Доклад на тему "Эффективность работы группы продлённого дня"
методическая разработка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_raboty_gruppy_prodlyonnogo_dnya_-_kopiya.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективность работы группы продлённого дня»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Если говорить языком статистики, то организация группы продлённого дня в школе актуальна для 70% родителей, дети которых посещают ГПД. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Всесторонние развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучение, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банально общение со сверстниками это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. К тому же в ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы.
Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.
Для максимально-эффективной работы ГПД необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровье-сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Цели ГПД
Главная цель ГПД - создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.
Задачи ГПД
- создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе
- способствовать развитию навыков самообразование и повышать интерес школьников к обучению
- развивать нравственные качеств личности
- создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основные формы воспитания в ГПД:
Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии)
Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация)
Досуговые формы (прогулки, развивающие игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).
Режимные моменты и их значение в работе ГПД.
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Ведь помимо того, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе, так и его отдельные элементы формируют у ребёнка необходимые в социуме навыки, ведь в конечном итоге ГПД это вполне точная модель социума и ребёнок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы.
При приёме в группу у нас существует определённый ритуал. Дети должны привести себя в порядок, придти собранными и спокойными. Через какое-то время у детей выработался навык и они стали ответственно подходить к своему внешнему виду и поведению.
Индивидуальная работа с дежурными
Ежедневно мы назначаем дежурных по классу. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки. Дежурных желательно назначать из числа тех, кто лучше всего проявил себя накануне, таким образом, дежурство, а значит труд будут в группе не наказанием, а поощрением.
Отдых и деятельность на воздухе.
В современном мире не многие родители отпускают учеников младших классов одних на улицу, и это правильно. Но при этом родители не часто ходят с детьми гулять. В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость.
Обед.
Очень часто в семьях отсутствуют традиции совместных обедов. Многие хватают на ходу бутерброды или сладости. В ГПД дети получают горячее питание, что, несомненно, полезно для здоровья.
К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи. Дети учатся вести себя за столом.
Переключение на умственную деятельность.
В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и так далее. К тому же в ГПД мы беседуем с детьми о проблемах, о которых многие взрослые не умеют говорить с учениками младших классов, например, о политике, об экономических проблемах.
Самоподготовка. Самоподготовка учит детей самостоятельно планировать занятие, ответственно подходить к работе, помогать друг другу, не подсказывая при этом.
Во время самоподготовки всплывают некоторые проблемные моменты, о которых важно знать учителю.
Занятия по интересам, творческие занятия.
Воспитатель планирует свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5—10-минутным перерывом в середине занятий.
Ребята развиваются творчески, при этом учатся делать выбор между тем или иным видом деятельности.
Подведение итогов дня
Ежедневно мы подводим итоги, анализируем, что было плохо, а что хорошо. Выбираем дежурных на следующий день. Корректируем наши планы.
Индивидуальные беседы с детьми. Прежде всего, дети получают персональное внимание взрослого. Во-вторых, ребёнок может поделиться своей проблемой. При необходимости разбираем причины и следствия плохих поступков и делаем выводы.
Индивидуальные беседы с родителями. Даже такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы.
А теперь рассмотрим основные виды деятельности детей и воспитателя в ГПД более подробно.
Основные направления деятельности в ГПД
- Учебная деятельность
- Досуговая деятельность
- Коммуникативная (общение) деятельность
- Здоровьесберегающая деятельность
- Воспитательная деятельность
Учебная деятельность в ГПД
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. У ж в школе разновозрастная группа, в которой объединены учащиеся классов из разных параллелей. В этом есть свои сложности и преимущества. Например, старшие школьники могут проконсультировать младших, но необходимо организовать работу тех учащихся (первоклассников), которые ещё не участвую в самоподготовке.
- Самоподготовка проводится не ранее 15-00, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физминутки проводятся каждые 20 минут. На самоподготовку отводится не более часа.
