Краткосрочный проект
проект

Ленская Юлия Викторовна

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: "Народная-игрушка - матрешка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация                                                                               комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

                                                           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №125

_____________________________________________________________________________

Проект на тему:

«Народная игрушка – матрёшка»

                                                     

 Срок реализации: 1 месяц

                                                                    Возраст детей: 2-3 года

                                                                           Авторы проекта:

                                              Афанасьева И. В. Оленчик Е.

С. Руди И. Ленская Ю.В.

                               

                           

г. Калининград, 2019 г.

 «Народная игрушка – матрёшка»

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали и вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недостаточно информированы об истории происхождения матрёшки, как русской народной игрушки, недооценивают развивающую роль матрёшки.

Участники проекта:

Воспитатели младших групп, педагог – психолог.

Дети младших групп;

Родители воспитанников.

Актуальность темы:

Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни.

В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.

На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры.

Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость.

Цель проекта:

обобщить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;

развить у детей познавательный интерес к народным игрушкам;

создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников.

Задачи: 

Образовательные:

развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;

способствовать развитию речевого общения, обогащению и активизации словаря детей;

развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

развивать интерес и любовь к искусству.

Развивающие:

развивать чувство цвета, ритма и композиции, эстетическое восприятие;

развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность в поведении детей.

развивать у детей умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;

Воспитательные:

воспитывать любознательность, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки;

воспитывать духовно-нравственные качества, чувство любви, доброты, милосердия и уважения к близким через умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;

содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.

Продолжительность проекта:

1 месяц.

Сроки реализации: 2019г.

Системная паутинка

Образовательная область

       Задачи

  Ценностные категории

Методы, формы

Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки, загадки.

Задачи: вызвать желание слушать потешки, песенки, сказки, загадки учить рассказывать вместе

воспитателем, отвечать на вопросы, побуждать к непроизвольному заучиванию;

развивать речь, умственную активность, память;

воспитывать умение слушать друг друга, воспитывать любовь к

народным фольклорным песенкам и стихам.

Традиции

Семья

Литература

Благодарность

Великодушие

Красота

Родина

Патриотизм

Добросердечие

*Творческое задание;

*Ознакомление с произведениями народного творчества.

*Просмотр видеоматериала по данной теме.

Взаимодействие с родителями: организация мини музея; консультации; совместные праздники и развлечения.

 

Музыкальные занятия и развлечения: песни, хороводы, музыкально- ритмичные движения.

- формирование навыка ритмичной ходьбы,

- развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку,

- развитие координации движений,

- развитие ориентировки в пространстве.

Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способностей способствует развитию общей структуры личности. Благодаря тем или иным видам музыкальной деятельности развиваются  фантазия, мышление, речь.

*Рассматривание  картин, чтение стихов

* беседы;

наблюдения;

игровая деятельность;

Взаимодействие с родителями:

Консультация

Беседы

Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом.

Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.

2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений.

3. Способность координировать свои действия с другими. Постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий её участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми.

*Наглядный материал

*Чтение стихов

* Беседа – обсуждение *Разучивание стихов

*Подготовка к итоговому мероприятию

Взаимодействие с родителями:

*Консультации

*Беседы

Взаимодействие с семьями воспитанников: организация мини-музея, совместные праздники и развлечения.

Обогащать восприятия жизненных впечатлений. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту. Способствовать накоплению познавательных эмоциональных впечатлений от контакта с игрушкой. Развивать интерес к игрушке, желание с ней играть.

 

Книжная культура

Искусство

Труд

Усидчивость

Терпение

Родная культура

*Художественное творчество

*Коллективные и индивидуальные работы

*Совместные работы 2-3 детей

*Тематические занятия

*Дидактические игры

*Развлечения

Взаимодействие с родителями:

*Консультации, беседы

*Конкурсы работ родителей и воспитанников

*Выставки детских работ для родителей

*Стенгазеты

Продуктивная деятельность: лепка, аппликация и рисование.

- предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы, - формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки, - приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

*Дыхательная гимнастика

*Психогимнастика

*Физминутки

*Игровые упражнения, задания

Взаимодействие с родителями:

*Консультации

Планируемый  результат:

  • освоение детьми доступных знаний о русской народной игрушке – матрёшке;
  • развитие у детей интереса к русской народной игрушке – матрешке;
  • использование детьми игр с матрёшками в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки);
  • проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
  • развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
  • умение рисовать простейшие элементы росписи матрёшек;
  • повышение активности родителей в проведении мероприятий для детей.

Роль родителей в реализации проекта: родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка».

