Игра как средство развития младших школьников
статья
Игра для младших школьников является ведущим видом деятельности. Как же ее правильно использовать, чтобы она помогала ребенку развиваться?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstva_razvitiya_kollektiva_mladshih_shkolnikov.docx | 105.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средства развития коллектива младших школьников
- Психолого-педагогические характеристики игровой деятельности
Прежде чем перейти к рассмотрению психологической и педагогической игры, считаю необходимым разобраться, что же такое «игра». Начнем с психологической точки зрения. Павел Петрович Блонский уверен, что «игра» - это скорее общение понятие для бесчисленного множества детской деятельности. Он уверен, что как таковой игры не существует и что это слово и та деятельность, которую называют игрой, являются «взрослыми» понятиями, потому что у детей отношение гораздо серьезнее. Что касается Даниила Борисовича Эльконина, то он уверен, что нельзя все виды детской деятельности объединить под одним общим понятием «игра». По его мнению, игра – это все-таки своеобразная деятельность, в котором складываются и совершенствуются регулирование поведения. Кроме того, из курса психологии нам знаком такой термин, как «Ведущий вид деятельности», введенный в 1983 году А.Н. Леонтьевым. Мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, которая способствует благополучному протеканию главнейших психических процессов и позволяет в дальнейшем перейти на новую ступень развития. [6]
Теперь перейдем к рассмотрению понятия «игра» с точки зрения педагогики. Польский педагог, Януш Корчак, считает, что игра это ни что иное, как инструмент, помогающий определить свое место в этом мире. Станислав Теофилович Шацкий. Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с огромным и светлым окном, через которое в духовный мир ребенка попадает поток понятий и представлений.
Татьяна Сергеевна Бибарцев, кандидат педагогических наук, предложила ряд утверждение, которые, по ее мнению, отражают суть понятия «игра»: игра представляет собой какое-либо действие, будь то физическое, эмоциональное или интеллектуальное. Игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными людьми. Игра порождается внутренним стремлением к отдыху, обучению и так далее, но без мотивационной сферы игра не сможет состояться. И последнее: игра необязательное занятие, осуществляемое не всегда в реальной, чаще в условной ситуации. [5]
Вообще, игра и игровая деятельность имеет одно очень главное отличие от других видов деятельности: она не подчиняется внешним целям (или делает это в исключительных случая) и сама по себе является мощнейшим собственным двигателем. [14] Зеньковский отмечает, что детские игры помогают развивающейся и формирующейся личности вжиться во все многообразие человеческих отношений.
Удивительно то, насколько прочна связь между игрой и социальными условиями. Маргарет Мид в своей книге рассказывает о своих наблюдениях за жизнедеятельностью детей, которые жили на о. Самоа. Они очень много помогали родителям в обычных делах – собирали урожай, ловили рыбу, поддерживал порядок в доме. У родителей практически не было четкой границы между отдыхом и работой, от этого дети практически не проживали это в своих играх. [16] Зато в племенах Новой Гвинеи детей практически не привлекают в труду, хотя взрослые там трудятся не покладая рук. В отличие от детей из самоанских племен, в Новой Гвинеи дети играют, пусть и однообразные и скучные по мнению М. Мид игры, до тех пор, пока не устанут. После чего они отдыхают, чтобы начать играть заново. [17]
Игра, как любой вид деятельности, включает в себя целеполагание, реализацию цели, планирование и анализ результатов. Мотивация в данном случае обусловлена в первую очередь добровольностью, возможностью выбора и в некоторых случаях добавление соревновательного элемента. Рассматривая игру как процесс, в структуре мы можем выделить: роли, игровые действия, игровое употребление предметов, реализующееся через замещение реальных предметов и сюжет. [13]
Сталь Анатольевич Шмаков выделяет 4 главные черты, которые присуще каждой игре:
- Свободна действия и их развития, которая выполняется ребенком ради удовольствия, а не ради достижения результата;
- Импровизационный и творческий характер деятельности;
- Эмоциональность и «эмоциональное напряжение»: соперничество и конкуренция;
- Регламентированность, соответствие установленным правилам. [15]
Существует достаточно большое количество классификаций игр. В своей работе я хотела бы остановиться на классификации К. Гросса. Немецкий психолог классифицирует игры по характеру педагогического значения: подвижные, умственные, сенсорные, и интеллектуальные. [8]
- Особенности развития коллектива младших школьников
Антон Семенович Макаренко является автором наиболее полной и завершенной теории коллектива на сегодняшний день. В своих работах Макаренко дает такое определение коллективу: «организованная группа, которая имеет согласованную с обществом, объединяющую всех его членов и социально значимую цель деятельности».
