Адаптация у первоклассника.
статья (1 класс)
Как помочь ребенку пережить период адаптации с наименьшими потерями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnika.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассника к школе.
Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребёнка от статуса дошкольника к статусу школьника. Большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям.
Адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.
Первый этап адаптации носит название «Ориентировочный».
Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки. Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.
Второй этап – этап «Неустойчивого приспособления».
Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены. Длительность: около двух-трёх недель.
Третий этап адаптации – «Относительно устойчивое приспособление».
На этом этапе у ребёнка появляется уверенность в выбранных формах поведения, они становятся устойчивыми; происходит окончательная оценка понятия «я – школьник, и что это значит»…Длится последний этап от пяти-шести недель до года.
Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям, к новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.
Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.
Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.
Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)
К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:
1. наличие полной семьи;
2. высокий уровень образования родителей;
3. адекватные методы воспитания;
4. уважение прав ребёнка;
5. готовность ребёнка к школе;
6. положительное отношение в семье к статусу школьник.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность от процесса обучения.
Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы.
Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями.
В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углубленным изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности.
Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками.
Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.
Как же помочь ребенку во время адаптации?
Похвала
Вважно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности и у ученика появится желание и стремление сделать лучше!
График работоспособности при подготовке домашнего задания
Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:
- легко ли ребёнок «включается в работу»?;
- сколько времени требуется «на разгон»?;
- сколько времени, после включения, он может работать не уставая?;
- как быстро наступает истощение?
Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.
- Не требуйте слишком много!
Важно понимать и осознавать возможности ребёнка. Для этого можно просто наблюдать: что у начинающего школьника получается хорошо, а что – не совсем. Ставьте «цели» мягко, чуть-чуть выше возможностей ребёнка или в соответствии с ними.
Ставка на уверенность
Для мамы и папы очень важно знать «сильные» стороны своего начинающего ученика. Для этого ответьте себе на вопросы:
«Что восхищает меня в моём ребёнке?»
«Что он умеет делать хорошо?».
Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.
Всегда должна быть возможность успокоиться
Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.
В подобных случаях нельзя говорить такие фразы: «Не обращай внимание!», «Это же фигня-вопрос…», «Такие это мелочи!» и т.д.
Нужно обозначить, что вы понимаете его чувства: «Я знаю, ты расстроен» и осторожно попросить рассказать что случилось. Пока ребёнок будет рассказывать, эмоция выразится и ребёнку станет легче.
Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:
- развивайте у начинающего школьника «чувство» времени;
- приучайте содержать свои вещи в порядке;
- помните: «Ребёнок тоже имеет право на ошибку!»;
- предоставляйте своему ребёнку возможность самому себя обслуживать.
Так же очень важен:
- Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
- Полноценный сон.
- Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
- Прогулки на свежем воздухе
- Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
- Рационально здоровое питание.
- Позитивное отношение к окружающим людям.
- Стремление к успеху.
- Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.
Резюмируя, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который, ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Адаптация будущих первоклассников.
Данная программа поможет учителям начальных классов спланировать работу с будущими первоклассниками, организовав постепенный переход из детского сада в школу....
Особенности адаптации современных первоклассников
Как бы ни старались учителя, как бы ни готовили родители детей, поступление в школу всегда стресс для ребёнка. Меняется вся привычная жизнь, её ритм, окружение, отношение к ребёнку в...
Процесс адаптации ребёнка-первоклассника.Доклад.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом....
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...
ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Период адаптации в 1-м классе обнаруживает неспособность некоторых детей справляться с первыми трудностями, выполнять выдвигаемые им требования по усвоению учебных навыков, норм и правил поведения и о...