Этапы реализации проекта

Этапы проведения и реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.Изучение интереса детей для определения целей проекта;

2.Определение цели и задач проекта;

3. Определение необходимых средств реализации проекта;

4.Изучение методической, научно-популярной литературы;

подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;

пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами.

Основной этап:

1.Чтение рассказов, сказок о матрешках, загадывание загадок;

2.Просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о матрешках;

3.Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением матрешек;

4.Беседы с детьми: «Народная игрушка – матрешка», «Как играть с матрешкой», «В гости к нам пришла матрешка»;

5Отгадывание загадок о матрешках;

6.Разучивание потешек, стихов, песенок о матрешках;

Заключительный этап:

1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;

2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».

План реализации проекта

Мероприятия

Цели

Сроки

1 этап – концептуальный

1.

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности

формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

Декабрь

2 этап – подготовительный

1.

Подбор  и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников

Повышение знаний педагогов

Декабрь

2.

Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме

Создать условия для реализации проекта.

Декабрь

2 этап – внедренческий

1.

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, иллюстраций, книг

Составление и отгадывание загадок о народных промыслах

Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.

Декабрь

2.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества».

Формирование познавательного интереса к русской народной игрушке через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Декабрь

3.

Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

Приобщать детей к русской национальной культуре; развивать музыкальные способности дошкольников;

Декабрь

4.

Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр, «Матрешкины потешки»

В. Берестов;

Познакомить детей с новыми произведениями; Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитывать эстетическое отношение к народно - прикладному искусству.

Декабрь

5.

«Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»

Развивать мышление у ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание.

декабрь

6.

Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Матрешки»

Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине.                                    Расширить знания детей о матрёшках.                                   Закрепить понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький».                   Закрепить понятия «один», «много», «ни одного».   Развивать изобразительное творчество детей.                        Создать радостное настроение. Закрепить знание цветов.

Декабрь

7.

Слушание музыкальных произведений:  «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

 Формировать у детей умение слушать музыкальное произведение.

Вызывать эстетические чувства у детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать.

Декабрь

3 этап - заключительный

1.

Праздник «Ярмарка народной игрушки»

Обобщить представления о разнообразии народных игрушек.

Декабрь

2.

Презентация для родителей и педагогов.

Подведение итогов проекта

3.

Анкетирование родителей

Обратная связь

Декабрь

Условия реализации проекта:

1. Учебно-методические ресурсы проекта

  • План работы;
  • Список методической литературы;
  • Сборники стихов;
  • выставка продуктов детской деятельности.

2. Материально  – технические ресурсы проекта.

  • DVD-центр, музыкальный центр, компьютер;
  • Иллюстрации на бумажном и электронном носителе;
  • Сборники стихов, загадок.

3. Организация РППС

  • Веракса Н.Е, Веракса А.Н «Проектная деятельность дошкольников».
  • Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  • Клиентов А. «Народные промыслы».
  • Козлова Е. «Матрешке – 100».
  • «Матрёшка: история русской любимой куклы»
  • http://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
  • «Матрёшка – русская игрушка»
  • Пополнение библиотеки группы стихами   Ф. И. Тютчева, С.Д Дрожжина, С. А. Есенина, А. А. Блока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой творческий краткосрочный проект: "Зимнее окно"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702750","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"WIDTH: 48px; HEIGHT: 47px","width":"480"}}]]Краткосрочный группов...

Математика 3 класс (1-4) УМК «Школа России» Тема. Закрепление знаний табличного умножения, деления и геометрических представлений. Форма. Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры".

Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры.Используя математические вычисления: геометрический материал, решение задач, примеров, дать представление детям о связи арх...

Реализация краткосрочных проектов на уроках ОРКСЭ

В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельно...

Краткосрочный проект

Новогодний краткосрочный проект для 2 класса (урок технологии ФГОС НОО ОС "Школа 2100"). Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса "Лучшая методическая разработка - 2014" в номинации "Иннова...

краткосрочный проект

Индивидуальный информационныйкраткосрочный проект«Узоры и орнаменты на посуде»к уроку «Математика вокруг нас»по предмету «Математика»...

Номинация проекта «Лучшая разработка урока (занятия) 1 четверти 2014-2015 учебного года». Краткосрочный проект "Правила дорожного движения"

Вид проекта:  творческо – информационный.Продолжительность проекта:  однодневный.Участники проекта: учащиеся начальной школы 2 класса КРО VII вида.Основное направление проекта:  предупр...

Краткосрочный проект "Старинный замок"

Урок технологии. Работа с бумагой. Изготовление "Старинного замка" по самостоятельно изготовленному чертежу. Работа в группах....