Также Макаренко выделил два закона, по которому живет коллектив: закон движения коллектива и закон параллельного педагогического действия. Суть первого закона заключается в том, что для движения вперед коллектив должен видеть ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу. Суть второго закона заключается в том, что коллектив оказывает влияние на отдельную личность, а развитие отдельная личность, в свою очередь, влияет на развитие коллектива.
Любой коллектив, в том числе и коллектив младших школьников, проходит три стадии развития: зарождение коллектива, пребывание в состоянии единого целого и расцвет коллектива.
В жизни каждого человека коллектив играет одну из важнейших ролей. Что касается младшего школьника, тут все гораздо сложнее: для него это целая сфера жизнедеятельности, ведь он достаточно большую часть времени проводит в коллективе, общаясь с ее членами.
Школьный коллектив является одним из компонентов образовательного процесса. Созданная благоприятная обстановка в нем способствует развитию и комфортному существованию всех членов коллектива. Общаясь, ребенок развивается и помогает развиваться своему собеседнику. Появление школьного коллектива способствует формированию узкой группы, в рамках которой в будущем будут усвоенные важнейшие правила, принципы, нормы, правила поведения. Группа, которая поможет каждому получить свой социальный опыт.
А. С. Макаренко выделяет следующие особенности развития коллектива младших школьников:
- наличие бодрости и готовности воспитанников к действию;
- наличие у детей ощущения собственного достоинства, которое вытекает из представления о значимости своего коллектива;
- наличие дружеского единения членов детского коллектива;
- наличие ощущения защищенности в коллективе. [9, 11, 12]
Среди особенностей коллектива можно так же выделить такую особенность, что, несмотря на наличие системы деловых взаимоотношений, в коллективе образуются малые группы эмоционально-психического характера.
Кроме того, на начальных этапах труд является одной из основных движущих сил для сплочения и развития коллектива. Именно труд способствует непосредственному контакту, эмоциональному сопереживанию и обмену опытом.
В ряде нескольких исследований было установлено, что чем разнообразнее формы организации познавательной деятельности, тем разнообразнее связи как между отдельными членами, так и между группами. [10]
- Влияние игры на развитие коллектива младших школьников
Очень сложно представит себе младшего школьника, который бы не играл. Из этого можно сделать вывод, что игра имеет большое значение для ребенка, его развития и становления как личности. Детей привлекает игра своей добровольностью и тем удовольствием, которое дети получают во время и после игры. Сложно представить себе игру, которая бы осуществлялась в силу строгой необходимости. Да даже если такая и бывает, то она никогда не увенчается успехом и долго не протянет. Как правило, результатом игры является тот эмоциональный и жизненный опыт, который они «забирают» с собой из игры.
Игра также важна для детей по той причине, что позволяет детям примерить на себя социальные роли, реализовать все свои мечты и фантазии, в некоторых даже почувствовать нелегкий груз ответственности. Все это позволяет нам сделать вывод, что игра важна как для настоящего ребенка, так и для его будущего. [7]
Игра обладает несколькими функциями, которые помогут также разобраться с тем, какое влияние игровая деятельность оказывает на развитие коллектива младших школьников.
Игра способствует социализации ребенка, формированию его произвольной деятельности. В комплексе с этой функцией можно также рассмотреть вторую – коммуникативную, которая реализуется в игре за счет принятия ребенком на себя ряда обязанностей и за счет соблюдения определенных норм. Согласно закону параллельного действия, развиваясь, личность способствует развитию коллектива. То есть достаточно социализированная и ответственная личность способствует развитию коммуникативных связей внутри коллектива. Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на развитие коллектива.
Игре свойственная диагностическая функция. Ребенок проигрывая ту или иную ситуацию, ведет себя таким образом, каким бы он повел себя в реальной жизни. Таким образом, будучи инструментом диагностики, игра позволяет коллективу развиваться в нужно направлении, корректировать свой «маршрут». [4]
Развлекательно-рекреативная функция способствует пробуждению интереса, воодушевлению ребенка. Это, в свою очередь, способствует развитию коллектива и предотвращает «застоям», которые могут привести к распаду коллектива.
