Классный час "Литературный калейдоскоп"
классный час (4 класс)

Ольга Сергеевна Селютина

Классный час "Литературный калейдоскоп"

Цели: актуализировать и закрепить знания детей по литературе; развивать память, внимание, мышление; сплотить детей в ходе игры.

Ход игры: 1. Вступление. Разминка ("Вопрос-ответ") 2. "От мухи до слона" ( Назвать имена лит. героев) 3. "Портретная галерея" (Угадать произведение и героя по описанию) 4. "Кто здесь был и что забыл?" (Отгадать название произведения по загадке) 5. "Сказочный алфавит" (Назвать персонажей на каждую букву алфавита) 6. "Устами младенца" (Викторина  по сказкам Пушкина) 7. "Вспомни" (Закончить стихотворение, назвать автора и героев), 8. "Угадай мелодию" (Отгадать песню, назвать произведение и его героев), 9. Подведение итогов игры. Награждение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatupnyy_kaleydoskop_.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ход игры

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность, знание текстов книг русских и советских писателей.

1.“Разминка

  1. Как называлась газета, которую выпускал В. Бианки? (“Лесная газета”)
  2. В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)
  3. Друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
  4. Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку.)
  5. Лучшее лекарство для Карлсона. (Варенье.)
  6. Что выманивала Лиса у Вороны в басне И. Крылова? (Сыр.)
  7. Автор сказки “Колобок”. (Русская народная сказка.)
  8. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя.)

2. “От мухи до слона”

Задание: дописать на карточке недостающие части имён литературных героев.

  • Муха... (Цокотуха)
  • Ослик ... (Иа-Иа)
  • Пудель...(Артемон)
  • Сивка...(Бурка)
  • Лиса...(Алиса)
  • Змей...(Горыныч)
  • Пчела...(Майя)
  • Курочка...(Ряба)
  • Черепаха... (Тортила)
  • Конёк...(Горбунок)
  • Поросёнок...(Пятачок)
  • Винни... (Пух)
  • Крокодил...(Гена)

3. “Портретная галерея”

Ведущий зачитывает командам задания по очереди. Если команда не может ответить на своё задание, то право ответа переходит к соперникам.

Вопрос: Кто это, откуда?

  1. Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” - говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)
  2. Это весёлый пёсик, у него чёрная шерсть, остренькие уши и маленькие, забавно блестящие глазки. Из-за него его хозяйка попала в Волшебную страну. (Тотошка. А.М. Волков “Волшебник Изумрудного города”)
  3. Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся за болотными кочками. (Тараканище. К.И. Чуковский “Тараканище”)
  4. Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)
  5. Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)
  6. Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение...улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)

4. “Кто здесь был и что забыл?”

Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет-загадку. Задание – назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.

Предметы-загадки:

  1. Азбука. (А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  2. Веретено. (Ш. Перро “Спящая красавица”.)
  3. Короб. (Русская народная сказка “Машенька и медведь”.)
  4. Красная шапочка. (Ш. Перро “Красная шапочка”.)
  5. Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
  6. Туфелька. (Ш.Перро “Золушка”.)
  7. Монетка. (К.Чуковский “Муха-Цокотуха”, А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
  8. Сапог. (Ш. Перро “Кот в сапогах”.)
  9. Горшочек. (Братья Гримм “Горшочек каши”)
  10. Верёвка. (А.Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”.)
  11. Воздушный шарик. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
  12. Банка с вареньем. (А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”.)

5. “Сказочный алфавит”

Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.

Примеры:

А – Алёнушка, Айболит, Алиса;

Б – Буратино, Базилио

В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;

Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;

Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;

Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;

Ж – Жучка;

З – Золушка;

И – Иванушка;

К – Колобок, Кай;

Л – лягушка-путешественница;

М – Мауги, Машенька;

Н – Незнайка;

О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;

П – Пятачок;

Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;

С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;

Т – Том Сойер, тараканище;

У – Урфин Джюс;

Ф – Финист, Федора;

Х – Хаврошечка, Хоттабыч;

Ц – Царевна-лягушка;

Ч – Чиполлино, Черномор;

Ш – Шапокляк;

Щ – щука;

Э – Элли, эльфы;

Я – баба Яга.

