"К первоцветам в гости"
методическая разработка (3 класс)

Мухамадиева Альмира Камиловна

Данный материал может использоваться на занятиях в объединениях с учащимися во внеурочное время, при проведении внеклассных занятий в школе,  в ходе проведения которых учащиеся знакомятся с раннецветущими растениями - первоцветами родного края, их морфологическим строением, учатся различать их друг от друга по внешним признакам. Содержание данного материала имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как воспитывает у них уважительное, бережное отношение к природе, желание сохранить первоцветы Республики Башкортостан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка занятия23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Объединение: «Азбука природы»

Возраст учащихся: 9-10 лет

Тема занятия: «К первоцветам в гости»

Вид занятия: внеурочная деятельность.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: вызвать интерес у учащихся  к изучению

первоцветов, произрастающих на территории Республики Башкортостан.

Задачи:

Обучающие: 

  • дать представление о  первых весенних цветах родного края;
  • расширить и конкретизировать первоначальные представления о первоцветах  Республики Башкортостан.

Развивающие: 

  • сформировать  умение определять дикорастущие растения по внешнему виду;
  •  развивать связную речь, внимание, воображение детей;

Воспитывающие: 

  • научить работать в одной команде;
  • воспитать чувство гордости за богатства малой родины, стремление сохранить их.

Форма занятия: игра-путешествие

Форма организации работы: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные (рисунки, плакаты), практические.

Оборудование: изображения первоцветов, плакаты с правилами охраны первоцветов: «Не надо рвать большие букеты!», «Не губи места произрастания первоцветов», «Не покупайте», «Сохраним первоцветы», раскраски листовок, набор фломастеров,  рисунки первоцветов:

Ход занятия

1.Организационный момент. 

II. Основная часть

2.1 Введение в тему

Загадка о весне:

                                            Зазвенели ручьи,

                                            Прилетели грачи.

                                            В дом свой – улей – пчела

                                            Первый мед принесла.

                                            Кто скажет, кто знает,

                                            Когда это бывает?

-  Какие изменения происходят весной? (ответы учащихся) 

- Все мы знаем, что цветы приносят нам радость, они украшают нашу жизнь.

- Сегодня на занятии мы поговорим о первоцветах.

- Ребята, как вы думаете, что такое первоцветы?

Первоцветы – это первые, самые нежные весенние цветы.

- Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Отгадайте загадку:

«Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает» (подснежник)

(педагог вывешивает рисунок на доске)

- А почему их называют подснежниками?

(потому что они первыми появляются из-под снега)

Подснежники бывают разного цвета – то голубые, то белые, то лиловые.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в весенний лес.

2.2 Объяснение нового материала

        Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает  сказку «Как появились цветы на земле».

          Возвращался Иван-царевич от Бабы Яги, доехал до большой широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он – возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная».

                                                  У этого растения

Чудесное строение:

Листья волнистые,

    Как шерсть у барана,

                                                   И зацветает оно

                                                    Очень рано!

Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

- Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег.

Мать-и-мачеху  можно увидеть повсюду: на берегах рек, у заборов.

Этих цветов очень много, они сияют желтым цветом, будто фонарики.

- Почему же цветок получил название мать – мачеха?

-Да потому, что нижняя часть покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи.

- Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь – берегут капельку сладкого драгоценного нектара.

- Это растение очень целебно, оно помогает от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло. А ещё это растение – чудесный медонос для пчёл.

Четвертая остановка - «Ландышевая».

                                              Ветерок веселый, смелый

В лес весенний залетел.

       Встрепенулся ландыш белый

                                              И тихонько зазвенел.

 Колокольчик из фарфора

             Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»

И разлился в чащах бора

                                              Мелодичный перезвон.

Педагог предлагает загадку:

 «Белые горошки на зеленой ножке» (ландыш).

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли.

- А знаете ли вы, ребята, что цветы ландыша превращаются в красные ягоды?

Только их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты. Но препараты  из листьев, цветков, семян –это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца.

- Почему рядом с изображением ландыша красный кружок? (охраняемое, лекарственное растение, ядовитое.)

Пятая остановка – «Медуница неясная»

Педагог дает описание медуницы и открывает картинку.

