприятия. Презентации, которые сочетают в себе: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся.

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив классного коллектива качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов. В настоящий момент в классе нами создано 12 видеороликов о жизни классного коллектива, а также у каждого ребёнка имеются видеоматериалы конкурсных выступлений, у каждого ребенка имеется флешка с фотоматериалами мероприятий класса и ежегодной летописью класса.

Кроме того, провожу мероприятия с выходом в Интернет, использую  цифровые и электронные образовательные ресурсы, на внеклассных мероприятиях использую мобильный компьютерный класс. При проведении внеклассных мероприятий также использую ресурсы информационно-образовательного портала «Российская электронная школа».

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.    

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на мероприятиях, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование икт в воспитательной работе

использование икт в воспитательной работе...

статья "Использование ИКТ в воспитательной работе"

Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. В своей педагогической деятель...

статья "Использование ИКТ в воспитательной работе"

Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. В своей педагогической деятель...

статья "Использование ИКТ в воспитательной работе"

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний...

Использование ИКТ в воспитательной работе в школе

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств......

Использование ИКТ в воспитательной работе

Использование  ИКТ в воспитательной работе...