Краткосрочный проект
проект
Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: "Народная-игрушка - матрешка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №125
_____________________________________________________________________________
Проект на тему:
«Народная игрушка – матрёшка»
Срок реализации: 1 месяц
Возраст детей: 2-3 года
Авторы проекта:
Афанасьева И. В. Оленчик Е.
С. Руди И. Ленская Ю.В.
г. Калининград, 2019 г.
«Народная игрушка – матрёшка»
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали и вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недостаточно информированы об истории происхождения матрёшки, как русской народной игрушки, недооценивают развивающую роль матрёшки.
Участники проекта:
Воспитатели младших групп, педагог – психолог.
Дети младших групп;
Родители воспитанников.
Актуальность темы:
Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни.
В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.
На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры.
Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость.
Цель проекта:
обобщить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;
развить у детей познавательный интерес к народным игрушкам;
создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;
способствовать развитию речевого общения, обогащению и активизации словаря детей;
развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
развивать интерес и любовь к искусству.
Развивающие:
развивать чувство цвета, ритма и композиции, эстетическое восприятие;
развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность в поведении детей.
развивать у детей умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки;
воспитывать духовно-нравственные качества, чувство любви, доброты, милосердия и уважения к близким через умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;
содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.
Продолжительность проекта:
1 месяц.
Сроки реализации: 2019г.
Системная паутинка
Образовательная область | Задачи | Ценностные категории | Методы, формы |
Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки, загадки. | Задачи: вызвать желание слушать потешки, песенки, сказки, загадки учить рассказывать вместе воспитателем, отвечать на вопросы, побуждать к непроизвольному заучиванию; развивать речь, умственную активность, память; воспитывать умение слушать друг друга, воспитывать любовь к народным фольклорным песенкам и стихам. | Традиции Семья Литература Благодарность Великодушие Красота Родина Патриотизм Добросердечие | *Творческое задание; *Ознакомление с произведениями народного творчества. *Просмотр видеоматериала по данной теме. Взаимодействие с родителями: организация мини музея; консультации; совместные праздники и развлечения.
|
Музыкальные занятия и развлечения: песни, хороводы, музыкально- ритмичные движения. | - формирование навыка ритмичной ходьбы, - развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку, - развитие координации движений, - развитие ориентировки в пространстве. | Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способностей способствует развитию общей структуры личности. Благодаря тем или иным видам музыкальной деятельности развиваются фантазия, мышление, речь. | *Рассматривание картин, чтение стихов * беседы; наблюдения; игровая деятельность; Взаимодействие с родителями: Консультация Беседы |
Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки. | формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом. | Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения. 2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений. 3. Способность координировать свои действия с другими. Постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий её участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми. | *Наглядный материал *Чтение стихов * Беседа – обсуждение *Разучивание стихов *Подготовка к итоговому мероприятию Взаимодействие с родителями: *Консультации *Беседы |
Взаимодействие с семьями воспитанников: организация мини-музея, совместные праздники и развлечения. | Обогащать восприятия жизненных впечатлений. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту. Способствовать накоплению познавательных эмоциональных впечатлений от контакта с игрушкой. Развивать интерес к игрушке, желание с ней играть.
| Книжная культура Искусство Труд Усидчивость Терпение Родная культура | *Художественное творчество *Коллективные и индивидуальные работы *Совместные работы 2-3 детей *Тематические занятия *Дидактические игры *Развлечения Взаимодействие с родителями: *Консультации, беседы *Конкурсы работ родителей и воспитанников *Выставки детских работ для родителей *Стенгазеты |
Продуктивная деятельность: лепка, аппликация и рисование. | - предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы, - формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки, - приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. | *Дыхательная гимнастика *Психогимнастика *Физминутки *Игровые упражнения, задания Взаимодействие с родителями: *Консультации |
Планируемый результат:
- освоение детьми доступных знаний о русской народной игрушке – матрёшке;
- развитие у детей интереса к русской народной игрушке – матрешке;
- использование детьми игр с матрёшками в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки);
- проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
- развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
- умение рисовать простейшие элементы росписи матрёшек;
- повышение активности родителей в проведении мероприятий для детей.
Роль родителей в реализации проекта: родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка».
Этапы реализации проекта
Этапы проведения и реализации проекта:
Подготовительный этап:
1.Изучение интереса детей для определения целей проекта;
2.Определение цели и задач проекта;
3. Определение необходимых средств реализации проекта;
4.Изучение методической, научно-популярной литературы;
подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;
пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами.