- На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие сиреневые, третьи ярко-синие. Каждый цветок на протяжении своей жизни меняет цвет. Чем ярче разноцветные соцветия, тем быстрее их замечают. Кроме того, по окраске цветка пчела определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета мёда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает синим.

Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром.

Шестая остановка – «Ветреница уральская»

Педагог дает описание ветреницы и открывает картинку.

- Это небольшое растение с белым, как звёздочка, цветком на верхушке стебля. Своё название ветреница получила за то, что её тонкий нежный стебелёк качается от малейшего ветерка. Растение это ядовита и опасно для скота. Цветки ярко-желтые, пятилепестковые.   Есть одна интересная особенность у этого цветка, т.е. поворачивает цветок к солнцу – источнику тепловых лучей, а в ненастную, холодную погоду и на ночь – наоборот, закрывает лепестки.

«Хохлатка»

Цветок хохлатка и разновидности этого растения являются отличными медоносами, в шпорцах которых накапливается много сладкого нектара. Правда, добыть его удается только насекомым с длинными хоботками, таким как шмели. Зрелые плоды растения – это сухая коробочка, по форме напоминающая стручок, в которой формируются семена. Они достаточно крупные, черные, с блестящей поверхностью и сочным белым присеменником – настоящим лакомством лесных муравьев, которые собирают семена и играют большую роль в распространении вида.

Седьмая остановка - загадки про  «Первоцветы».

  • Цветет, любимая пчелой, в дубравах.

           Никто другой в стране лесной

           Не может, как она весной,

           В три цвета нарядиться.  (медуница)

  • Самый первый, самый смелый, в капюшончике снежно-белом. (подснежник)
  • Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)
  • Его стебелек качается от малейшего ветерка. (ветреница)
  • Что за ранние цветок

           В марте выпустил листок?

           Цветочки солнышком горят,

          Листки задуматься велят:

         «Почему верхушка наша

          Очень холодна,

          А нижняя сторонка,

          Как мамочка,

          Нежна, тепла?»     (мать-и-мачеха)

Физкультминутка

- Если я назову растение – первоцвет, то дети приседают, а если называет другое растение, то подпрыгивает на месте.

Название растений: колокольчик, мак, василек, ветреница, роза, мать-и-мачеха, астра, тюльпан Биберштейна, хохлатка, медуница, ромашка, гвоздика, нарцисс, ландыш, подснежник, первоцвет весенний, горицвет и т.д.

2.3  Практическая работа

Педагог раздаёт детям листовки, в котором гласит:

«Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов», «Не рви большие букеты!», «Помогите сохранить исчезающие растения,

«Защитим цветы Башкортостана», «Не покупайте! Не рвите! Сохраните!»

- Как можно это сделать?

Ребята рисуют на листовках первоцветы. Затем детям даётся поручение развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы.

МОЛОДЦЫ! Вы прекрасно справились!

Слайд. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

- Ребята, мы сейчас убедились, какая богатая флора Башкортостана, но ей всегда поступают угрозы и самая коварная  – ПОЖАР.

Мультфильм «Пожарная безопасность» (просмотр м/ф) 

-  Как важно сохранить богатство леса

- Каковы правила поведения в лесу? (ответы детей) слайды с картинками

- Я думаю, что вы эти правила соблюдаете.  

2.4 Закрепление изученного материала

- Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (первоцветы)

- Какие первоцветы вы знаете?

- Какие первоцветы используются в лечебных целях?

- Люди собирают первоцветы как лекарственные травы, они часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания. Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время.

- Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов?

(педагог показывает листовки)

III. Заключительная часть

- Подводя итог нашего занятия, я надеюсь, что вы теперь имеете какое-то представление о первых весенних цветах, что вы сможете определить их по внешнему виду.

- А также я надеюсь, что вы испытываете чувство гордости за богатства Башкортостана, стремление сохранить их.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Первоцвет"

Задачи:1. Образовательные:1.1.          Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;1.2....

Статья о первоцветах

Моя статья  для СМИ...

Путешествие с муравьём Вопросиком в мир первоцветов родного края.

Презентация содержит сведения о первоцветах, направлена на формирование основ экологической культуры....

В гости к первоцветам

Путешествие в срану первоцветов. (Разработка для начальных классов)...

В гости к первоцветам

Путешествие в срану первоцветов. (Разработка для начальных классов)...

КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"

КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"...

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)...