Самореализация, которую также обеспечивает игра, позволяет отдельным членам внутри коллектива находить свое место. Соответственно, коллектив, в котором каждый может реализовать себя и нашел свое место, обречен на успех.
- Диагностики уровня развития коллектива
Во второй главе моей курсовой работы мне бы хотелось рассмотреть несколько диагностик уровня развития коллектива и проанализировать их.
Авторская диагностика уровня классного коллектива И. В. Золотухиной предполагает оценку каждой характеристики классной жизни по пятибалльной шкале, где
5 – соответствует тому, что эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;
4– проявляется часто;
3 – бывает редко (иногда);
2 – этого у вас нет;
1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана.
Ниже приведены характеристики, которые предлагаются учащимся для оценки.
№ п/п | Характеристики | Оценка | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1. Уровень развития ученического самоуправления | ||||||
1.1 | Мы являемся организаторами своей жизни в классе | |||||
1.2 | В классе есть органы самоуправления | |||||
1.3 | Я знаю, как выполнить свое поручение | |||||
1.4 | Мы сами планируем свои дела | |||||
1.5 | Мы отвечаем за состояние своего класса(чистоту, уют, порядок) | |||||
1.6 | Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами | |||||
2. Взаимоотношения в классном коллективе | ||||||
2.1 | Мы доброжелательны к друг другу | |||||
2.2 | Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга | |||||
2.3 | У нас доброжелательные отношения с учителями | |||||
2.4 | Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор | |||||
2.5 | Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются | |||||
2.6 | Мы не боимся высказывать свое мнение учителям | |||||
3. Мотивированность классного коллектива | ||||||
3.1 | Мы стараемся получить хорошие знания | |||||
3.2 | Мы настроены на активную трудовую деятельность | |||||
3.3 | Я осуществил(а) свой профессиональный выбор | |||||
3..4 | Мы стремимся улучшить окружающую среду | |||||
3.5 | Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы | |||||
3.6 | Мы заботимся о сохранении собственного здоровья | |||||
4. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива | ||||||
4.1 | Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью | |||||
4.2 | Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе | |||||
4.3 | Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения | |||||
4.4 | В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители | |||||
4.5 | Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни | |||||
4.6 | Проводимые дела носят творческий характер |
Обработка результатов проходит в два этапа. Вначале подсчитываются баллы по каждому блоку.
От 6 до 12 баллов – очень низкий уровень развития соответствующего блока;
От 13 до 18 – низкий уровень;
От 19 до 24 – средний уровень;
От 25 до 30 – высокий уровень.
Далее эти баллы суммируются, и педагог может оценить общий уровень развития коллектива. [1]
Суммарное число баллов | Уровень развития коллектива |
24 - 48 | Очень низкий |
49 - 72 | Низкий |
73 - 96 | Средний |
97 - 120 | высокий |
На мой взгляд, эта диагностика достаточно удачная в том плане, что оценивается не просто коллектив в целом, а отдельные аспекты, которые влияют на климат внутри коллектива и, соответственно, на уровень его развития. Благодаря результатам педагог может сделать соответствующие выводы, понять, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Единственный недостаток ее заключается в том, что подойдет она для учащихся в 3 и 4 классе.
Следующий вид диагностики называется «Чудо-дерево». Она была разработана для оценки отрядных дел в лагере, но при грамотном использовании может пригодиться для диагностики уровня развития коллектива.
Каждый ученик получает рисунок, на котором изображены несколько человечков, занимающиеся разными делами. Задача ребенка определить свое местоположение на этом дереве. При анализе учитель учитывает не только местоположение, но действия, движения. [3]
Можно также предложить ученику подписать своих одноклассников, кто на его взгляд какое место занимает.
Преимущество такой диагностики заключается в том, что она подойдет для учащихся первого и второго класса. Кроме того, исходя из этой диагностики, будет понятно, есть ли в коллективе лидеры и изгои, что тоже важно понимать при оценке уровня развития коллектива. Минус этой диагностики заключается в том, что она охватывает только взаимоотношения в классе, в отличие от первой диагностики, где можно было получить информацию о мотивированности и самоуправлении.