Основной этап:
1.Чтение рассказов, сказок о матрешках, загадывание загадок;
2.Просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о матрешках;
3.Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением матрешек;
4.Беседы с детьми: «Народная игрушка – матрешка», «Как играть с матрешкой», «В гости к нам пришла матрешка»;
5Отгадывание загадок о матрешках;
6.Разучивание потешек, стихов, песенок о матрешках;
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;
2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цели | Сроки |
1 этап – концептуальный | |||
1. | Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности | формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов. | Декабрь |
2 этап – подготовительный | |||
1. | Подбор и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников | Повышение знаний педагогов | Декабрь |
2. | Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме | Создать условия для реализации проекта. | Декабрь |
2 этап – внедренческий | |||
1. | Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, иллюстраций, книг Составление и отгадывание загадок о народных промыслах | Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение. | Декабрь |
2. | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества». | Формирование познавательного интереса к русской народной игрушке через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. | Декабрь |
3. | Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского | Приобщать детей к русской национальной культуре; развивать музыкальные способности дошкольников; | Декабрь |
4. | Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр, «Матрешкины потешки» В. Берестов; | Познакомить детей с новыми произведениями; Активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать эстетическое отношение к народно - прикладному искусству. | Декабрь |
5. | «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку» | Развивать мышление у ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание. | декабрь |
6. | Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Матрешки» | Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине. Расширить знания детей о матрёшках. Закрепить понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький». Закрепить понятия «один», «много», «ни одного». Развивать изобразительное творчество детей. Создать радостное настроение. Закрепить знание цветов. | Декабрь |
7. | Слушание музыкальных произведений: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; | Формировать у детей умение слушать музыкальное произведение. Вызывать эстетические чувства у детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать. | Декабрь |
3 этап - заключительный | |||
1. | Праздник «Ярмарка народной игрушки» | Обобщить представления о разнообразии народных игрушек. | Декабрь |
2. | Презентация для родителей и педагогов. | Подведение итогов проекта | |
3. | Анкетирование родителей | Обратная связь | Декабрь |
Условия реализации проекта:
1. Учебно-методические ресурсы проекта
- План работы;
- Список методической литературы;
- Сборники стихов;
- выставка продуктов детской деятельности.
2. Материально – технические ресурсы проекта.
- DVD-центр, музыкальный центр, компьютер;
- Иллюстрации на бумажном и электронном носителе;
- Сборники стихов, загадок.
3. Организация РППС
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н «Проектная деятельность дошкольников».
- Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Клиентов А. «Народные промыслы».
- Козлова Е. «Матрешке – 100».
- «Матрёшка: история русской любимой куклы»
- http://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
- «Матрёшка – русская игрушка»
- Пополнение библиотеки группы стихами Ф. И. Тютчева, С.Д Дрожжина, С. А. Есенина, А. А. Блока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой творческий краткосрочный проект: "Зимнее окно"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702750","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"WIDTH: 48px; HEIGHT: 47px","width":"480"}}]]Краткосрочный группов...
Математика 3 класс (1-4) УМК «Школа России» Тема. Закрепление знаний табличного умножения, деления и геометрических представлений. Форма. Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры".
Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры.Используя математические вычисления: геометрический материал, решение задач, примеров, дать представление детям о связи арх...
Реализация краткосрочных проектов на уроках ОРКСЭ
В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельно...
Краткосрочный проект
Новогодний краткосрочный проект для 2 класса (урок технологии ФГОС НОО ОС "Школа 2100"). Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса "Лучшая методическая разработка - 2014" в номинации "Иннова...
краткосрочный проект
Индивидуальный информационныйкраткосрочный проект«Узоры и орнаменты на посуде»к уроку «Математика вокруг нас»по предмету «Математика»...
Номинация проекта «Лучшая разработка урока (занятия) 1 четверти 2014-2015 учебного года». Краткосрочный проект "Правила дорожного движения"
Вид проекта: творческо – информационный.Продолжительность проекта: однодневный.Участники проекта: учащиеся начальной школы 2 класса КРО VII вида.Основное направление проекта: предупр...
Краткосрочный проект "Старинный замок"
Урок технологии. Работа с бумагой. Изготовление "Старинного замка" по самостоятельно изготовленному чертежу. Работа в группах....