6. “Устами младенца” по сказкам А.С. Пушкина

следующий конкурс будет посвящён сказкам А.С. Пушкина, которые любят и знают дети. Наш конкурс будет называться “Устами младенца”. По детским словам вы должны будете определить героя или название сказки А.С. Пушкина. А задание для вас должна прочитать команда противника.

  1. Это такой предмет, он не волшебный, но если б его не было, то не было бы и сказки.
  2. Эта вещь длинная и крепкая.
  3. Но она как бы вся рваная.
  4. Ею можно кого-то поймать.

(Сети в “Сказке о рыбаке и рыбке”)

  1. Это одежда, но не совсем, просто одежда из неё состоит.
  2. В неё одеты много героев из одной сказки.
  3. Она блестит.
  4. А в сказке сказано, что “как жар горит”.
  5. Это есть и у рыбок.

(Чешуя. “В чешуе, как жар горя, 33 богатыря”)

  1. Это бедный человек и плохо одетый.
  2. У него нет денег, но он работает, только не на работе.
  3. Он добрый и сильный. Он никого не обижает, но может и обидеть.
  4. Он больно щёлкнул одного дядьку по лбу.

(Балда)

  1. Она красивая, очень даже красивая.
  2. Она волшебная.
  3. Она царица, наверное.
  4. Она может выполнить любые просьбы.
  5. Если её поймать.

(Золотая рыбка)

  1. Он очень волшебный. Может, в него превратился волшебник.
  2. Но вообще-то это не человек
  3. В сказке он приносит пользу для страны.
  4. В конце сказки он сильно наказывает царя.
  5. Это птица такая.

(Петушок. “Сказка о золотом петушке”)

7. “Закончи стихотворение”

Ведущий начинает читать стихотворение, а команда должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.

  1. Вместо шапки на ходу

Он надел (сковороду)

  1. Я ль на свете всех белее,

Всех румяней и (белее)

3.У тебя на шее вакса,

У тебя под носом (клякса)

  1. И пришёл к Айболиту Барбос:

Меня курица клюнула (в нос)

  1. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (петушка)

  1. И жених сыскался ей

Королевич (Елисей)

8. “Музыкальный”

Отгадать песню, герои песен – литературные герои

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час :"Осенний калейдоскоп».3 класс

Данное мероприятие относится к серии занятий по  воспитанию у детей здорового образа жизни . Цели занятия : Пробудить у уч-ся заботу о своём здоровье, дать им возможность осознать важн...

КЛАССНЫЙ ЧАС « КАЛЕЙДОСКОП»

Интерактивные технологии в учебно-воспитательном процессе позволяют решить ряд проблем. Технология коллективного взаимодействия помогает ученикам «погрузиться» в тему на время, повышается ответственно...

Классный час "Калейдоскоп наших отношений"

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие взаимоуважения....

Классный час "Осенний калейдоскоп"

Классный час посвящен празднику осени. Форма проведения - игра-соревнование, Цели: активизировать  познавательную деятельность, развивать внимание, мышление, логику, прививать интерес к изучению ...

Классный час. Калейдоскоп Мира

Цель: воспитание гражданина-патриота нашей Родины. Задачи: воспитывать у детей чувство любви к Родине, ценность добра, общения; формировать понятие о мире; показать значимость дня Знаний, мира на Зем...

Классный час " Калейдоскоп профессий"

Данный материал может пригодится для проведения классных часов в 3-4 классов с целью расширения знаний детей  о мире профессий взрослых....

Классный час "Калейдоскоп профессий"

Презентация к классному часу "Калейдоскоп профессий"...