Родительское собрание "Первые шаги ребенка в школе"
методическая разработка (1 класс)

На собрание узнают родители об уровнях адаптации, дезадаптации,о взаимоотношениях ребенка в семье и конечно прозвучат советы  для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема родительского собрания

«Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти.»

Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми. 

Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума. 

Участники: классный руководитель, родители


Основные вопросы для обсуждения: 
1. Адаптация первоклассников, уровни адаптации, дезадаптация.
2. Условия адаптации .Физиологические и психологические условия адаптации первоклассников к школе. Причины дезадаптации.
3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению. 
4. Советы для родителей.

Ход собрания. 
- Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада нашей новой встрече с вами. Хочу поблагодарить вас, что нашли время и пришли на нашу встречу.

Тема нашего сегодняшнего собрания звучит так «Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти». О чём хотелось бы мне с вами поговорить по данному вопросу. Конечно же, о том, как идёт адаптация у наших первоклассников, обратить ваше внимание на уровни адаптации. Какие трудности мешают первоклассникам адаптироваться к новым условиям. Кроме основной темы мы коснёмся и вопросов, касающихся повседневной школьной жизни наших детей - первоклассников.

Что такое адаптация?

На этом термине я уже останавливалась на нашем первом собрании. Мы рассматриваем школьную адаптацию. Это процесс привыкания и приспособления ребёнка к новым условиям, к новым требованиям, к новой деятельности, которое связано со школьным обучением. Но нельзя не коснуться и противоположного процесса адаптации - это школьная дезадаптация. Согласно научному определению- это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.

Если мы возьмём наших первоклассников, то процесс адаптации конечно же без трудностей не протекает.

Но хотелось бы отметить, что часть ребят, примерно по моим наблюдениям – 15учащихся  (48 %), про которых можно уверенно сказать- у них уже прошла адаптация к школьному обучению, они стали настоящими учениками. В течение первого месяца сентября, они освоились в школе, приобрели друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. У этих ребят произошло освоение нового статуса – статуса ученика, новых требований, и нового режима. Это легкая форма адаптации.

Примерно 12 учащихся (38%) имеют более длительный период адаптации. У них больше времени ушло, чтобы принять ситуацию обучения, иногда реагировали на замечания учителя капризами или слезами. Бывает и с одноклассниками не всегда складываются хорошие отношения. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптации, которая наблюдается у учащихся.


И 4 учащихся –это 14%, у которых адаптация проходит трудно и затягивается во времени. У этих ребят часто проявляется негативная форма поведения (мешают вести урок учителю, создают на уроке специально шум), наблюдаются резкие выбросы отрицательных эмоций. На переменах задираются, кричат. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Это тяжёлая форма адаптации учащихся. И мы взрослые должны ребёнку помочь.

Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребёнка, от его темперамента, черт характера, адаптационных способностей, от подготовленности ребёнка к школе и т.д.

Почему  нам, взрослым, нужно внимательно отслеживать этот период адаптации к обучению наших первоклассников?

Потому что, от адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его от пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осознаёт этот период по-своему.

 Психологи выделяют три уровня адаптации учащихся к школьному обучению.

Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

1.Высокий уровень –

Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. 
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. 
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). 
 - Занимает в классе благоприятное статусное положение. 

2.Средний уровень –

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. 
- Понимает учебный материал и усваивает содержание учебных программ. 
- Самостоятельно решает типовые задачи. 
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. 
 - Дружит со многими одноклассниками 

 3.Низкий уровень –(характеристика данного уровня)
- Первоклассник отрицательно относится к школе. 
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. 
- Наблюдаются нарушения дисциплины. 
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. 
- Самостоятельная работа с учебником затруднена. 
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. 
- Для того, чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.  
- Пассивен, близких друзей не имеет.

 « Причины дезадаптации»

В период адаптации очень большую роль играет стиль взаимоотношения взрослого с ребёнком. Конечно, отрицательные эмоции мы проявляем чаще, чем положительные. Хотя должно быть наоборот. Если ребёнка хвалят, поощряют, одобряют и т.д. он чувствует поддержку и будет больше стараться.
Что делать:

1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.

2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.

3. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.

Итоги первой четверти.

Обучение в первом классе безотметочное.