- Образовательная деятельность корректируется учителями, которые должны сообщить воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информация о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
- Ошибочно думать, что главная цель самоподготовки - выполнение домашнего задания. Это важно и удобно, но гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
1. Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
- Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
- Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
- Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
- Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также может обратить внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление поведенческих особенностей детей.
Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. Как правило, такие беседы согласуются с педагогом и могут носить общеобразовательный или воспитательный характер.
Досуговая деятельность в ГПД
Долгое время досуговой деятельности в процессе образования уделяли незначительное внимание. Но сейчас ситуация изменилась и досугу уделяется большое внимание. Хотя, у хорошего воспитателя ГПД, получается сформировать отношение к любой деятельности, включая образовательную. Задача воспитателя сделать досуг ребят посещающих ГПД насыщенным, интересным, разнообразным. Для обеспечения качественного досуга важно уметь комбинировать и чередовать различные виды деятельности. То есть досуг должен включать в себя творческие занятия, активную игровую деятельность, коллективные и индивидуальные формы досуга. Цель досуговой деятельности ГПД - раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой. И, разумеется, максимально эффективно использовать мощный педагогический потенциал игры.
Коммуникативная (общение) деятельность в ГПД
ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда. То есть дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Воспитатель ГПД также общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
- Воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
- Воспитатель ГПД общается с учителями, которые информируют воспитателя о тех особенностях детей, которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
- Воспитатель ГПД общается с родителями детей, посещающих ГПД и может рассказать родителям на что им важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания.
Здоровьесберегающая деятельность в ГПД
В своей деятельности ГПД руководствуется, в том числе, "Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02". Ни и без этих требований, очевидно, что забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников.
Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
Исследования, проведённые в НИИ физиологии детей и подросток РАО, позволили сформулировать принципы физкультурно-оздоровительной работы в ГПД.
- Гимнастику до занятий (10 минут);
- Физкультминутки на каждом на занятиях самоподготовкой и других видов сидячей работы (1,5-2 минуты);
- Спортивные часы (45-59 минут);
- Игры на переменах (5-10 минут);
- Подвижные игры во время прогулок (30-40 минут).
Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитатель ГПД может беседовать с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД позволяет планомерно достигать поставленные цели и реализовывать задачи. Замечено, что учащиеся, которые посещают ГПД, через некоторое время демонстрируют более высокие учебные результаты и эффективное социальное взаимодействие.
Воспитательная деятельность в ГПД.
Так как в конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию, будь то нравственное воспитание или воспитание экологической грамотности, то отдельно я рассматривать не буду. Скажу только, что у воспитателя ГПД есть огромные возможности формирования характера детей, нравственных качеств. Именно воспитатель ГПД может вовремя заметить признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее. Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой, а воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурства, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель может сопоставлять, анализировать, опираясь на знания и богатый педагогический опыт. Воспитать достойного человека, сформировать основу характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы группы продлённого дня 2011-2012 гг.
План работы группы продленного дня на 2011-2012 гг....
Тематическая работа группы продлённого дня. Тема: Птицы наши друзья.
Тематическая работа группы продлённого дня 2-4 классов.Тема: Птицы наши друзья. Цель - Познакомить детей с жизнью птичьего мира зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи - сист...
План работы группы продлённого дня.
План работы группы продлённого дня. Материал поможет воспитателю спланировать работу в ГПД по направлениям....
Планирование работы группы продлённого дня.
Планирование занятий в ГПД для 4-ых классов по месяцам....
Учебно - тематическое планирование воспитательной работы группы продлённого дня в 4 классе
Методическая разработка "Учебно-тематическое планирование воспитательной работы ГПД в 4 классе" написана в помощь воспитателям группы продлённого дня, работающих в 4 классах и в классах ко...
План работы группы продлённого дня
Цели и задачи работы в группе продлённого дня , мероприятия, беседы....
Режим работы группы продлённого дня
Режим работы группы продлённого дняРаботая в группе продлённого дня, очень часто приходится слышать недовольство родителей по поводу прогулки на свежем воздухе. Но прогулка является одной из форм...