Существует еще одна методика под названием «Чудо-дерево», цель которой является выявление отношения подростков к содержанию работы класса. Она подходит больше для старших ребят. Для младших школьников можно ее переделать так, что эта диагностика поможет учителю выявить отношение детей друг к другу. У каждого есть своя яблоня, на корой висит такое количество яблок, сколько учеников в классе. Каждый ребенок подходит к яблоне своего одноклассника и раскрашивает его в соответствии со своим отношением к нему: Зеленое яблоко – много и хорошо общаемся, желтое яблоко – мало общаемся, красное яблоко – совсем не общаемся. В итоге у каждого ученика будет яблоня, раскрашенная теми цветами, какое к нему отношение. Важно, чтобы педагог не акцентировал внимание на тех детях, у которых много красных яблок. И перед тем, как отдать их детям, педагогу следует самостоятельно проанализировать результаты. Грамотная работа с определенными ролями в классе поможет в будущем учителю развивать коллектив в правильном направлении.
Последняя диагностика, о которой мне бы хотелось рассказать, называется «оценка и самооценка». Учащиеся оценивают класс по четырехбальной системе по каждому из предложенных качеств. По каждому качеству подсчитывается средний балл. Также можно подсчитать средний балл по отдельным группам класса, например, мальчиков, девочек, отличников, активистов и т.д.
Лист самооценки:
Наш класс | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. | Целеустремленный |
+ |
+ | + |
+ |
Фамилия, имя учащегося ______________________
Лист общей оценки:
Фамилия, имя учащихся класса | Наш класс | |||||||||||||||
Целеустремленный | Организованный | Сплоченный | Активный | |||||||||||||
1 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Такая методика подойдет скорее для больше старших детей – третий четвертый класс. Ее преимущество заключается в том, что можно увидеть как отношение отдельного ученика, так и целого класса по среднему баллу. Учитель, видя индивидуальные результаты, может грамотно выстроить в будущем свою работу: кого-то чуть больше вовлекать в мероприятия, устраивать какие-нибудь мероприятия для поддержания и повышения какого-либо критерия. [2]
Подводя итог по всем диагностикам, которые я представила, я хотела бы сказать о том, что нельзя полагаться только на одну какую-то диагностику. Только в комплексе они помогут наиболее полно охарактеризовать уровень развития коллектива. В одной диагностике могут быть учтены не все критерии, которые позволят учителю оценить уровень развития коллектива. В этом случае на помощь ему придет еще одна диагностика, результаты которой дополнят первую диагностику.
Список используемых источников
- https://multiurok.ru/index.php/files/diaghnostika-urovien-razvitiia-klassnogho-kolliekt.html
- https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/02/03/diagnosticheskie-metody-i-metodiki-po-vyyavleniyu
- Александрова Е. Как узнать, что все идет по плану? Сборник методик педагогической диагностики // Издательские решения. – 2017. – 21с.
- Бессарабова И.С. Функции игры как педагогического феномена // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8.
- Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культур-ной сферы: Учеб. пособие. СПб., 1999. 64 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии : двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. – 1966. – №6 ноябрь-декабрь 1966.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. // Киев, 1916.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987.
- Кумарина Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Теория и методика игры : учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 276 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01164-7.
- Макаренко А.С. Воспитание в советской школе /изд. «Просвещение» М., 1966.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / под ред. Г.С. Макаренко, изд. Академии педагогических наук РСФСР М., 1950
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред А.В.Запорожца.- М.: «Просвещение», 1976.- 95 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры– М. : Новая школа, 1994. - 238 с.
- Mid M. Coming of Age in Samoa. A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilisation. Morrow. N. Y., 1928.
- Mid M. Growing Up in New Guinea. A Comparative Study of Primitive Education. Morrow. N. Y., 1930.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство обучения младших школьников
Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельност...
Игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству
Работа содержит теоретический и практический материал для учителей начальных классов и изобразительного искусства по использованию дидактических игра на уроках изобразительного искусства....
Игра как средство обучения младшего школьника.
С приходом ребенка в школу, игровая деятельность продолжает играть важную роль в жизни школьника. И поэтому учитель использует игру в обучении грамоте в 1 классе. Таким образом игра служит методом обу...
Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...
Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...
презентация по теме « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
Презентация к мастер-классу по теме "Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»...
Игра как средство развития младших школьников во время уроков
Игра - это не только удовольствие, радость для ребненка, что само по себе очень важно. С ее помощью мы развиваем внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы д...