Первые недели обучения я сейчас вспоминаю как кошмарный сон. Дети, как пчёлы, без умолку что- то говорили, не слышали и не видели, что я с ними говорю, объясняю. Уровень работоспособности был очень низок и неустойчив. Очень много времени уходило на организацию и в начале урока и в течение урока приходилось много давать замечания, успокаивать. Активность детей была очень низкой. Из-за постоянного шума было трудно детям воспринимать и понимать тему урока.

Но понемножку дети стали успокаиваться, привыкать к моим требованиям, а также помогла установка в начале урока  у нас камера смотрит директор и родители.Хотя в настоящее время нет ещё полнейшей дисциплины, но всё таки изменения в поведении детей произошли большие. Сейчас можно уже более спокойно провести урок, хотя ещё бывает на каждом уроке нарушители дисциплины.

Чтение. Большую часть первой четверти по чтению занял добукварный период. В этот период дети готовились к чтению, на уроках развивали устную речь, научились составлять схемы слов, предложений; познакомились с понятиями звук, гласные звуки, ударение, слог. До каникул успели познакомиться с восемью буквами.

Дети, которые пришли в школу умеющими читать (4 ) или знающими букв, им легче работать на уроке чтения. Есть группа ребят, которые очень трудно запоминают буквы, очень трудно соединяют их в слоги. Какой совет вам можно дать, чтобы помочь ребёнку. Для запоминания букв – на развороте страницы букваря справа помещён текст. Не читающий ребёнок он не прочтёт этот текст, а вот буквы которые изучили он сможет найти и подчеркнуть. Здесь можно поймать двух зайцев: и буквы запомнить и внимательность развить. Изученные буквы каждый день повторяйте.Читать дома не менее 5 раз. Спрашивать о чем прочитал.

Уроки письма

Моторные навыки, мелкие движения рук ещё очень несовершенны, это вызывает у ребёнка естественные трудности при овладении письмом. Вы это замечаете. На что вам нужно обратить внимание. В первую очередь

1.на посадку ребёнка при письме

2. на то как он держит ручку

3. правильное положение тетради при письме

4.отрабатывать письмо элементов букв в отдельной тетради в узкую линию, отрабатывать соединения букв, большую букву в именах людей, в начале предложения , знаки препинания в конце предложения

5. обращаем внимание на аккуратность

С изучением букв начали печатать и писать прописные буквы. Здесь и проявилась неподготовленность руки к письму. С написанием отдельной буквы ещё можно сказать справляются, а когда пошли слоги и слова, здесь вот появилась трудность в соединении букв, в умении наблюдать за ними, следить за высотой букв. У многих рука дрожит. Буквы получаются неправильные.

Какой совет можно дать. Мы должны развить мелкую моторику руки ребёнка. Предложить ему такие упражнении, которые в этом им способствуют и помогут.

Уроки математики.

По математике идёт знакомство с числовым рядом до 10.Что должен усвоить по данной теме? Ребёнок должен знать место числа в ряду, соотносить название числа с количеством предметов и с цифрами, уметь сравнивать его с другими числами, определять, на сколько больше или меньше другого числа, выполнять с ними арифметические действия на сложение и вычитание. Уметь составлять четвёрку примеров на взаимосвязь сложения и вычитания. Знать состав изученного числа. Научиться записывать число цифрой.

Различать форму, цвет, размер изображённых предметов, уметь предметы группировать по этим признакам.

Уметь читать равенства и неравенства, использовать при письменной записи знаки ,

13 вредных советов родителям первоклассника

1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы

2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.

3.Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.

4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!

5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах

6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!

7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!

8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.

9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам

10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!

11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти

12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.

P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.

                         Упражнения для развития мелкой моторики руки.

1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.

2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.

3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.

4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.

5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.

6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.

7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.

8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.

9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.

10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.

11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.

12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.

Упражнения для развития мелкой моторики руки.

1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.

2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.

3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.

4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.

5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.

6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.

7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.

8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.

9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.

10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.

11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.

12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...

Родительское собрание Гиперактивный ребенок в школе

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"...

Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе".

Родители с волненим ждут 1 сентября. В этот день они поведут своих детишек в первый класс. Папы и мамы волнуются иногда больше самих первоклашек: а все ли у него получится, станет ли он успешным....

Презентация для выступления учителя на родительском собрании "Готовность ребенка к школе"

В данной презентации я  представила материалы для родителей в подготовке ребенка к школе....

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышен...

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...